МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГЛАГОЛА В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГЛАГОЛА В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Лабзина В.С. 1, Тагирова Л.Н. 1, Шафикова Р.Р. 1, Турдиахмедова А.Р. 1
1БГПУ им.М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Русский язык богат своим лексическим многообразием. Именно он как ничто другое способен передать всю глубину чувств и всю полноту эмоций. Красоту русского языка восхваляли великие писатели и поэты. Одним из них является Иван Сергеевич Тургенев.

С самого рождения мы слышим и используем русскую речь, но лишь в школе мы начинаем изучать русский язык как предмет. Он является одним из важнейших компонентов в воспитании и обучении школьников.

Приходя в школу, ребенок начинает постепенно познавать всё многообразие данного языка.

Одним из важнейших аспектов русского языка являются его части речи, а именно: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, имя числительное, местоимение.

Но это не все части речи, которыми богат наш язык, это лишь та часть, которую изучают дети в начальной школе.

В данной статье мы рассмотрим теорию и методику преподавания глагола школьникам в начальном общем образовании.

Изучение глагола начинается с первого класса. Обучающимися не употребляется данный термин, они используют – «слова действия». Лишь во втором классе у учащихся формируется понятие «глагол».

Рассматривая «Глагол», обучающиеся в начальной школе знакомятся с такими темами как:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Слова, обозначающие действие

Глагол

Глагол

Повторяем, что знаем. Роль глаголов в языке

 

Значение глагола

Изменение глагола по временам

Прошедшее время

 

Число глаголов

Глаголы настоящего времени

Неопределенная форма глагола

 

Роль глаголов в предложении

Глаголы прошедшего времени

Спряжение глаголов в настоящем времени

   

Глаголы будущего времени

Спряжение глаголов в будущем времени

   

Неопределённая форма глагола

2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени

   

Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола.

Способы определения спряжения глаголов

   

Изменение глаголов по числам

Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени

   

Развитие речи. Обучающее изложение по теме «Глагол».

Правописание глаголов на

тся и - ться.

   

Развитие речи. Сочинение.

Глаголы-исключения.

   

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Написание безударных окончаний глагола

   

Не с глаголами

Разбор глагола как части речи.

   

Глагол. Разбор глагола как части речи

Проверь себя

   

Контрольный диктант по теме «Глагол». Работа над ошибками.

Контрольный диктант по теме «Глагол»

     

Анализ контрольного диктанта

На протяжении всего обучения в начальной школе, обучающимися составляется свой мини-словарь, который может выглядеть таким образом:

1 класс

Действие - поступки, поведение, образ действий.

2 класс

Глагол - часть речи, обозначающая действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Число глагола- морфологический признак глагола, зависящий от числа имени существительного, с которым он связан; признак показывающий, что глагол находится только в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении.

Единственное число – категория глагола, показывающее, что действие совершено одним лицом.

Множественное число – категория глагола, показывающее, что действие совершено одним лицом.

3 класс

Время глагола – переменный морфологический признак глагола.

Прошедшее время- обозначает, что действие происходило до того, как о нём стали говорить.

Настоящее время - действие, которое происходит сейчас.

Будущее время - действие, которое произойдёт после того, как о нём расскажут.

Неопределенная форма глагола (инфинитив) – начальная форма глагола, отвечающая на вопросы что делать? Что сделать?

4 класс

Спряжение - изменение глаголов по лицам и числам.

I спряжение - глаголы I спряжения имеют окончания:-у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).

II спряжение - глаголы II спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

Лицо - это важнейшая категория глагола, с помощью которой указывается, кто производит действие.

Для закрепления полученных знаний учителем используется различный занимательный материал, например, игры, пословицы, поговорки, описание по картине, считалки.

Половинки

Учащиеся, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.

Игру можно усложнить, прочитав конец пословицы, предложив обучающимся найти ее начало.

Любишь кататься,

Делано наспех,

Что посеешь

За двумя зайцами погонишься,

Доброе слово

У плохой пряхи

Волков бояться —

Век живи,

Как аукнется,

Чем дальше в лес,

Делу время,

Не в свои сани

Поспешишь —

Семь раз отмерь,

В гостях хорошо,

то и пожнешь.

и кошке приятно.

в лес не ходить.

нет для себя рубахи.

ни одного не поймаешь.

люби и саночки возить.

сделано на смех.

а дома лучше.

тем больше дров.

век учись.

так и откликнется.

потехе час.

не садись.

людей насмешишь.

один раз отрежь.

Опишите картину

Найдите глаголы

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Умей взять, умей и отдать.

Как пришло, так и ушло.

Умеешь ссориться, научись и мириться.

Дождик вымочит, солнце высушит.

Вставь убежавшие глаголы:

Ежи

У нас под крыльцом _______ ежи. По вечерам вся семья _________ гулять. Взрослые ежи ________ землю маленькими лапами. Они достают корешки и едят. Маленькие ежата в это время играют, _______.

Однажды к старому ежу ___________ собака. Ёж свернулся в клубок и замер. Собака осторожно покатила ежа к пруду. Ёж плюхнулся в воду и поплыл. Я прогнал собаку.

На следующую весну остался под крыльцом один старый ёжик. Куда девались остальные? Они переселились в другое место. Старый ёж не захотел покинуть мой дом.

Изучение глаголов сложный и кропотливый труд, поэтому одной из задач учителя является заинтересовать детей, а сделать это можно не только предложенными в данной статье способами, но и многими другими.

Просмотров работы: 1114