ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Кисельникова А.В. 1, Кошелева А.А. 1
1Саратовский Государственный Национальный Исследовательский Университет им. Н.Г.Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Описание проблемы

К сожалению, на данный момент в Средствах Массовой Информации всё чаще освещаются факты насилия над детьми. В законодательстве РФ вводятся поправки для защиты ребёнка. Всё это неспроста. По данным российской статистики, от двух до двух с половиной тысяч детей ежегодно погибают от домашнего насилия, около 2 миллионов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет избивают родители, более 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения, 25 тыс. из них находятся в розыске, около 2000 ежегодно сводят счеты с жизнью, более 50% преступлений в быту совершается в присутствии детей, 30-40% всех тяжких насильственных преступлений в России совершается в семье. Число беспризорных в нашей стране продолжает расти, оно уже достигло 3-4 млн. Проблема жестокого обращения с детьми является актуальной в наше время, поскольку она порождает множество других социальных проблем. Ведь дети – это главная ячейка общества, которая определяет будущее страны. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются её основные качества: физическое и психическое здоровье, интеллектуальный потенциал. А насилие над ребёнком разрушает его психику. Для её восстановления требуется работа специалистов. Таким образом, психически нездоровое поколение порождает нездоровое будущее страны. Государство должно уделять большое внимание данной проблеме. Нас заинтересовал этот вопрос, поскольку мы, как будущие педагоги, желаем физически и эмоционально здоровых учеников и процветающей жизни нашего государства.

Цель

Целью нашей работы является тщательное изучение проблемы жестокого обращения с детьми

Задачи

  • Рассмотреть разновидности жестокого обращения с детьми;

  • Проследить профилактику проблемы жестокого обращения с детьми;

  • Провести социологический опрос в рамках работы над данной проблемой.

Деятельность в рамках исследовательской работы

Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, насилие - преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.

Виды насилия над детьми и их последствия

Выделяют четыре типа насилия в отношении детей:

  • Физическое;

  • Психологическое;

  • Эмонациональное;

  • Сексуальное;

  • Пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие

Физическое насилие - это преднамеренное применение физической силы, с целью нанесения физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии. Последствиями физического насилия чаще всего является различные заболевания, наличие травм различной степени тяжести, многочисленные синяки и ушибы, регресс в развитии. Насилие любого вида наносит и психические травмы. Поэтому, если телесные наказания приводят к нарушению здоровья, развития, а также психического благополучия ребенка, их следует расценивать как физическое насилие. Дети, подвергшиеся насилию в возрасте до шести месяцев, не улыбаются, малоподвижны, безразличны к окружающим, у них отсутствует реакция на внешние стимулы. Дети в возрасте от полугода до полутора лет настороженны, пугливы, боятся родителей и физического контакта с взрослыми. Дошкольники чаще всего агрессивны, лживы, обидчивы, жестоки в общении с животными и младшими детьми, проявляют заискивающее поведение во взаимоотношениях с взрослыми. Младшие школьники, в основном, пугливы и замкнуты. Подростки, встретившись с жестоким обращением, употребляют алкоголь, наркотики, совершают побеги из дома, агрессивны. В критических случаях педагог может заметить психические расстройства или проявление патологических черт характера. В зоне риска находятся семьи, в которых один из родителей является алкоголиком, наркоманом, имеет психические заболевания. Потенциальными семьями, в которых может присутствовать насилие, являются семьи с нарушенным эмоционально-психологическим климатом, в которых происходят частые ссоры, скандалы.

Психологическое насилие

Психологическое насилие – это травля, запугивание, навязчивый контроль, жестокие оскорбления, унижения, угрозы, чрезмерные требования, бойкоты и изоляции направленные по отношению к ребенку. Психологическое насилие калечит детскую психику не меньше, а в некоторых случаях и больше, чем другие виды насилия. Дети, к которым плохо относятся, страдают от депрессии, тревожных расстройств и злоупотреблений психоактивными веществами даже чаще тех, кого «просто» бьют, и в той же мере подвержены посттравматическому стрессу и суицидальным попыткам, что и жертвы истязаний и изнасилований.

