С помощью таких видов фольклора как: пестушки, потешки, пословицы и поговорки, игры, заклички, считалки, скороговорки, чистоговорки и загадки у ребенка развивается:
Воображение
Фантазия
Эмоциональная восприимчивость
Образность и выразительность речи
Духовное развитие
Для того, что бы добиться желаемых результатов в развитии речи детей младшего школьного возраста с помощью малой формы устного народного творчества, студенты 2 курса направления «Начальное образование» ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» совместно с
учениками 3 класса МАОУ СОШ «Центр образования»№35 г. Уфы, под руководством преподавателя Е.В.Гуровой реализовали проект «Развитие речи младших школьников через малую форму фольклора».
Цель: Создание сборника «детского фольклора»
Задачи: - привлечь детей к творческому мышлению, воспитанию, воображению
- приобщение детей к чтению через творчество
- развить навык выразительного чтения учащихся
- дать представление о сущности детского фольклора
- воспитать интерес к теме детского фольклора
- привлечение родителей и детей в совместной деятельности над развитием речи
Материально техническое обеспечение: наглядный материал (серия книг «Сказочная кладовая детского фольклора»), фломастеры, цветные карандаши, бумага, карандаши.
Ход выполнения проекта:
1). Знакомство детей с понятием фольклора, его видами и серией книг «Сказочная кладовая детского фольклора» (изд.Белый город).
2). Нами создан сборник с заданиями, которые соответствующего возрастного уровня. Материалы данного сборника направлены на развитие речи и воображения у ребенка. Подготовленные сборники были розданы детям, и каждый учащийся получил задание придумать собственное название своей книжки. На каждой страничке изображены картинки, задача учащихся – рассказать о том, что там изображено. Напротив картинки расположено задание (прочитать скороговорку, пестушки, потешки, пословицы и поговорки, игры, заклички или считалки, ответить на вопросы и т.д.), целью которого объединить тематично картинку и форму фольклора. Данный род заданий развивает у ребенка классификацию, логическое и образное мышление.
3). Обучение выразительному чтению детей, согласно предложенным заданиям. Очень важно чтобы дети поняли смысл прочитанного, сопоставили его с изображением и сделали определенный вывод по выполнению задания. После проверяем всем классом задание и даем время для заучивания того и иного вида детского фольклора. Далее по желанию каждый ребенок перед классом рассказывает выразительно наизусть.
4). Самостоятельное выполнение работы согласно заданиям. И на основе уже имеющихся знаний в конце книжки написать знакомый ему пример вида детского фольклора.
Худой мир лучше доброй ссорыДобрый конь не без седока,
а честный человек не без друга.
Литература:
1. Серия книг «Сказочная кладовая детского фольклора» [Текст]// Белый город, 2010-2011-2013.
2. Колядич, Т.М.,Капица,Ф. С. Русский детский фольклор: учебное пособие [Текст]// - Москва:Литагент «Флинта», 2011. – 64 с.
3. Скопина Е.В., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки порусскому языку + фольклор на уроках русского языка и чтения. -Москва «ВАКО». 2004.
4. Даль В. Пословицы русского народа. - М., 2003.
5. И.Шаповалова Е.В. Использование малых форм фольклора // Начальнаяшкола, 1998. - № 2.
6. Хлыстакова А.Н. Литературное развитие младших школьниковсредствами фольклора // Начальная школа, 1996.