ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Юшкова М.О. 1, Рожкова С.А. 1
1Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы́
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современность такова, что возрастающие требования к организации обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические методы, нацеленные на приведение способов обучения и воспитания в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В связи с этим огромное значение приобретает проблема внедрения эффективных приемов самостоятельной работы в учебно-воспитательном процессе. Необходимость самостоятельной работы формирует в учениках повышение самооценки, рост эрудиции, нестандартность мышления.

Педагоги, работающие с данной проблемой указывают на необходимость использования учителем методов мотивирующих и обучающих учеников умению поставить цель, определить задачи, построить план действий, выбрать способы и средства достижения, рационально распределить время и силы. При использовании данных методов можно гарантировать развитие в характере ребенка такого качества как самостоятельность.

Общество предъявляет к школе ряд основных критериев по воспитаю личности. Умение креативно мыслить, правильно сформулировать и представить свою идею, самостоятельно анализировать, корректировать и адекватно оценивать свою деятельность; обладание коммуникативными навыками, стремление к самосовершенствованию и самообразованию - все это соответствует современному устройству общества.

Требования к организации самостоятельной работы учеников на уроках русского языка:

  1. Необходимыми условиями самостоятельной работы являются конкретная задача и алгоритм ее решения;

  2. Уровень сложности данной работы должен увеличиваться постепенно и соответствовать возрастным особенностям школьником.

  3. Педагог предлагает разноплановые самостоятельные задания, контролирует и корректирует их выполнение.

  4. Учителю необходимо избегать однообразности, стремится развивать в детях активность, желание узнавать новое и креативный подход к делу [1, c.72-75].

Внеурочное обучение - это действие, проходящее, помимо школьных уроков, которое основывается на изучении тех или иных предметов.

Организация внеклассной работы по русскому языку в начальной школе основывается на дидактических правилах, понятиях общедоступности, наглядности, инициативности, преемственной связи между теорией и практикой.

Обучение следует считать хорошо организованным и оптимально построенным только тогда, когда ученик демонстрирует навыки самостоятельной работы не только на уроках при контроле педагога, но и во внеклассной деятельности. В процессе самостоятельной работы на уроках русского языка учащиеся проявляют высокую познавательную активность и возрастающий интерес к предмету расширяя при этом свои творческие способности.

Необходимо воспитывать в учащихся стремление самостоятельно добывать информацию и ориентироваться в ней. Следовательно важно не только заинтересовать детей в поиске необходимой информации, но и сформировать навыки и умения для использования методов и приемов самостоятельной деятельности. Все вышеперечисленное является необходимым инструментом в решении такой сложной задачи, как формирование и поддержание интереса к активной самостоятельной познавательной деятельности при изучении русского языка.

Немаловажным фактором для повышения уровня самостоятельности детей младшего школьного возраста является участие родителей во внеурочном учебном процессе. Задача родителей организовать преемственность и непрерывность интереса ребенка к учебе в школе и дома. Это достигается при помощи составления учителем алгоритма самостоятельной деятельности и реализации ее родителями при подготовке ребенком домашней работы.

Вышесказанное подтверждает: технология организации самостоятельной работы учащихся начальных классов реализуется путем взаимодействия всех участников образовательного процесса – школы, педагогов, учащихся и родителей.

Исследование было проведено в Муниципальном общеобразовательном учреждении Лицей № 21 Кировского района городского округа город Уфа Республика Башкортостан, в МБОУ Школе № 22 городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а так же в МБОУ Школе № 9 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

В исследовании принимали участие семьи, в которых возраст ребенка варьировался от 9 до 11 лет. Для данной работы были выбраны дети с низким уровнем самостоятельности. В ходе исследования были выявлены причины приведшие к этому. Также была разработана и предложена программа по повышению уровня самостоятельности детей младшешкольного возраста.

В данном исследовании были использованы тест С. Колосовой«Насколько вы самостоятельны», анкета для родителей и беседа с ребенком и родителями.