Последствия психологического насилия:

  • формирование у ребенка негативных жизненных установок;

  • задержка умственного, психического или речевого развития;

  • возникновение сложностей при адаптации в обществе и снижение коммуникативных навыков;

  • снижение способности к обучению;

  • утрата уважительного отношения к родителям;

  • патологические изменения психики, трудно поддающиеся коррекции.

Все это практически неизменно приводит к полной или частичной асоциализации, признаки которой все сильнее проявляются по мере взросления ребенка. Впоследствии попытки самоутвердиться нередко приводят к плачевным результатам — криминализации, алкоголизму, наркомании и пр. Кроме того, ребенок, выросший в атмосфере непрерывного давления и насилия (это относится к любому его виду), воспринимает такую модель поведения родителей как норму и впоследствии реализовывает ее в собственной семье.

Эмоциональное насилие (психическое)

Эмоциональное насилие над ребенком – это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, что подвергает опасности нормальное развитие его эмоциональной жизни. Обычно на успех ребенка родители реагируют похвалой, чувством гордости и радостью. Но иногда родители реагируют противоположным образом: равнодушием и раздражением. Поначалу это вызывает в ребенке смешанные чувства. В дальнейшем ребенок, которому неоднократно приходится сталкиваться с неадекватными реакциями родителей в ответ на его положительное поведение, быстро теряет мотивацию на достижения и сопровождающее успех чувство гордости. Он делает вывод, что проявлять радость по поводу достижений опасно и неправильно.

К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:

  • изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения;

  • угрюмость, отказ от обсуждения проблем;

  • запреты (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим на определенное время следует запрет смотреть телевизор или гулять);

  • оскорбление;

  • терроризирование, то есть неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха;

  • поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;

  • брань, издевки; запугивание наказанием («Еще одна двойка или очередная выходка в школе – и я возьмусь за ремень»);

  • моральное разложение (коррумпирование), привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков).

Эмоциональное насилие над ребенком можно предположить в таких случаях, если родитель:

  • предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми тот не в состоянии справиться, что формирует низкую самооценку и приводит к фрустрации;

  • чрезмерно сурово наказывает ребенка;

  • чрезвычайно критичен по отношению к ребенку, обвиняет его;

  • злится и ведет себя устрашающе.

Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе ряда признаков у ребенка, например, если он:

  • эмоционально невосприимчив, равнодушен;

  • грустный, субдепрессивен или у него выраженная депрессия;

  • сосет пальцы, монотонно раскачивается (аутоэротические действия);

  • замкнут в себе, задумчив или агрессивен;

  • «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;

  • испытывает ночные приступы страха, плохо спит;

  • не выказывает интереса к играм.

Физиологические реакции ребенка также могут свидетельствовать о том, что он является жертвой эмоционального насилия:

  • ночной и дневной энурез (недержание мочи);

  • психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы на плохое самочувствие и т. д.;

  • замедленное физическое и общее развитие ребенка.

Пренебрежение основными нуждами ребенка

Пренебрежение основными нуждами ребенка – это отсутствие заботы об основных физических потребностях ребенка, таких как потребность в пище, гигиене, медицинской помощи. Причинами безразличного отношения к нуждам своих детей могут быть личностные особенности родителей, наличие случаев применения насилия в прошлом, стрессы, испытываемые личностью и связанные с финансовыми проблемами, потерей работы, состоянием здоровья, взаимоотношениями в семье и т.д. Во многом взаимоотношения детей и родителей зависят и от социального статуса семьи. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям. Пренебрежение нуждами ребенка имеет место не только в случае, когда в семье отсутствуют материальные средства, иногда родители или лица, их заменяющие, ведут себя так, злоупотребляя своими правами и пользуясь беззащитностью и зависимым положением ребенка.

Формы пренебрежения нуждами ребенка:

  • Ребенка остается без присмотра родителей;

  • ребенку не предоставляется питание, одежда, жилье;

  • отсутствие медицинской помощи ребенку;

  • отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);

  • отсутствие возможности получения адекватного образования и др.

