МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Газиева С.В. 1, Юмагулова Ю.М. 1, Рогожина И.С. 1, Сапарова Н.Н. 1
1БГПУ им. М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала как со стороны лексики, так и со стороны грамматики. Распознавание прилагательных среди других частей речи представляет определенную трудность для младших школьников. Изучение имени прилагательного можно разделить на несколько этапов. Первый этап начинается еще в 1 классе. Первоначальное ознакомление с прилагательными (пока еще и без термина), естественно, начинается с наблюдений над лексическим значением прилагательных и вопросов, на которые они отвечают. В этот период учащиеся учатся находить в тексте «слова-признаки» по соответствующим вопросам. На втором этапе формируется понятие «имя прилагательное», развивается умение точно употреблять прилагательные в речи, формируется навык правописания родовых окончаний имен прилагательных. Целью нашей работы является проектирование собственной методики изучения имен прилагательных.

Рассмотрим последовательность изучения имени прилагательного.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Слова-признаки

Имя прилагательное

Имя прилагательное

Безударные окончания имен прилагательных

Значение слов-признаков

Связь имени прилагательного с именем существительным

Изменение имен прилагательных по родам и числам

Склонение имен прилагательных

 

Роль имени прилагательного в речи

Изменение имен прилагательных по числам

Склонение имен прилагательных во множественном числе

 

Развитие речи. Сочинение-миниатюра «Весеннее утро»

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам

Разбор имени прилагательного как части речи

 

Части речи. Обобщение

Классификация имен прилагательных

Классификация имен прилагательных

   

Развитие речи. Сочинение-описание

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

   

Обучающее изложение по теме «Имя прилагательное»

 
   

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное»

 

2. В процессе обучения учащиеся сталкиваются с множеством понятий. Они представлены в следующих таблицах:

1 класс

Термин

Значение

Слова -признаки

- слова, характеризующие предмет, отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

2 класс

Термин

Значение

Имя прилагательное

– это часть речи, характеризующаяся;

а) обозначением признака предмета (качества, свойства, принадлежности и т. д.) (семантический признак);

б) изменяемостью по падежам, числам, родам (морфологический признак);

в) употреблением в предложении в функции определения и именной части составного сказуемого (синтаксический признак).

Синонимы

- имена прилагательные, близкие по значению.

Антонимы

- имена прилагательные, противоположные по значению.

Омонимы

- имена прилагательные, близкие по звучанию, но разные по значению.

3 класс

Термин

Значение

Имя прилагательное

– это часть речи, характеризующаяся;

а) обозначением признака предмета (качества, свойства, принадлежности и т. д.) (семантический признак);

б) изменяемостью по падежам, числам, родам (морфологический признак);

в) употреблением в предложении в функции определения и именной части составного сказуемого (синтаксический признак).

Качественные прилагательные

- это прилагательные, отвечающие на вопрос: «какой?», и, обозначающие признаки предметов, которые могут проявляться в большей или в меньшей степени.

Качественные прилагательные обозначают:

1. Цветовые признаки: чёрный, зелёный, фиолетовый;

2. Пространственные признаки: далёкий, близкий;

3. Признаки величины: большой, маленький, широкий, узкий;

4. Временные признаки: поздний, ранний;

5. Черты характера: злой, болтливый, весёлый;

6. Интеллектуальные характеристики: умный, сообразительный, глупый;

7. Физиологические характеристики: слабый, глухой, здоровый;

8. Социальные характеристики: богатый, знатный, уважаемый.

Относительные прилагательные

- это прилагательные, отвечающие на вопрос: «какой?», и, обозначающие постоянные и неизменяемые признаки предметов, которые не могут проявляться в большой или меньшей степени. Такие прилагательные НЕ имеют краткой и сравнительной формы, НЕ имеют синонимов и антонимов, а также НЕ употребляются в уменьшительно-ласкательной форме.

