ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАРЕЧИИ КАК ЧАСТИ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАРЕЧИИ КАК ЧАСТИ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ильина А.Ю. 1, Максютова Э.Р. 1, Мустакимова Ю.М. 1
1БГПУ им. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важную часть словарного состава языка, как и лексического запаса отдельного человека, составляют наречия. Слова данного лексико-грамматического разряда уточняют действие, выраженное глаголом, определяя признак данного действия, придавая ему яркий образ. Поэтому для точной характеристики действия необходимо иметь в словарном запасе значительное количество слов-наречий и уметь правильно употреблять их в речи.

Наречие как часть речи изучается в 4 классе. До этого младшие школьники знакомятся с наречием только на уровне пропедевтики, но активно используют данную часть речи в разговоре и письме.

Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака, реже признак предмета. Наречие не склоняется, не спрягается, не согласуется с другими словами и не имеет окончания. Отвечает на вопросы: как? где? куда? откуда? когда?

Неизменяемость – главный и постоянный морфологический признак наречия.

Четвероклассники изучают следующие темы, связанные с изучением наречий:

  1. Наречие. Вопросы к наречиям. Неизменяемость наречий.

  2. Образование наречий от имён прилагательных.

  3. Роль наречий в предложении.

  4. Употребление наречий в речи.

Для того что бы дети лучше усвоили тему «Наречие» можно предложить детям работу с занимательным материалом:

  1. Загадки:

Я никогда не изменяюсь

И ничуть в этом не каюсь.

Шел он как? Пешком.

Крал он как? Тайком.

Писал он как? Красиво.

А жил он как? Игриво.

А делал он назло,

Ему всегда не везло.

Какая же часть речи я?

Упрямое ...

Ответ: Наречие

Признаки действий оно означает,

Всем любопытным оно отвечает

КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?

ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

Очень не любит оно изменяться,

Род не имеет, не хочет склоняться.

Степень сравнения может иметь,

Как его имя, скорее ответь!

Ответ: Наречие

  1. Ребусы

Ответы: внизу, вокруг, сзади, внутри, рядом, около

Для формирования у младших школьников навыка правописания наречий можно использовать следующую систему упражнений:

Упражнение 1.

Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

Шагнуть влев..., справ... обгоняет грузовик, уйти засветл..., задолг... до приказа, добраться затемн..., вытереть досух..., изредк... интересоваться, начать занов..., засидеться допоздн..., вылизать дочист..., наскор... перекусить, надолг... запомнить.

Упражнение 2.

Допишите наречия.

Запрост..., досыт..., начист..., набел..., затемн..., насух..., искос..., надолг..., дотемн..., намертв..., изредк..., воедин..., сызнов..., добел..., докрасн..., сдур..., сгоряч..., направ..., слев... Степь выжидающ... молчала. В палисаднике стало свеж... и пахуч.... Горяч... билось сердце. Докладчик говорил слишком общ.... Угрожающ... надвигалась огромная лохматая туча. Ослепляющ... сияло солнце. Учиться блестящ.... Войскам становится невмоч.... Двери открыты настеж.... Он ушел проч.... Уснули далеко за полноч....

Упражнение 3.

В соответствии с правилом написания наречий, оканчивающихся на шипяшую, запишите следующие словосочетания.

Удалиться проч..., ударить наотмаш..., выйти замуж..., отворить окно настеж..., пуститься вскач..., ждать невтерпеж..., сплош... зарасти сорняками, упасть навзнич...

Упражнение 4.

Спиши текст, вставь пропущенные наречия, а также пропущенные буквы. Заглавные буквы подскажут начало предложений.

Песня начиналась ______, как будто она рождалась где(то) на небесах. ______ разл_валась мелодия, на душе становилось ______ и ______ , а глазам - ______ от подступающих слез. То ______ веяло степным воздухом, то ______ сгущ_лись тучи, то легкие обл_ка двигались ______ песне, и это заст_ вляло петь ______ и ______. ______ песня вл_валась в душу, глаза распахивались ______, ______, ______ как ______ в детстве. Мелодия подн_малась ______, ______, уносилась ______, и не было ей ни конца, ни начала…

Слова для справок: Неожиданно, Певуче, легко и хорошо, горячо, свежо, зловеще, в такт, ещё и ещё, Волей-неволей, по-новому, по-вольному, точь-в-точь как давным-давно, вверх, ввысь, вдаль.

Упражнение 5.

Отгадай загадки, подчеркни наречия.

1) Скоро ест, мелко жует. Сама не глотает, другим не дает. (__________ )

2) Стоят вместе, ходят врозь. ( __________ )

3) Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто. ( __________ )

4) Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. ( __________ )

Упражнение 6.

Подбери к данным наречиям как можно больше синонимов и антонимов.

Оригинально, регулярно, открыто, нежданно, упорно, внезапно, отлично, по-доброму, сначала.

Упражнение 7.

Спишите предложения. Выделите наречия в составе сказуемых. Как по-другому можно назвать эти слова.

В это утро в степи было тихо, пасмурно, несмотря на то, что солнце поднялось; было как-то особенно пустынно и мягко. (Л. Толстой.)

Володе стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо утром выйти из дому. Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух. (Ю. Казаков.)

Упражнение 8.

От данных прилагательных, если возможно, образовать наречия.

печальный - _________________________________

интересный - ________________________________

дубовый - ___________________________________

звонкий - ___________________________________

низкий - ____________________________________

книжный - __________________________________

строгий - ___________________________________

Упражнение 9.

С помощью приставок образовать наречия от следующих корней:

Приставки: с-, из-, ис-, до-

Приставки: в-, на-, за-

Корни: лев, прав, кос, нов, сыт, сух, бел,

Корни: сух, долг, темн, глух, бел, прост, чист, нов, лев, скор, одн

Упражнение 10.

Вставить, если нужно,Ь

1.Лошади пустились вскач_.

2.Едет царевич_ задумчиво проч_.

3.Матушка-рож_ кормит всех сплош_.

4.Ночью дедушка отворил дверь настеж_.

5.Барину невтерпёж_ было мирно сидеть в тихой Астрахани.

6.Матрос навзнич_ рухнул на дощатую койку.

7.Уж_ небо осенью дышало, уж_ реже солнышко блистало.

8.И стало спорить ей невмоч_.

9.Богатырь ударил наотмаш_.

10.Уж_ замуж_ невтерпёж_.

3. Для смены вида деятельности на уроке можно предложить физкультминутку с использованием наречий:

Руку влево. Руку вправо.

Руки вверх. Руки вниз.

На носочки поднимись,

И на пятки опустись.

Дружно вместе повернулись,

Влево, Вправо, потянулись,

Ножками подрыгали,

И чуть-чуть попрыгали.

Вправо, влево повернись,

А потом вперёд нагнись,

Вниз присядь, вверх потянись.

А потом за стол садись.

Представленная система изучения наречия в начальной школе позволит, на наш взгляд, не только осознать сущность наречия как части речи, но и усилить взаимодействие между мотивационной, содержательной и операционной сторонами деятельности младших школьников, эффективнее овладеть структурой текстов-повествований, описаний и рассуждений, их художественным своеобразием, а следовательно, стать основой для совершенствования речевых умений сознательно употреблять наречия в собственных высказываниях.

Просмотров работы: 634