АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США В ПЕРИОД АДМИНИСТРАЦИИ ВУДРО ВИЛЬСОНА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США В ПЕРИОД АДМИНИСТРАЦИИ ВУДРО ВИЛЬСОНА

Яценко Я.О. 1
1Амурский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
К началу XX века США уже сформировались как сильное государство, которое имело достаточно амбиций для вступления в «клуб великих держав». Главное, что характеризовало США на рубеже веков как мировую державу, заключалось в бурном росте экономического потенциала, беспрецедентном развитии производительных сил, превратившем страну в динамичное индустриально-аграрное государство. Почувствовав в себе силы, и, имея огромный потенциал, США начали следить за развитием событий и в дальневосточном регионе. Взгляд Соединенных Штатов в большей мере пал на 3 страны - Китай, Японию и Россию. Объясняется это тем, что данные страны находились в поле интересов многих стран и, каждая по-своему, привлекали США.

Целью данной статьи является анализ азиатско-тихоокеанского направления внешней политики США в период администрации Вудро Вильсона. Для достижения цели и написания данной статьи использовались научные труды отечественных и зарубежных ученых, заявления официальных лиц и тексты договоров.

Еще в конце XIX века в международных отношениях сформировался новый узел серьезных противоречий, на этот раз на Дальнем Востоке. К традиционным игрокам в лице Англии и Франции добавились новые действующие лица - Германия, Япония, США и Россия, что значительно обострило ситуацию в регионе.

США понимали, что если европейские державы в полной мере реализуют свою политику на Дальнем Востоке, то у них не будет возможности там закрепиться. Вступать в конфронтацию с ведущими державами по данному вопросу не представлялось возможным для Соединенных Штатов, но и оставаться в стороне было нельзя. В качестве доктринального обоснования своего присутствия в Китае в 1899 году государственный секретарь Дж. Хэй обратился к правительствам Англии, Германии, России, Франции, Японии и Италии с нотами, в которых была сформулирована так называемая политика «открытых дверей». Целью доктрины Хэя было продемонстрировать возросший экономический потенциал США, готовность к открытому экономическому соперничеству, а также продемонстрировать мировому сообществу отличие методов и целей США от других держав1. В дальнейшем эта доктрина красной нитью пройдет через политику США на Дальнем Востоке.

Ко времени прихода в Белый дом Вильсона отношения США и Японии были натянутыми. Такая ситуация во многом сложилась по причине возросших амбиций двух держав, а также обе державы видели большие финансовые выгоды в Китае, поэтому пытались сделать данный регион сферой своего влияния.

Для предотвращения перехода конфликта в военную стадию в 1908 году было подписано соглашение Рута-Тахакиры. Документ констатировал факт присутствия государств в данном регионе. Япония декларировала признание независимости и территориальной целостности Китая и готовность вести свободную торговлю в данном регионе, а США, в свою очередь, заверили в дальнейшем проявлении уважения к японским интересам в северо-восточном Китае2.

Вильсон понимал важность политики «открытых дверей» в Китае, так как эта политика давала возможность США отстаивать и реализовывать свои собственные интересы, но, в отличие от предыдущих президентов, он старался навязать Китаю мысль о том, что США преследуют только благие цели в этом сотрудничестве. К примеру, 19 марта 1913 года он отклонил предложение американских банкиров предоставить шестисторонний займ правительству Китая, т.к., по его мнению, это затронуло бы административную независимость Китая3.

Тем не менее, ни в период президентства Вильсона, ни тем более ранее США не оставляли попыток расширить плацдарм своего влияния на китайские дела. В 1910 году, используя свое возросшее влияние в финансовом мире, США добились вступления в международный банковский консорциум, созданный для инвестирования средств в развитие транспортной инфраструктуры Китая. Данное обстоятельство американские банкиры рассматривали как серьезный шаг на пути укрепления своих позиций в Китае. Параллельно с этим США хотели добиться успеха в наиболее важной для них части Китая - Маньчжурии. Прикрываясь политикой «открытых дверей», американская администрация рассчитывала вытеснить российский и японский капитал из Маньчжурии и заполнить своим.