Относительные имена прилагательные характеризуют существительное через отношение:

1. к предмету: обувной, косметический, цветочный

2. к материалу, из которого сделан предмет: деревянный, бумажный, шерстяной

3. к количеству: трёхлетний, двадцатилетний, семитомный

4. к месту: приморский, кухонный, городской

5. ко времени (к сезону, ко времени суток): осенний, ночной, мгновенный

6. к социальной группе людей: поварской, пенсионерский, китайский

7. к дисциплине: математический, исторический

8. к действию: танцевальный, беговой, читальный

Притяжательные прилагательные

- это прилагательные, отвечающие на вопрос: «чей?», и, обозначающие принадлежность чего-либо конкретному лицу (человеку) или животному.

папин кошелёк – кошелёк папы

Машино платье – платье Маши

кошачья миска – миска кошки

Склонение имен прилагательных

- изменение имени прилагательного по родам, числам и падежам полных форм, изменение по родам и числам кратких форм, а также преобразование форм прилагательных по краткости / полноте

Синонимы

- имена прилагательные, близкие по значению.

Антонимы

- имена прилагательные, противоположные по значению.

Омонимы

- имена прилагательные, близкие по звучанию, но разные по значению.

4 класс

Термин

Значение

Имя прилагательное

– это часть речи, характеризующаяся;

а) обозначением признака предмета (качества, свойства, принадлежности и т. д.) (семантический признак);

б) изменяемостью по падежам, числам, родам (морфологический признак);

в) употреблением в предложении в функции определения и именной части составного сказуемого (синтаксический признак).

Качественные прилагательные

- это прилагательные, отвечающие на вопрос: «какой?», и, обозначающие признаки предметов, которые могут проявляться в большей или в меньшей степени.

Качественные прилагательные обозначают:

1. Цветовые признаки: чёрный, зелёный, фиолетовый;

2. Пространственные признаки: далёкий, близкий;

3. Признаки величины: большой, маленький, широкий, узкий;

4. Временные признаки: поздний, ранний;

5. Черты характера: злой, болтливый, весёлый;

6. Интеллектуальные характеристики: умный, сообразительный, глупый;

7. Физиологические характеристики: слабый, глухой, здоровый;

8. Социальные характеристики: богатый, знатный, уважаемый.

Относительные прилагательные

- это прилагательные, отвечающие на вопрос: «какой?», и, обозначающие постоянные и неизменяемые признаки предметов, которые не могут проявляться в большой или меньшей степени. Такие прилагательные НЕ имеют краткой и сравнительной формы, НЕ имеют синонимов и антонимов, а также НЕ употребляются в уменьшительно-ласкательной форме.

Относительные имена прилагательные характеризуют существительное через отношение:

1. к предмету: обувной, косметический, цветочный

2. к материалу, из которого сделан предмет: деревянный, бумажный, шерстяной

3. к количеству: трёхлетний, двадцатилетний, семитомный

4. к месту: приморский, кухонный, городской

5. ко времени (к сезону, ко времени суток): осенний, ночной, мгновенный

6. к социальной группе людей: поварской, пенсионерский, китайский

7. к дисциплине: математический, исторический

8. к действию: танцевальный, беговой, читальный

Притяжательные прилагательные

- это прилагательные, отвечающие на вопрос: «чей?», и, обозначающие принадлежность чего-либо конкретному лицу (человеку) или животному.

папин кошелёк – кошелёк папы

Машино платье – платье Маши

кошачья миска – миска кошки

Склонение имен прилагательных

- изменение имени прилагательного по родам, числам и падежам полных форм, изменение по родам и числам кратких форм, а также преобразование форм прилагательных по краткости / полноте

Синонимы

- имена прилагательные, близкие по значению.

Антонимы

- имена прилагательные, противоположные по значению

Омонимы

- имена прилагательные, близкие по звучанию, но разные по значению.

3. Для отработки и закрепления определенного результата можно использовать систему упражнений.

