РАБОТА С ДЕТЬМИ НАД ПОВЫШЕНИЕМ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЭТИКЕТНЫХ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАБОТА С ДЕТЬМИ НАД ПОВЫШЕНИЕМ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЭТИКЕТНЫХ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ

Сайфуллина А.Х. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обращение к речевому жанру как форме включения языка в человеческую деятельность и познания внеязыковой реальности стало приоритетным направлением в современной лингвистике. Речевой жанр является основной единицей речевой коммуникации и рассматривается в аспекте социального речевого взаимодействия людей. Речевой жанр – это стереотип речевого поведения, манифестация человека, отражающая его характер, «относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказывания».

До сих пор не существует общепризнанного определения речевого жанра, а понятие остаётся неоднозначным. К.Ф. Седов определяет речевой жанр как «вербальное оформление типических ситуаций социального взаимодействия людей».

Таким образом, под РЖ понимается особая модель высказывания, имеющая набор конкретных способов речевого воплощения, формирующаяся комплексом жанрообразующих признаков. При этом следует отметить, что понятия «речевой жанр» и «высказывание» в данном определении рассматриваются в широком смысле: высказывание как продукт речевой деятельности говорящего и РЖ как тип этого продукта.

Речевой жанр неразрывно связан со стилем, это ярко раскрывается при анализе функциональных стилей. Функциональные стили это не что иное, как жанровые стили определенных сфер общения. Каждый человек, в основном, пользуется только определенными речевыми жанрами, иными словами, все его высказывания обладают определенными и относительно устойчивыми типическими формами построения целого. Эти речевые жанры даны нам почти так же, как родной язык, которым мы свободно владеем и без теоретического изучения грамматики.

Словарный состав и грамматику родного языка мы узнаем не из словарей и учебников, а из конкретных высказываний, которые мы слышим и которые воспроизводим в живом речевом общении с окружающими людьми. Формы языка и типические формы высказываний, речевые жанры, приходят в наш опыт и в наше сознание вместе и в тесной связи друг с другом.

Речевые жанры организуют нашу речь почти так, как ее организуют грамматические формы. Чем лучше мы владеем жанрами, тем свободнее мы ими используемся, и полнее раскрываем в них свою индивидуальность.

Сформированность жанрового мышления, знание того, как говорят и ведут себя в той или иной социально значимой ситуации общения, увеличивает предсказуемость речевого сообщения, что значительно улучшает его понимание. Речевые жанры по сравнению с формами языка более изменчивы, гибки, пластичны, но для говорящего они имеют нормативное значение, не создаются им, а даны ему.

Для современного человека, обладающего высоким уровнем коммуникативной компетенции, необходимо знание жанров речевой коммуникации, функционирующих в разных сферах. Например, в учебной сфере деятельности к жанрам речевой коммуникации относятся: объяснение преподавателя, педагогический диалог преподавателя и студента в ситуации опроса, лекция, семинар, защита курсовой, дипломной работ.

Важнейшая цель учебной речевой коммуникации – передача знаний и контроль за их уровнем. В научной сфере основными жанрами речевой коммуникации являются: научный доклад, научное сообщение на конференции, круглый стол, защита кандидатских и докторских диссертаций на ученом совете.

Этикетные речевые жанры обращены к сфере социальных отношений и предназначены для того, чтобы формировать события социальной действительности. Этикетные речевые жанры – это жанры, регламентированные правилами поведения, принятыми в данном обществе.

Этикет регламентирует поведение в различных ситуациях (жанрах). Традиционно речь значительно различается в официальной обстановке и в повседневной жизни, а также в разных формах своего существования: в письменной или устной. Однако существуют общие правила речевого этикета в различных речевых ситуациях. Перечень таких случаев одинаков для любых сфер, культур и форм.

К стандартным этикетным ситуациям (жанрам) относятся:

- приветствие;

- привлечение внимания и обращение;

- представление и знакомство;

- приглашение;

- предложение;

- просьба;

- совет;

- благодарность;

- отказ и согласие;

- поздравления;

- соболезнования;

- сочувствие и утешение;

- комплимент.

Базой нашего исследования являются результаты опроса детей.

В опросе приняли участие дети в возрасте 7-9 лет.

В ходе опроса испытуемым выдали бланки ответов, где им предлагалось ответить на вопрос «Какие твои любимые мультфильмы?». Среди ответов детей встречались как отечественные, так и зарубежные мультфильмы. Мы получили следующие результаты:

44,5% - предпочтение отдают «Лунтику», «Фиксикам», «Смешарикам» и «Барбоскиным»;

22,2% - выбрали «Гравити фоллз» и «Машу и медведь»;

11,1% - отдали предпочтение другим мультфильмам.

По результатам опроса мы выявили наиболее востребованные у 7-9-ти летних детей мультфильмы – это «Лунтик», «Фиксики», «Смешарики», «Барбоскины».

Мы собрали языковой материал из этих мультфильмов и провели сравнительный анализ форм этикетных речевых жанров. Результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1

Анализ форм этикетных речевых жанров (на примере мультфильмов)

Речевая ситуация

Смешарики

Фиксики

Барбоскины

Лунтик

Приветствие

-Здравствуй, Крош.

- Привет, Ёжик!

- Привет, Дим Димыч!

- Фиксикам привет!

- Малыш у телефона.

- Добрый день!

- Привет.

- Здравствуй, Лунтик.

- Здравствуйте.

Прощание

- Ну, давай!

- Я пошел.

- Прощай, семья!

- Я скоро вернусь!

- Ну, давай!

Просьба

- Лосяш, отмени подарок!

- Ну, пожалуйста!

- А мне дашь поиграть?

- Эй, мне нужна помощь!