Недостаточность заботы о ребенке и пренебрежение его нуждами чаще встречаются в семьях с выраженными материальными проблемами. Однако, несмотря на то, что многие дети из таких семей страдают от нехватки одежды, еды, сладкого и т.п., во многих малообеспеченных семьях этот дефицит может компенсироваться теплотой, заботой, участием. В противном случае дефицит внимания со стороны родителей приводит к тому, что ребенок развивается в эмоционально и информационно бедной среде, им никто специально не занимается, а сам ребенок не способен обеспечить себе необходимые условия для нормального развития. Дети первого года жизни. Пренебрежение приводит к задержке физического развития, повторным инфекционным заболеваниям и частым госпитализациям. Дошкольники. Характерен маленький рост, низкий вес, микроцефалия, задержка речевого развития, агрессия. Школьники. Последствия пренебрежения заключаются в плохом здоровье, малом весе, плохой успеваемости в школе, в трудностях в обучении и общении, асоциальном поведении, агрессии. Подростки. Последствия такого вида насилия: плохое здоровье, задержку полового развития, маленький вес или же ожирение, низкая успеваемость в школе, наличие вредных привычек.

Профилактика проблемы жестокого обращения с детьми

Профилактика и решение проблемы жестокого обращения с детьми невозможны без взаимодействия. Как правило, координируют этот процесс социальный педагог и психолог. Но заниматься профилактикой жестокого обращения должны и педагоги, и классные руководители, и воспитатели. При выявлении признаков жестокого обращения к педагогам и психологам должны присоединиться юристы. Ошибочно сводить жестокое обращение лишь к проявлениям физического насилия. Скорее, это действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Хотя официального определения в действующем законодательстве Российской Федерации нет.

1 этап: Диагностика

  1. На основании информации, поступающей от педагогов, родителей, врачей, выявить детей группы риска.К этой группе относятся дети, у которых есть трудности в обучении, дети, которые часто проявляют агрессию по отношению к сверстникам и взрослым, неуверенные в себе, неспособные к самоорганизации, неуравновешенные. Возможно проявление асоциальных наклонностей (воровство, табакокурение, употребление наркотиков, ранние половые связи).

  2. Сбор информации о родителях. Выявление родителей, способных причинить ущерб ребенку – как физический, так и психологический.

  3. Анализ взаимоотношений в классе. Задача – выявить учащихся, которые чувствуют себя в коллективе некомфортно, а затем найти причины этого состояния. Эта информация выявляется в ходе проведения классных часов с элементами группового тренинга.

В диагностике возможно использование опросника Басса-Дарки. Его применяют как в работе с детьми, так и с родителями. Тест, разработанный А. Бассом и А. Дарки в 1957 году, предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

2 этап: Коррекция

  1. Работа с учителями, направленная на выявление и преодоление трудностей в коллективе. Необходимо объяснить педагогам, что дети, подвергающиеся насилию, нуждаются в особой заботе и внимании.

  2. Работа с родителями по изменению установок по отношению к детям. Осуществляется как при личном контакте с конкретными родителями, так и в форме классных собраний, бесед, дискуссий.

  3. Работа с учениками, испытывающими дискомфорт в коллективе, трудности с обучением.

3 этап: Профилактика

  1. Проведение разъяснительной работы с педагогами, детьми и родителями. Необходимо рассказать, какие действия являются проявлением жестокого обращения с детьми. Это умышленное и неумышленное причинение вреда здоровью, истязание, изнасилование, понуждение к действиям сексуального характера, оставление в опасности, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, доведение до самоубийства, угрозы о причинении физического вреда.

  2. Сбор информации. Информация может поступить откуда угодно – от соседей, сверстников ребенка, дальних родственников.

  3. Принятие мер после поступления сигнала о жестоком обращении. Нужно иметь четкий ответ на два вопроса:

    1. Действительно ли имело место жестокое обращение с ребенком?