Аналитические упражнения

Задание. Прочитайте текст. Найдите в тексте и подчеркните имена прилагательные, сосчитайте их и запишите цифрой, сколько их.

Рябин.Я очень люблю это скромное ветвистое деревцо – рябину. Люблю ее перистые зеленые листочки, которые шелестят даже при легком ветерке. Есть что-то веселое, радостное, русское в этом деревце. В народных песнях часто употребляется рябинушка.

Задание. Внимательно прочитайте родственные слова. Выпишите имена прилагательные.

Синий, синеть, синева; пугать, испуг, пугливый; робкий, робость, робеть; смелый, бесстрашный, бесстрашие; трусость, трусить, трусливый.

Задание. Послушайте стихотворение (можно прочитать два раза). Определите, сколько имен прилагательных употребляется в этом стихотворении.

Мы любим край родной.Шумят в лесу осины, березы и дубы,И просятся в корзины малины и грибы.Хорошая погода, веселые деньки…Отправимся в походы, наденем рюкзаки.Манит, зовет в дорогу родной чудесный край.Дорог хороших много, - любую выбирай.Пройдем тропой гористой и чащею лесной.Мы юные туристы, мы любим край родной.(Н.Найденова)

Задание. Послушайте текст. Назовите прилагательные, которые вы запомнили.

Храбрый еж.Был в лесу старый пень, там в дупле колючий еж устроил гнездо. Жарким днем он спал, а поздним вечером выходил на охоту. Однажды летним вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел пятнистую змею. Змея зашипела и бросилась на ежа. Еж разорвал змею.

Задание. Прочитайте предложения. Выпишите имена прилагательные в три столбика: мужской род, средний род, женский род.

Полынь – горькое на вкус растение. По вечерам в лесу раздается громкий трубный зов лося. На опушке растет стройная молодая ель. Синее бездонное небо шатром раскинулось над нами.

Задание. Спишите текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Определите и обозначьте род и число.

Синие небо и свежее дыхание ветерка так и манили меня на прогулку. Я отправился в соседнюю рощу. Утренняя роса еще покрывала траву, и в воздухе чувствовалась ранняя сырость. Молодые листочки деревьев были точно покрыты лаком. Яркие весенние цветы бодро подымали свои красивые головки. На траве сверкали крупные капли росы.

Задание. Спишите словосочетание, поставьте имена прилагательные в нужном падеже, в скобках запишите вопросы.

Доволен (…?)(Интересная, полезная) экскурсией. Пролетал над (…?) (широкая, глубокая) рекой. За (...?) (дальняя) рощей синела (…?) (большое) озеро. Сквозь (…?) (синяя) мглу можно было разглядеть (…?) (светлое) ленту (…?) (горная) речки.

Аналитико-синтетические упражнения

Задание. Прочитайте имена прилагательные. Подумайте и запишите, какие из этих признаков можно отнести к лисице, а какие – к белочке.

Веселая, пугливая, ловкая, жадная, хищная, хитрая.

Задание. Сгруппировать предметы по противоположным свойствам:

День светлый, а ночь …………… . Река глубокая, а ручеек ……………… . Арбуз сладкий, а перец …………………;

Задание. Распространите текст путем вписывание в него пропущенных прилагательных, которые даются.

Дельфины – это самые…….морские животные. ……..дельфины выступают в ……. Цирках. Они прыгают через обруч, танцуют ……. вальс, катают на своей спине дрессировщика. Слова для справок: дрессированные, веселый, умные, морских.

Задание. Образовать прилагательные от слов, которые выделены в вопросах, и записать словосочетания с этими прилагательными. Запишите словосочетания в тетрадь.

Как называется полочка для книг?, Как называют маму за доброту?, Как называют варенье из вишни?

Задание. Составить предложение из отдельных слов, записанных на доске, с употреблением имен прилагательных, которые даны в начальной форме.