Таким образом, по результатам анкетирования, тестирования и самостоятельной работы, можно выделить ряд причин низкого уровня самостоятельности у детей младешкольного возраста:

  1. Гиперопека со стороны родителей;

  2. Физическое или психологическое отсутствие родителей;

  3. Неуверенность ребенка в себе и в своих действиях (низкий уровень самооценки);

  4. Минимальные знания по русскому языку;

  5. Нарушение предметно-манипулятивной деятельности ребенка (не посещал дошкольное образовательное учреждение);

  6. Влияние темперамента на самостоятельность ребенка.

  7. Нарушение режима дня школьников.

Первые четыре причины встречаются наиболее часто.

Основываясь на вышеперечисленных причинах нами была разработана программа по повышению уровня самостоятельности у детей младшешкольного возраста.

Корректировка поведения родителей учащегося (снижение гиперопеки).

В современно мире довольно часто случается, что родители, стремясь обезопасить своего ребенка, лишают его возможности самостоятельно решать проблемы, навязывая свое мнение, чувства, мировоззрение и свои алгоритмы решения задач.

При выполнении упражнения по русскому языку родитель должен озвучить ребенку следующий план выполнения самостоятельной работы:

  1. «Повтори правила»;

  2. «Прочитай задания к упражнению, повтори, что нужно сделать»;

  3. «Прочитай упражнение и выполни все задания устно»;

  4. «Выполни задание письменно»;

  5. «Проверь работу».

Следуя этому плану ребенок научится самостоятельно решать учебные задачи.

Физическое или психологическое отсутствие родителей

В данном исследовании были выявлены родители, которые по мере возможности пытаются контролировать конечный продукт деятельности ребенка, но важно проконтролировать сам процесс выполнения самостоятельной работы, помочь преодолеть трудности в при выполнении упражнения.

Так же родителям необходимо интересоваться:

- какие правила по русскому языку ребенок изучал сегодня в школе;

- как он понял материал;

- как он может объяснить, доказать правильность выполнения упражнения.

Родители всегда должны помнить, что знания о языке ребенок в первую очередь приобретет в семье, исходя из этого необходимо применять правила русского литературного языка в повседневной жизни. Уместным так же будет приводить примеры крылатых выражений, цитирование из рассказов, басен и т. д. При этом стоит указать источник откуда было взято слово, высказывание, это может заинтересовать, мотивировать школьника к самостоятельному углубленному изучению данного вопроса, что в дальнейшем повлияет на расширение словарного запаса ребенка.

«Дневник по русскому языку», как метод повышения уровня самостоятельности и самооценки ребенка в младшешкольном возрасте.

В ходе проведения опытно-педагогического исследования были выявлены дети с минимальными познаниями в области русского языка. Данная проблема влияла на уровень самостоятельности и самооценки ученика. Для решения данных проблем была разработана методика, которую можно успешно применять как на уроках русского языка, так и во внеурочное время.

«Дневник по русскому языку» позволяет ученику выявлять и устранять «пробелы» в изучение языка, а так же помогает организовать ребенка и повысить его самооценку (при проведении рефлексии). С примером такого дневника можно ознакомиться в.

Структура «Дневника по русскому языку»

  1. Введение. Ребенок знакомится с данным видом работы, правилами заполнения и ведения дневника по русскому языку.

  2. Правила по русскому языку. Ребенок фиксирует изученные правила в виде таблиц, к которым при затруднении может обращаться.

  3. Словарь. Ученик заносит неизвестные ему слова (по написанию, значению) и поясняет их значение, тем самым расширяет свой словарный запас.

  4. Прописи. Школьник учится правильно держать ручку, писать буквы, их соединения и др. (данная работа применяется в первом классе или при исправления почерка, при этом необходим контроль со стороны родителей)

  5. Цитаты и крылатые выражения. Ребенок фиксирует понравившиеся ему отрывки из текста, тем самым расширяя свой кругозор и отрабатывает умение списывать текст.

