ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 1 КЛАССЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 1 КЛАССЕ

Ахтарьянова Г.Ш. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день, в эпоху научно–технического прогресса, когда вокруг каждого чудеса техники, общество ожидает от человека не шаблонных копирований дейст­вий, а творчества, креатива, быстрой адаптации и вовлечения в деятельность с последующим продуктивным результатом. С этой целью, задачей современной школы, становится воспитание творческого, любознательного, активно и познающего мир младшего школьника. Развитие творчества, любознательности будет более успешно, если урочную деятельность школьника, совмещать с внеурочной работой. Организация обучения именно таким образом, позволит расширить знания обучающегося в сфере культуры, искусства, развить его творческие умения, способствующие формированию универсальных учебных действий. [4,5].

Внеурочная деятельность школьников – эта деятельность, включающая в себя все виды деятельности обучающегося, кроме учебной.

Главная цель внеурочной деятельности – содействие интеллектуальному, духовно–нравственному и физическому развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Внеурочная деятельность, правильно организованная учителем, в начальной школе, позволяет:

– благоприятно адаптироваться учащемуся в классе;

– урегулировать нагрузку по учебе;

– создать благоприятные условия развития ребенка;

– учитывать индивидуальные, психологические и возрастные особенности [1, 52].

Задачи внеурочной деятельности должны опираться на задачи воспитания, духовно–нравственного развития и социально–семейной культуры личности. Во внеурочной деятельности, можно выделить такие задачи, как:

– мотивация школьников к участию в мероприятиях внеурочной деятельности;

– обучение школьников способам овладения различными видами внеурочной деятельности;

– помощь школьникам в осуществлении ими самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов различной направленности;

– формирование и развитие детских коллективов, совместно участвующих в различных видах внеурочной деятельности.

В начальных классах, в связи с возрастной и психологической особенностью ребенка, внеурочная деятельность часто организуется в форме игры, с использованием одного или нескольких методов организаций этой деятельности. Наиболее перспективной формой организации деятельности детей, является проект, так как он позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности.

Для реализаций проекта, учителем составляется программа, в которую включаются все этапы создания этого проекта, цели, задачи, планируемые результаты и УУД, формируемые у обучающихся. Программа должна решать различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством.

Воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности. Творческие задачи: умение осознанно использовать образно–выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности [3, 135].

Во время занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства, создают творческие проекты.

Например, на наших кружковых занятиях мы провели проект «Изготовление копии картины А.Х. Ситдиковой «Башкирский мёд», используя различные материалы. Занятие увлекательное, нестандартное, так как в данной технике школьники впервые использовали такие материалы и принадлежности для творчества, как, ткани, бисер.

Для обучающихся была проведена беседа о творчестве А.Х. Ситдиковой с презентацией, узнали историю создания картины «Башкирский мёд».

Далее уже идет сам процесс моделирования картины выбранным способом.

Для работы нам понадобились следующие материалы: ножницы, клей, карандаши, ластик, палитра, ткани, украшения, гуашь, кисти, стакан для воды и др.

Для основы работы мы выбрали плотный картон или ватман, на который мы наметили эскиз картины.

Методика изготовления модели «Башкирский мёд»

1. Формулирование темы и цели первого занятия. Проводится беседа. На данном этапе осуществляется формирование регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД – ведется диалог, дети воспринимают учебную задачу и ставят цель.

2. Педагогический показ материала на втором занятий: «Ребята, перед вами копия картины «Башкирский мёд» А.Х.Ситдиковой. Посмотрите внимательно на картину, и подумайте, какой элемент картины нужно создавать сначала? Какой элемент следующий? Какой элемент будем выполнять, при завершении картины? Дети высказывают свои предположения, выстраивают ассоциации, тем самым развивают свое воображение. Совместно с учителем строится и записывается план работы. Дети понимают важность коллективной работы, договариваются и разделяют обязанности. На данном этапе осуществляется формирование познавательных., коммуникативных и личностных УУД.

3. Постановка творческой задачи. На данном этапе дети принимают и сохраняют творческую задачу, рассуждают, высказываются – формируются познавательные и регулятивные УУД.

4.Подготовка материала. На данном этапе осуществляется формирование регулятивных УУД – дети воспринимают учебную задачу и планируют свое действие в соответствии с задачей (вспоминают правила работы с ножницами, готовят материалы, режут ткань).

5. Коллективная творческая работа. На данном этапе происходит формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД – идет обсуждение деятельности, дети принимают учебную задачу, планируют и выполняют свое действие в соответствии с поставленной учителем задачей. Обучающиеся начинают клеить ткань, соответствующую по цвету и структуре на основу картины. Некоторые элементы картины покрывают краской, бисером, стразами, паетками. На данном этапе также осуществляется формирование познавательных, личностных и коммуникативных УУД. Дети высказывают свои предположения, выстраивают ассоциации, развивают свое воображение.

Учитель корректирует работу обучающихся. Указывает на ошибки и помогает в сложных моментах, исправляет работы.

6. Окончание работы. Обсуждение творческой работы. Самооценка. Обсуждение. На данном этапе формируются регулятивные и личностные результаты – дети контролируют полученный результат и развивают творческое воображение.

10. Организация выставка в интерьере школы.

11. Рефлексия. После проведения выставки дети осуществляют итоговый контроль, проводят рефлексию – формирование регулятивных УУД.

Этот проект формирует у детей интерес к башкирской культуре, знакомит с особенностями декоративно – прикладного искусства родного края. Во время занятий, младшие школьники учатся рисовать элементы геометрического орнамента, которые присутствуют в башкирской росписи. Проект способствует закреплению знаний об элементах башкирского орнамента, развивает технические умения, такие как работа с инструментами художественной направленности, тканями, украшениями и др.

Учитель, реализуя данный проект, воспитывает у младших школьников, любовь к родному краю, уважение к башкирскому народу, развивает и обогащает речь детей, мелкую моторику рук, расширяет кругозор.

Таким образом, внеурочная деятельность играет важную роль, в развитии творческого мышления учащихся, так и способствует всестороннему развитию личности.

Список использованной литературы

  1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. - М. Норма, 2013.

  2. Андреева Л.В. Графический рисунок как средство образного познания и изучения действительности / Л.В. Андреева. - Н. Новгород, 2014. - 200 с.

  3. Савельева Е.А. О художественных способностях детей [Текст] / Е.А. Савельева // Управление современной школой. Завуч. - 2000. - № 6. – С.132-137.

  4. Иванова Н.В. Как организовать проектную деятельность в начальной школе / Н.В.Иванова – М.: АРКТИ, 2011. – 128 с.

  5. Речинская Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников / Е.Г. Речинская, Е.А. Сошина. - М.: Владос, 2014. - 121 с.

Просмотров работы: 1027