Начало Первой мировой войны коренным образом изменило обстановку на Дальнем Востоке. В 1915 году Япония навязала Китаю «21 требование». Эти требования были, как известно, разбиты на 5 групп, относившихся соответсвенно: 1) к Шаньдуню, 2) к Маньчжурии, 3) к Ханьейпинскому промышленному комбинату в Центральном Китае, 4) отказ от предоставления третьим державам каких-либо портов, бухт или островов на китайском побережье и 5) ко всему Китаю4. Данные требования в корне расходились с принципом открытых дверей в Китае, более того были направлены на дальнейшее искоренение этого принципа в данном регионе. После того как Китай принял большую часть японских требований, США разослали Японии и Китаю ноты, в которых они выразили крайнее недовольство политикой Японии. В глазах западных держав, в особенности Великобритании и США, Япония значительно потеряла свой авторитет, а доверие к ней было надолго подорвано.

Япония не могла еще на тот момент идти против всех крупных международных игроков, поэтому в 1917 году она решила заключить очередное соглашение с США. Соглашение Лансинга-Исии5 подтверждало приверженность Японии доктрине открытых дверей, а США еще раз обязались признать за Японией «специальные интересы» в северо-восточном Китае. Данным документом США фактически развязали руки набиравшей силу Японии. Вильсон считал, что являясь членом Лиги наций, Япония в состоянии контролировать отдельные экономические зоны в Китае, не нарушая при этом китайский суверенитет6.

Непростая ситуация присутствовала и в отношениях между США и Россией. С одной стороны, с конца XIX века в России стали проявлять интерес к привлечению иностранных инвестиций для развития своей экономики, и в этом плане контакты с мощными финансовыми структурами США объективно представляли взаимный интерес. Однако существовали некоторые противоречия, тормозившие развитие двусторонних отношений.

Во-первых, в общественном мнении США и в политической элите этой страны уже утвердился вполне определенный стереотип восприятия России как оплота антидемократических тенденций, чьи ценности плохо сочетаются с американскими. В конечном счете возобладало осуждение, как говорил С.Ю. Витте, варварского, дикого отношения России к таким вопросам, которые в «культурных странах» были давно решены7. В. Вильсон, ставший президентом в 1912 году, разделял точку зрения Т. Рузвельта в этом вопросе. Вильсон полагал, что возвышение Российской империи (в случае разгрома Германии) в Европе создаст абсолютно неприемлемую обстановку дисбаланса во всем регионе8.

Во-вторых, определенные проблемы для развития двусторонних отношений создавало то обстоятельство, что Россия и США выступали конкретными конкурентами на мировых рынках, поскольку и та и другая страна являлись крупными экспортерами одних и тех же товаров и, естественно, не редко их интересы вступали в противоречия.

После того как началась война, нейтральное положение США давало американскому капиталу уникальную возможность для активизации экономической деятельности и наращивания его мощи, разумеется, связанную с продолжением войны. В первые же дни войны российский министр иностранных дел С.Д.Сазонов через поверенного в делах США в Петрограде внушал правительству США, что перед Америкой открылась возможность заменить прекращенный в связи с войной германский экспорт в Россию американским. Созданная в мае 1913 г. Русско-американская торговая палата (РАТП)9, ставившая своей целью содействовать притоку американских капиталов в Россию и развитию русско-американских торговых отношений, незамедлительно отреагировала на новую ситуацию, выступив под девизом «Америка на смену Германии»10.

Февральская революция 1917 г. стала значимым событием в отношениях между США и Россией, ознаменовавшим выход этих отношений на качественно новый дружелюбный уровень. 16 марта 1917 г. посол США Дэвид Фрэнсис доложил, что монархия в России была свергнута, к власти пришло Временное правительство, которое официально заявило о своём намерении вести войну «до победного конца». В данной ситуации Америке представился шанс повысить свой авторитет на международной арене, а также получить огромную экономическую выгоду. Ввиду указанных причин 22 марта 1917 г. Д. Френсис вручил кн. Г. Е. Львову уведомление о дипломатическом признании11. Теперь американское общественное мнение испытывало симпатии к дружественной российской демократии.