  6. Рекомендуемые упражнения. Ученику предлагается ряд упражнений ориентированных на закрепление того или иного правила по русскому языку. При выполнении данного задания рекомендуется контроль родителей, они могут дополнять упражнения по теме или правилу, предварительно обговорив данное изменение с учителем.

  7. Мои достижения. Данная работа оформляется в виде сочинения учащегося (объем неограничен), в котором он оценивает свои знания по русскому языку, отмечает свои достижения, анализирует свою деятельность, тем самым повышает уровень своей самооценки.

Рекомендации родителям при организации работы ребенка с «Дневником по русскому языку.»

Для того, чтобы ученик мог в полной мере восполнить «пробелы» в изучении русского языка, воспитать в себе самостоятельность и повысить самооценку, родителям необходимо предварительно проконсультироваться с учителем об успеваемости своего ребенка. При введении данной методики родители должны приучить школьника к систематическому заполнению данного дневника, в последующее время это станет привычкой ребенка и необходимость контроля со стороны родителей будет минимизирована.

Если ученик испытывает затруднение при выполнении упражнения родители могут помочь своему ребенку, но не решать за него задание, необходимо подвести школьника к самостоятельному решению проблемы, путем приведения наводящих вопросов.

После реализации данной программы в испытуемых семьях была проведена диагностика ее успешности и сделаны следующие выводы:

  1. Отмечено существенное снижение гиперопеки со стороны родителей. Они стали больше прислушиваться к мнению своих детей, расширили границы их самостоятельной деятельности. Родители стали более уверенными в возможностях своих детей, так как наглядно увидели, что дети самостоятельно могут решать многие проблемы.

  2. Взгляд со стороны на необходимость собственного психологического и физического присутствия на данном этапе в жизни своего ребенка заставил родителей так спланировать свой день, чтобы была возможность проводить больше времени со своими детьми.

  3. При проведении данного исследования, нами было выявлено, что дети с низкой самооценкой в большей степени подвержены невысокому уровню самостоятельности. В затруднительных ситуациях они стесняются обратиться за помощью и предпочитают лучше не решать проблему, чем обратившись за советом показаться глупыми. Был разработан «Дневник по русскому языку» для школьников, при систематическом выполнении заданий по русскому языку у детей наблюдалась положительная тенденция: у школьников улучшалась успеваемость по русскому языку, они стали более общительными с родителями, в случае затруднения проявляли меньшую скованность и не стеснялись обращаться за помощью, постепенно дети становились более активными на уроках и при выполнении домашнего задания.

Таким образом, при ежедневном выполнении данной программы, в испытуемых семьях наблюдается улучшение взаимоотношений между родителями и детьми, у школьников возникает интерес к русскому языку и они самостоятельно восполняют «пробелы» по этому предмету.

Литература:

  1. Карасик, В.И. Аспекты языковой личности [Текст] / В.И. Карасик. – Волгоград. – 2001. – С. 42-43.

  2. Нильсон О.А. «Теория и практика самостоятельной работы учащихся» - Тал., 2012.

  3. Пидкасистый П.И. «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении» - М., 2012.

  4. Сандалова, Н.Н. Исследовательская деятельность в начальном общем образовании: учебно-методическое пособие [Текст]/ сост. Н.Н. Сандалова. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. – 56 с.

  5. Суворова, В.П. Обучение восприятию и созданию текста – единый творческий процесс [Текст] / В.П. Суворова // Русский язык в школе. – 2001. – №6. – С. 3–6.

  6. Талызина Н.Ф. «Формирование познавательной деятельности младших школьников» - М., 2013.

  7. Фридман Л.М., «Проблемная организация учебного процесса» - М., 2013.

  8. Щукина Р.И. «Формирование познавательной активности школьников в процессе обучения» - М., 2011.

Просмотров работы: 462