    2. Безопасно ли ребенку оставаться в семье?

  4. Защита пострадавшего ребенка.

  5. Информирование. В ходе общих родительских собраний необходимо объяснить, какую ответственность влечет за собой жестокое обращение с детьми. Окружающие должны знать телефоны специализированных горячих линий (единый общероссийский детский телефон доверия8-800-2000-122), телефон городской службы социальной защиты и т.д.)

  6. Пропаганда семейных ценностей. Этот пункт предполагает организацию совместных тренингов и конкурсов, а также праздников, направленных на формирование позитивного образа семьи, например, Дня семьи, любви и верности, и многое другое.

Уголовное преследование в отношении лиц, совершивших противоправные действия по отношению к несовершеннолетним

Действующее российское законодательство предусматривает различные виды ответственности родителей за неисполнение своих обязанностей по воспитанию детей: уголовную (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ), гражданско-правовую (ч. 2 ст. 91 Жилищного Кодекса РФ), административно-правовую (ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), семейно-правовую (ст. 69, 73 Семейного Кодекса РФ).

Исходя из сложившейся практики применения ст. 156 Уголовного Кодекса РФ жестоким обращением с несовершеннолетним следует признавать:

а) само по себе невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, совершенное как путем действия, так и путем бездействия, которое по своему характеру и причиняемым последствиям носит жестокий характер: лишение питания, обуви и одежды, грубое нарушение режима дня, обусловленного психофизиологическими потребностями ребенка определенного возраста, лишение сна и отдыха, невыполнение элементарных гигиенических норм (влекущее за собой, например, педикулез, чесотку и пр.), невыполнение рекомендаций и предписаний врача по профилактике заболеваний и лечению ребенка, отказ или уклонение от оказания ребенку необходимой медицинской помощи и др.;

б) активные действия, грубо попирающие основные обязанности субъекта воспитательной деятельности, состоящие в применении к ребенку недопустимых (в правовом и нравственном смысле) методов воспитания и обращения и включающие все виды психического, физического и сексуального насилия над детьми.

Преступление, предусмотренное ст. 156 УК РФ выражается в действии или бездействии, т.е. в ненадлежащем исполнении или неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, возложенных на лицо законом, подзаконными, в том числе ведомственными, нормативными правовыми актами, а в организациях – и правилами внутреннего распорядка, соединенном с жестоким обращением. Ответственность за бездействие возможна при условии, если виновный должен был и мог выполнить возложенные на него обязанности.

Для оконченного состава преступления наступления каких-либо последствий не требуется.

Если имел место один случай причинения вреда здоровью, оскорбления и т.д., то может наступить уголовная ответственность только за иное, конкретно совершенное преступление – например, систематические побои либо длительное лишение питья, пищи и сна, сечение, удушение, вырывание волос, связывание конечностей и т.д. – п. "г" ч. 2 ст. 117 УК РФ; оставление в опасности: умышленное оставление тяжело больного или находящегося в опасном состоянии ребенка без помощи, отказ от оказания ему медицинской помощи – ст. 125 УК РФ; причинение вреда здоровью – ст. ст. 111, 112, 115 УК РФ; сексуальные посягательства – ст. ст. 131 – 135 и др. УК РФ), необходима квалификация по совокупности преступлений.

В то же время не образует совокупности преступлений убийство, совершенное с особой жестокостью, например путем оставления ребенка без воды и пищи, поскольку в таких случаях жестокое обращение охватывается п. "д" ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Преступление характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что нарушает обязанность по воспитанию несовершеннолетнего, что обращается с ним жестоко; он желает совершать такие действия и целенаправленно не выполняет свои обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.

К уголовной ответственности могут быть привлечены: 1) родители, усыновители, приемные родители, опекуны и попечители; 2) лица, обязанные воспитывать несовершеннолетнего в процессе осуществления надзора за последними в силу профессиональных обязанностей.

Законодателем, за совершение преступления квалифицированного по ст. 156 УК РФ предусмотрено пять альтернативных видов наказания: штраф в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательные работы на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей, не сопряженное с жестоким обращением с ними, предусмотрена ст. 5.35 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей либо предупреждение.