Однако администрация Вильсона не учла тот факт, что российское общество в большинстве своем негативно относилось к войне и испытывало желание скорейшего выхода из неё. Ни президент, ни его окружение не видели, что в Советской России зрела новая социальная революция. В октябре 1917 года произошло крупнейшее событие XX века – Великая Октябрьская социалистическая революция, радикально изменившая всю европейскую и мировую ситуацию. С приходом к власти партии В.И. Ленина стало ясно, что в дальнейшем американо-российские отношения, вероятнее всего, поменяют вектор.

Подписание большевиками сепаратного Брестского мира мгновенно перечеркнуло все надежды американской администрации повлиять на политический курс России. Те принципы, которые стали выдвигать большевики, не соответствовали вильсоновским принципам борьбы за демократию. Именно эти причины обусловили американский отказ от признания нового правительства России.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что США не могли похвастаться особыми успехами на дальневосточном направлении. Цели, провозглашенные в доктрине Хэя, так и остались декларацией. Ни одна из великих держав не собиралась отказываться от своих сфер влияния в Китае и не следовать принципам своей политики в этом регионе. Не оправдала себя и ставка на сближение с Японией, наоборот, в отношениях этих двух стран постепенно стали накапливаться противоречия. Примерно такая же ситуация произошла и в отношениях США и России.

1 Доктрина «Открытых дверей» / История США. Хрестоматия: пособие для вузов // сост. Э. А. Иванян. – М. : Дрофа, 2005. С. 154.

2 The Root-Takahira Agreement, November 30, 1908 // University of Minnesota Morris: офиц. сайт. 2013. URL: http://facultypages.morris.umn.edu/~joos/us/Readings/2_US%20in%20NE%20Asia/Root%20Takahira%20Agreement%2008.pdf (дата обращения: 25.04.16).

3 Клитин А.А. Политика «открытых дверей» в Китае //История США: материалы к курсу: неофиц. сайт. 2012. URL: http://ushistory.ru/esse/365-politika-otkrytyh-dverej-v-kitae.html (дата обращения: 16.02.16).

4 Краткий очерк борьбы за Манчжурию [Электронный ресурс] // Военная литература : неофиц. сайт. – 2014. – URL : http://militera.lib.ru/science/terentiev_n/02.html (дата обращения: 26.12.2016).

5 The Lansing-Ishii Echange of Notes, 1917 // Brigham Young University : офиц. сайт. – 2012. – URL : http://net.lib.byu.edu/estu/wwi/comment/japanvisit/JapanA2.htm (дата обращения: 25.12.2016).

6 Рязанцев, Д. Р. Американо-японский антагонизм в ходе реализации доктрины открытых дверей в Китае в первой половине XX в. // Российская академия естествознания : офиц. сайт. – 2016. – URL : http://www.scienceforum.ru/2016/1862/23290 (дата обращения: 25.04.2016).

7 Мальков В. Л. Россия и США в XX веке: очерки истории международных отношений и дипломатии в социокультурном контексте / В.Л. Мальков. – М. : Наука, 2009. – С. 136-154.

8 Уткин А. И. Дипломатия Вудро Вильсона : моногр. / А.И. Уткин. – М. : Международные отношения, 1989. – С. 157-163.

9 Телеграмма агента министерства торговли и промышленности России в США К.Ю. Медзыховского С.Д. Сазонову об учреждении русско-американской торговой палаты в Вашингтоне: от 31 янв. 1916 г. // Россия и США: Дипломатические отношения 1900-1917. М., 1999. С. 522.

10 Донесение Ю.П. Бахметева С.Д. Сазонову о стремлении торговых кругов США к сближению с Россией: от 12 дек. 1913 г. // Россия и США: Дипломатические отношения 1900-1917. М., 1999. С. 587.

11Телеграмма Р. Лансинга Д. Фрэнсису о намерении администрации В. Вильсона признать Временное правительство: от 20 марта 1917г. // Россия и США: Дипломатические отношения 1900-1917. М., 1999. С. 650.

Просмотров работы: 562