СПОРТ И ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ С(А)ФУ ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СПОРТ И ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ С(А)ФУ ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА

Торопова А.И. 1, Чугина Л.М. 1, Чугин М.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Целью данного исследования является изучение отношения студентов Северного (Арктического) Федерального Университета им. М.В. Ломоносова к занятиям физической культурой и физкультурно-спортивной деятельности в целом. В ходе исследования было опрошено 160 студентов как гуманитарных, так и технических направлений подготовки.

В данной работе дается оценка отношения студентов к занятиям физической культурой и к спорту (в том числе оценка их удовлетворенности организацией занятий) и делается попытка выявить основные причины и факторы, влияющие на это отношение.

В ходе исследования использовались следующие методы: метод анализа документов; социологический опрос (анкетирование); методы математической статистики.

Для проведения исследования была составлена анкета из 30 вопросов, направленная на выявление степени вовлеченности студентов в систематические занятия спортом и их отношения к занятиям физической культурой в С(А)ФУ. Респонденты также могли указать свои рекомендации о методах улучшения качества этих занятий и отметить, что на их взгляд могло бы сделать занятия физической культурой интересней и привлекательней для студентов.

Анализ результатов проведенного социологического опроса свидетельствует о том, что занятия физической культурой в определенной степени привлекательны для большинства респондентов. 73,8% опрошенных (118 человек) считают, что заниматься физической культурой модно и престижно; 76,3% (122) получают удовольствие от занятий спортом. 63, 1% опрошенных (101 человек) считают, что занятия физкультурой и спортом помогают развивать волю и целеустремленность, 59,4% (95 человек) согласились, что занятия спортом воспитывают в человеке смелость, решительность и самодисциплину. Эти данные подчеркивают позитивное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на личностные качества студентов [1].

Несмотря на такие положительные моменты, только 32,5% респондентов (52 человека) всегда интересуются физкультурно-спортивной работой в университете и принимают в ней участие.

Немаловажной характеристикой отношения человека к спорту является и то, как он относится к утренней зарядке. После хорошего сна необходимо пробудить свой организм, чтобы начать плодотворно работать. Времени зарядка занимает немного, зато в течение дня Вы однозначно заметите эффект от ее выполнения. К сожалению, в настоящее время большинство студентов пренебрегают данным способом, отдавая предпочтение кофе, которое через некоторое время лишь усугубляет ситуацию [2]. Как показал опрос, только 3,8 % (6 человек) делают зарядку каждый день, 36,9% (59 человек) делают зарядку «по настроению» и 59,4 % (95 человек) никогда не делают зарядку.

50,6% респондентов (81 человек) занимаются спортом несколько раз в неделю, 26,9% (43 человека) посещают только занятия по физической культуре, по 18 человек (11,3%) занимаются спортом каждый день и не занимаются им вообще.

Самыми популярными видами спорта среди студентов являются баскетбол, волейбол, легкая атлетика и футбол. 49,4% опрошенных (79 человек) имеют какие-либо спортивные достижения. Занимателен и тот факт, что большинство студентов не теряет интереса к спорту и занятиям физической культурой во время сессии и каникул (64,4 %, 103 человека).

Студентам так же было предложено в целом оценить важность предмета физической культуры в университетах по 5-ти балльной шкале (1 – «совсем не важен», 5 – «очень важен»). 33,8% опрошенных (54 человека) оценили важность этого предмета на «4», 19,4% (31 человек) – на «3», 8,8% (14 человек) – на «2», очень важной дисциплиной физическую культуру считают 28,1% (45 человек), а совсем не важной – 10% опрошенных (16 человек).

Таким образом, мы видим, что 99 человек (61,9%), оценивая важность физической культуры на «4» и «5», придают большое значение этому предмету в рамках образовательной программы университетов.

Несмотря такие весьма оптимистичные показатели, 49,4% опрошенных признались в том, что им приходится посещать занятия по физической культуре в САФУ, чтобы получить зачет. Этот факт означает, что, хотя большинство студентов занимаются спортом и в целом испытывают от этого удовольствие, занятия по физической культуре в рамках учебной программы С(А)ФУ у многих вызывают негативные эмоции. Часто прогуливают занятия физической культурой 22 человека (13, 8%), редко – 72 человека (45%), никогда – 66 человек (41,3%).

В данном исследовании была произведена попытка выделить основные факторы, которые формируют негативное отношение студентов к занятиям физической культурой в С(А)ФУ.

По мнению авторов, на сегодняшний день таковыми являются проблемы с преподаванием этого предмета и отсутствие необходимого оснащения; что подтвеждают результаты опроса. 49,4% опрошенных (79 человек) не довольны тем, как в САФУ организован процесс преподавания физической культуры, а у 8,8% часто возникают конфликты с преподавателями. 35% (56 человек) считают занятия физической культурой и спортом скучными и однообразными.

58,1% респондентов (93 человека) не устраивают те условия и оснащение, которые университет предоставляет для занятий спортом. 76,3% (122 человека) отметили, что стали бы уделять больше времени и сил занятиям спортом, если оснащение залов и площадок было б лучше.

Практически все респонденты оставили свои замечания и предложения о том, как исправить сложившуюся ситуацию. Студенты считают необходимым разнообразить занятия физической культуры, расширить выбор мест занятия, не ограничиваясь только спортзалом или только бассейном. Так же необходимы просторные и хорошо проветриваемые залы, а отдельного внимания требуют раздевалки и душевые кабинки, которые находятся зачастую в плачевном состоянии. Респонденты так же считают, что руководству университета следует обратить внимание и на замену инвентаря и тренажеров.

Таким образом, исследование приводит нас к неоднозначному результату. С одной стороны, мы видим большую вовлеченность студентов в занятия спортом, видим позитивное мнение о физических нагрузках и упражнениях в целом, с другой стороны, сталкиваемся с нежеланием студентов посещать занятия физкультурой конкретно в С(А)ФУ и их недовольством как оснащением, так и организацией процесса преподавания данной дисциплины. Данные, полученные в ходе исследования, показали определенный потенциал для повышения степени вовлеченности студентов С(А)ФУ в занятия физической культурой. Добиться такого результата позволит устранение вышеперечисленных причин.

Авторы исследования выражают надежду, что результаты данной работы помогут выразить и донести точку зрения обучающихся, привлечь внимание общественности и руководящих лиц к проблемам спорта и преподавания физической культуры и тем самым улучшить существующую на данный момент ситуацию. Академические занятия по физическому воспитанию в студенческой среде все же воспринимаются как наиболее доступный инструмент укрепления здоровья и формирования здорового стиля жизни [3]. Учет особенностей восприятия студентами ценностей физической культуры позволит сделать шаг к ее модернизации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Шилько В.Г. Профессионально-прикладная физическая подготовка лиц для деятельности в условиях длительных стрессовых воздействий // Теория и практика физической культуры. 2015, № 7. С. 52-54

2.Чернышева И. В. Отношение студентов технического вуза к занятиям физической культурой и спортом // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. №4. С. 97.

3. Григорьев, В.И. Образ жизни и здоровье студентов : учебно-методическое пособие / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко ; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2005. – 119 с.

Просмотров работы: 492