Социологический опрос

В ходе работы над данной проблемой нами было проведёно исследование, которое включало в себя социологический опрос жителей г.Саратова. В опросе приняли участие сто человек. Нами были заданы следующие вопросы:

  • Знаете ли вы о случаях домашнего насилия над детьми?

  • Считаете ли вы телесное наказание допустимым при воспитании ребёнка?

  • Применяли ли к вам телесные методы наказания, когда вы были ребёнком?

  • Считаете ли вы нормальным проверять социальные сети своего ребёнка?

Выводы социологического опроса

Данный опрос показал, что, действительно, проблема жестокого обращения с детьми имеет место быть в современном обществе. Известно, что способы воспитания устойчиво передаются из поколения в поколение, так как дети, вырастая, усваивают те же воспитательные приемы и меры, которые применяли к ним родители. Опрос подтвердил: те, кого в детстве родители часто наказывали, склонны поступать также. Особо ярко это проявляется среди родителей, имеющих детей в возрасте до 18 лет. Чем чаще наказывали респондента в детстве, тем шире, по его мнению, распространено телесное наказание в современном обществе, тем оно более допустимо и оправдано разными обстоятельствами. Кого в детстве не наказывали, более уверенно говорят о неприемлемости физических воздействий. Значит, у их детей больше шансов на спокойное и радостное детство. Но, конечно, отношения родителей и детей зависят не только от семейных традиций. Ведь семья подвержена многочисленным рискам современного общества. Практически все опрошенные родители полагают, что применение физических наказаний это воспитательная мера – с таким вариантом ответа согласились почти все респонденты. Результаты опроса прикреплены в приложении в виде диаграмм.

Заключение

Для борьбы с жестокостью по отношению к детям надо как можно больше открывать горячих линий, которые будут направлены на консультирование граждан по вопросам, касающимся воспитания детей, трудностей при воспитании и предупреждении ситуаций против детского благополучия и здоровья. Дети, которые были подвергнуты насилию в любом его проявлении, становятся неполноценными участниками социума. Им трудно взаимодействовать с другими людьми. Они становятся злыми, агрессивными. Такие дети чаще всего попадают под негативное влияние и становятся преступниками. Подобный отрицательный опыт жестокого обращения в детстве часто воспроизводится в последующих поколениях, поэтому важно своевременно выявить проблему в виде неправильного обращения с ребенком и оказать помощь ему и его семье.

Ребёнка нужно не просто любить, нужно уважать и видеть в нём личность. Воспитание – это процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится.

Существует четыре заповеди для родителей, которые следует запомнить:

  1.  
    1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого: так не бывает, чтобы человек может выполнять все дела одинаково хорошо. Хвалите своего ребенка за то, что у него получается, и не корите за то, что не получается;

    2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми: воспринимайте рассказы об успехах чужих детей просто как информацию;

    3. Перестаньте шантажировать: не говорите таких фраз, как « вот я в твоем возрасте..., а ты…!»;

    4. Избегайте свидетелей: если вы вынуждены отругать своего ребенка за плохое поведение, то это следует делать наедине.

Список использованной литературы

  1. Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные и отдаленные последствия // Психологический журнал, №6, 1993;

  2. Гайдаренко Н.В., Ярославцева Н.Д. Психологические последствия жестокого обращения с детьми – М., Психология и Педагогика, 1994;

  3. Ениколопов С.Н. Дети и психология агрессии // журнал "Школа здоровья",№3, 1995;

  4. Берковская М.И., Брязгунов И.П., Михайлов А.И. Оценка краткосрочной терапии стрессовых расстройств в остром периоде эмоциональной травмы // из сборника статей: Дети России: насилие и защита – М.: Новый отсчет,1997;

  5. Захарьева И.А. Нет Насилию! (Анализ проблемы насилия и его профилактики среди детей и подростков) – СПб.: изд-во СПб. Университета МВД России.

Приложение

Просмотров работы: 1135