Выглянуло, после, жаркое, дождя, бурного, солнце, короткого.

(После короткого бурного дождя выглянуло жаркое солнце.)

Задание. Допишите окончания. Ставьте к прилагательному вопрос от существительного, к которому оно относится. Окончания прилагательных и существительных подчеркните, обозначьте падеж.

(каким?) Ранним утром (Т.п.) мы уходим из дома далеко в лес. В прохладн… чист… воздухе пахнет свеж… сеном. Но вот встало солнце, и исчезли бриллианты росы. Бредем мы дальше сух… болотом. В глубок… мху нога тонет, будто в мягкой перине. Утренн… воздух напоен резк… запахом трав. На траве, заросшей душист… клевером, мы отдыхаем. (По Г.Скребицкому)

Задание. Впишите в предложения подходящие по смыслу прилагательные. Обозначьте падеж прилагательных, подчеркните безударные окончания.

Деревья покрылись … инеем. Сибирские леса богаты … зверем. Мать любила накрываться … платком.

Слова для справок: пуховый – сделан из пуха или с пухом (козьим, птичьим и т.п.), пушистый – легкий, очень мягкий, пушной – обладающий ценным мехом.

Синтетические упражнения

Задание. Выписать из изучаемого в классе произведения сочетания существительных и прилагательных, указать, какие признаки обозначают прилагательные;

Задание. Составить небольшие тексты и предложения по предметным картинкам (дети называют изображенный на картинке предмет и его признаки, составляют по вопросам учителя одно или несколько предложений, которые записываются на доске. Учащиеся ставят вопросы к прилагательным, затем списывают текст).

Задание. Прочитайте текст. В этом тексте нет имен прилагательных. Подберите нужные по смыслу слова и запишите восстановленный текст.

Заглянуло лето в … сад, развесило на ветвях … яблоки, … груши. В лесу под деревьями лето рассадило много грибов. В … березняке – подберезовики с … корешками, в … шапочках; в осиннике – подосиновики с … шапочками. На … поляне будто цветы расцвели, раскрыли свои зонтики мухоморы.

Задание. Прочитай. Распространи предложения текста именами прилагательными. Озаглавь текст. Напиши его в тетрадь.

Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрылась снегом. Спит лес. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятались елочки.

Задание. Прочитай. Какая мысль выражена в предложении? Составь текст по предложению. Напиши.

В воздухе кружилась живая сетка из мягких, пушистых снежинок.(Д. Мамин-Сиберяк)

Задание. Прочитай. Составь из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже. Напишите составленные предложения.

Закачалась, вот, ветка, еловая.

Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.

След, по ночная, тянется, белки, пороша.

Яркий, поляна, заливает, свет, лесная.

Пахнет, еловая, хвоя, сосновая, и.

3. Так же для основательного закрепления имени прилагательного в более старших классах можно использовать перфокарты. Перед выполнением перфокарты в первое время необходимо обращаться к алгоритму его выполнения, который представлен ниже.

Алгоритм выполнения перфокарты:

  1. Разложи перед собой слова из конверта;

  2. Ознакомься с предложенными словами;

  3. Прочитай 1 предложение, в котором есть пропущенное слово;

  4. Найди его в предложенных словах (обрати особое внимание на выбор падежа слова);

  5. Проделай таким образом все задание;

  6. Когда подберешь все слова, внимательно прочитай текст.

Пример перфокарты для 3 класса:

Сентябринки.

Отцвели розы и кусты. Высохли стебли _____кукурузы. Стряхнули ____ листья со своих плеч деревья. И только ____ ____ цветочки радуют глаз. Это ____ сентябринки. Они словно бросили вызов ____ непогоде. Смотрят сентябринки _____ глазками в ____ небо и улыбаются ____ ____ лучам. ___ эти осенние цветы!