- Сделай так, чтобы ее не было. Пожалуйста-пожалуйста!

- Помогите, спасите!

- Принеси, пожалуйста!

Извинение

- Ты меня прости.

- Это я во всем виноват.

- Ладно, не обижайся.

- Ну, прости!

- К сожалению, я не успел.

- Извините.

- Прости.

Комплимент

- Ты у нас такой один!

- Ай, молодцы!

- Молодец!

- Генка, ты гений!

- Молодец, Дружок!

- Очень хорошо!

- Как здорово!

- Каков молодец!

Обращение

- Бараш!

- Быстрей сюда!

- А хотите прогноз?

- Слушай!

- Смотри!

- Видишь ли, Нолик.

- Эй, Нолик!

- Ген!

- Дружок!

- Роза!

- Дедуля, бабуля!

- Лунтик!

- Эй, Кузя!

Совет

- Давай попробуем еще разочек!

- А ты не жди.

- Прыгайте потише!

- Нолик, прячься!

- Будьте внимательны и осторожны.

- Думаю, тебе лучше жить на воле.

- Убегай!

- Не отвлекайся, внимательнее.

- Тебе лучше пока погулять.

Отказ

- Спасибо, я лучше домой пойду.

- Нет, я обиделся!

- Нет, надо быть мужчиной!

- Ну, уж нет!

- Спасибо, наотдыхался!

- Не пойду!

- Я не согласен!

- Издеваешься?!

- А вот и не покажешь!

- А вот и не дам!

- И не мечтай, умник!

- А я вовсе и не верю.

- Ну уж нет!

- Да нет, дело не в этом.

Согласие

- Вот и хорошо.

- Хорошо.

- Ой, правда!

- Ну ладно.

- Ну, разве что в порядке эксперимента.

- Согласен.

- Хорошо.

- Да.

- И правда.

Благодарность

- Спасибо, Кар-Карыч!

- Спасибо.

- Спасибо.

- Огромное спасибо!

- Вы меня так выручили!

- Спасибо, ты настоящий брат!

- Спасибо!

- Благодарю.

Сочувствие и утешение

- Не волнуйся.

- Потерпите немного, друг мой.

- Не хнычь!

- Спокойно, сейчас все устроим.

- Не расстраивайся!

- Да ладно тебе над этими страстями сопливыми рыдать!

- Мне бы твои проблемы!

- Не переживай, Дружок

- Ничего, что-нибудь придумаем.

- Не волнуйся.

- Не бойтесь!

Если внимательно приглядеться к данным таблицы 1, можно сделать вывод, что этикетные речевые формы «Фиксиков» и «Барбоскиных» часто с негативной окраской и тоном, пренебрежением и агрессией. В то время как в «Смешариках» и «Лунтике» такого не наблюдается, также в речи их персонажей не замечено слов-паразитов, их речь более правильна и приятна слуху.

Таким образом, можно сделать вывод, что для уроков русского языка в начальной школе целесообразнее использовать мультфильмы «Смешарики» и «Лунтик», так как «Фиксики» и «Барбоскины» могут оказывать негативное влияние на детей при формировании этикетных речевых жанров, в силу того, что дети часто копируют речь любимых персонажей.

По итогам проводимой работы, были сформулированы следующие рекомендации.

Рекомендации для учителей и родителей по выбору мультфильмов для показа детям младшего школьного возраста с целью воспитания и обучения

1. Мультфильм должен соответствовать возрасту ребёнка.

2. Отвечать требованиям педагогическим, психологическим и гигиеническим.

3. Мультфильм должен носить познавательный, развивающий характер. Определить содержание можно по следующим признакам:

а) ребёнок проявляет инициативу и пытается решить возникающую проблему самостоятельно;

б) внимательно смотрит и анализирует текущую ситуацию (возможно, размышляет вслух);

в) делает выводы из просмотренного мультфильма и действует в окружающем мире в соответствии с полученными выводами;

г) решает возникшие проблемы разными способами.

4. Продолжительность просмотра мультфильма для детей устанавливается в соответствии с их возрастными особенностями от 15-20 минут.

5. Обратите внимание на чёткость изображения, на позу ребёнка во время просмотра, расстояние от экрана.

6. Желательно, чтобы просмотр осуществлялся совместно со взрослыми, чтобы потом побеседовать с ребёнком по содержанию, помочь сделать определённый вывод и осознать его.

7. Необходимо, чтобы мультфильм при длительности 15-20 минут имел завершённый смысловой кусок, чтобы ребёнок, завершив просмотр, мог сделать вывод об увиденном.

8. При неправильном подборе мультфильма, в частности, основанном на жестокости, агрессивности или чистой развлекательности, возможно такое нежелательное явление, как неврозы (страха, навязчивых состояний и т.д.), которые могут проявиться в ожесточении детей, в увеличении их агрессивности, трусости и т. д.

В связи с вышесказанным, мы рекомендуем использовать для воспитания и развития детей мультфильмы отечественного производства, которые соответствуют педагогическим, гигиеническим требованиям и психологически не опасны.

Литература

1. Астафьев В. П. Жестокие романсы. Рассказы. Изд-во Эксмо, 2002. – 864 с.

2. Астафьев В. П. Царь-рыба. Повествование в рассказах. Изд-во Лениздат, 2014. – 512 с.

3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд-во Наука, 1999. – 364 с.

4. Долинин К.А. Проблема речевых жанров через 40 лет после статьи Бахтина М.М Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 35-46 с.

5. Седов К. Ф. Жанр и коммуникативная компетенция. Изд-во Эксмо, 2011. – 107 с.

6. Тырникова Н.Г. Этикетный каркас дискурса. Саратов, 2005. – 149 с.

Просмотров работы: 561