Сочной

Сочная

Сочную

Разноцветные

Разноцветным

Разноцветными

Нежные синие

Нежными синими

Нежным синим

Веселые

Веселым

Веселыми

Осенней

Осенняя

Осеннюю

Голубыми

Голубым

Голубые

Мутное

Мутного

Мутному

Последним теплым

Последними теплыми

Последние теплые

прекрасны

Прекрасно

Прекрасна

Проведение работы такой формы позволяет не только проверить знания учащихся, сделать процесс обучения разнообразным и интересным, но и значительно сэкономить время проведения контроля и проверки.

4. Для формирования у учащихся интереса и мотивации к деятельности на уроках можно использовать следующий занимательный материал. Занимательный материал сделает урок красочнее и добавит в него игры.

«Сказка про краски».

Если б все на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою на рассвете умываться,

И зеленым-презеленым

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди

Белым. Желтым. Синим. Красным.

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным.

- Чтобы рассказать об удивительном и разном нам нужны слова – имена прилагательные.

  1. Игра «Найди лишнего».

Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.

- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.

  1. По данным словам - признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.):

Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый … (котенок)

Круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое … (яблоко)

  1. А теперь наоборот. Задание называется «Подари предмету признак».

трава

горы

снег

море

  1. Отгадайте загадки.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса.

Кто же это?

(лиса)

Зеленый, сладкий, сахарный.

(арбуз)

На овчарку не похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(волк)

Спелое, круглое, сочное.

(яблоко)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Шуба для зимы – другого цвета.

(заяц)

Бурый, мохнатый, косолапый?

(медведь)

Тройка-тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром.

(зима)

Так для чего нужны имена прилагательные?

(Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)

Поэтому прилагательные о себе говорят так:

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить.

Заколдованная сказка

(вставить прилагательные)

На планете… жили… человечки, у них были… глаза, …волосы,…уши. Зато очень… характер.

Домики у человечков были…, с крышами. Возле каждого домика сидела… собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что… домики охраняли …дракончики и …страусы. Они сидели на …верёвочках и рычали. На …деревьях пели …песни…мухи. В …лесах водились …слонята, …цыплята, …ёжики и …ящерицы. А на… черепахах …человечки ездили в гости.

Также не менее эффективно использовать в изучении имен прилагательных картинки для описания, например, комнаты, сада и т.д. Далее можно использовать сюжетные картинки для составления небольших рассказов, текстов, историй.

  1. К концу каждого учебного года у учащихся будут сформированы следующие предметные результаты:

Предметные результаты по теме «Имена существительные»

1 класс:

Обучающийся получит возможность научиться:

- распределять слова по группам в зависимости от их основного значения и вопросов;

- находить в тексте слова — названия предметов.

2 класс:

Обучающийся научится:

- находить имена существительные в предложении по вопросу и общему значению предметности;

- определять различия между одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными существительными;

- осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных, обобщать все известные способы употребления заглавной буквы;

- определять число имён существительных.

Обучающийся получит возможность научиться:

- верно употреблять существительные, имеющие вариативные формы окончаний (в родительном падеже множественного числа).

3 класс:

Обучающийся научится:

- различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;

- определять число имён существительных;

- определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;

- определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;

- изменять имена существительные по падежам.

Обучающийся получит возможность научиться:

- верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода;

- сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;

- образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний;

- разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж).

4 класс:

Обучающийся научится:

- определять 1, 2 и 3-е склонение имён существительных;

- верно писать падежные окончания имён существительных,

- применяя алгоритм (кроме существительных на -ия, -ие, -ий);

- разбирать имя существительное как часть речи, т. е. определять его начальную форму, род, склонение, падеж и число.

Обучающийся получит возможность научиться:

- употреблять в речи несклоняемые имена существительные,

- верно определяя их род.

Таким образом, мы составили свою методику изучения имен прилагательных. Аналогичную методику можно применять и при изучении других частей речи.

Просмотров работы: 4726