ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США В ПЕРИОД «НОВОГО КУРСА» Ф. Д. РУЗВЕЛЬТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США В ПЕРИОД «НОВОГО КУРСА» Ф. Д. РУЗВЕЛЬТА

Казарян Л.А. 1
1Амурский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
История отношений между США и Латинской Америкой насчитывает около двухсот лет, однако в рамках данной работы рассматривается период 30-х гг. XX века, что обусловлено своеобразным «новым курсом» в отношении данного региона.

Целью статьи является характеристика политики США в отношении государств Латинской Америки в период «Нового курса» Ф. Рузвельта.

На протяжении конца XIX ‒ начала ХХ вв. США неоднократно проводили военные вторжения в страны Латинской Америки для защиты своих интересов, частично из-за коммерческих интересов американского бизнеса. Однако с приходом в Белый дом Ф. Рузвельта произошли значительные изменения в латиноамериканской политике США. Еще в своей инаугурационной речи Рузвельт заявил, что в отношении стран Латинской Америки намеривается проводить политику «добрососедства»1.

Данная политика предполагала уважение суверенитета и территориальной целостности стран континента, экономическое сотрудничество с ними, оказание этим государствам экономической и технической помощи. В обмен на это США рассчитывали добиться укрепления единства и сплоченности государств Западного полушария на основе идей панамериканизма2.

Идею политики «добрососедства» впервые высказал Норман Дэвис, видный американский дипломат, когда Ф. Рузвельт попросил его подготовить краткий конспект основных идей внешнеполитической платформы демократов. Он отмечал, что пока не поздно, Соединенные Штаты должны изменить свое отношение к странам Латинской Америки и предстать в их глазах эдаким добрым родственником, самим воплощением миролюбия и бескорыстия. «Я думаю, - писал он, - было бы хорошо для нас заявить, что мы желаем взаимовыгодных отношений дружбы, равноправных и прибыльных торговых контактов с близкими нам латиноамериканскими республиками; нам следует прекратить вмешательство в их внутренние дела, которое обернулось массовыми убийствами американскими солдатами так называемых мятежников, и другие виды несанкционированных вторжений, как это было в случае с Никарагуа»3.

Политика «добрососедства» сочетала в себе элементы новизны и преемственности. Новая политика отразила либерально-реформистский подход правительства, провозгласившего «новый курс». Она хорошо вписывалась в положения доктрины Монро. Однако именно либерально-реформистская направленность отличала политику «добрососедства» от того курса, который проводили США с конца XIX века4.

Благодаря политике «добрососедства», США добивались упрочения под своей эгидой «межамериканской системы». С одной стороны, целью данной политики было противодействие активным усилиям Германии, а также Японии и Италии, но уже в меньшей степени, внедриться в Латинскую Америку. С другой стороны, в связи с большим количеством групп этнических немцев в регионе, существовала попытка нацистов опереться на данную группу людей и расширить масштабы проникновения туда нацистской пропаганды. Из расчета того, что экспансия Германии преследовала политические и военно-стратегические цели, США и Англия стали действовать вместе в принятии важных решений5.

Сдвиги в латиноамериканской политике США отчетливо проявились уже в декабре 1933 года, когда была проведена VII Панамериканская конференция в Монтевидео, где была принята «Конвенция о правах и обязанностях государств», благодаря которой был закреплен принцип невмешательства во внешние и внутренние дела стран континента6.

В развитии политики «добрососедства» в 1934 году США провели два важных мероприятия. Во-первых, после многолетней оккупации Гаити американские морские пехотинцы были выведены с острова, а Банк Гаити возвращен под контроль правительства этой страны. Во-вторых, США подписали новый договор с Кубой, из которого, наконец, была устранена «поправка Платта»7.

Поправка Платта, внесенная в виде дополнения к конституции Кубы под нажимом США в 1901 году, предусматривала, что правительство Кубы предоставляет право Соединенным Штатам на вмешательство для сохранения независимости Кубы, а также «для оказания помощи ее правительству в деле охраны жизни, имущества и личной свободы жителей». Кроме того, правительство Кубы в целях предоставления США возможности охраны независимости Кубы и в интересах защиты самих Соединенных Штатов, продаст или сдаст в аренду США земли, которые будут необходимы для устройства угольных станций и морских баз в определенных пунктах, установленных по договоренности с президентом Соединенных Штатов»8. Согласно новому договору, заключенному между США и Кубой, США отказывались от дальнейшего вмешательства во внутренние дела Кубы9.

В это же время был пересмотрен прежний договор с Панамой. Согласно Статье I Панамо-американского договора США формально отказывались от права воспользоваться любыми землями и водами Панамы для сооружения, эксплуатации и обороны канала, предоставленного им договором Гей-Бюно-Варильи. Новым договором было отменено право США на «поддержание общественного порядка» в городах Панаме и Колоне и на прилегающей к ним территории10.

Заключая Панамо-американский договор, правительство США пошло на некоторые уступки Панаме. Однако основные статьи Договора Гей-Бюно-Варильи всё же были сохранены, так как отвечали интересам США. Поэтому, несмотря на наличие ряда возражений в США, в частности со стороны военно-морских кругов, договор в конце концов был ратифицирован. На самом деле даже те незначительные уступки, указанные в Панамо-американском договоре, не были осуществлены США. Более того, господство США над Панамой стало более выраженным после Второй мировой войны11.

Эти шаги позволили американской дипломатии развернуть активную пропагандистскую кампанию, призванную облагородить имидж США в Латинской Америке12. Кульминации эти тенденции достигли в 1936 году на Межамериканской конференции по сохранению мира, инициатором которого выступил Ф.Д. Рузвельт. Он лично возглавил американскую делегацию. На Конференции был одобрен Протокол о невмешательстве, который подтвердил декларацию 1933 года. США согласились с тем, что интервенция во внутренние дела другой страны запрещена13.

В этот же день США смогли добиться внесения в текст документа важной статьи, которая гласила: «В случае возникновения войны вне Американского континента, которая может угрожать миру американских республик, по их желанию могут быть проведены консультации для определения срока и формы сотрудничества стран, подписавших данный документ, для выработки мер по сохранению мира в регионе»14. Одобрение участниками конференции данного положения стало первым шагом на пути создания регионального военно-политического блока.

Следующим важным шагом в политике «добрососедства» стало проведение VIII Панамериканской конференции в Лиме (Перу) 9‒27 декабря 1938 года. Итогом данной конференции стало принятие Лимской декларации, которая расширяла и углубляла «Декларацию принципов межамериканской солидарности и сотрудничества», принятую в Буэнос-Айресе в 1936 году. В Лимской декларации, во-первых, подтверждалось решение «защищать страны от любой иностранной интервенции или деятельности», в случае угрозы миру, безопасности или территориальной целостности какой-либо из них «сделать эффективной свою солидарность», координируя свои действия путём проведения консультаций, установленных конвенциями и декларациями, и «прибегая к мерам, которые будут целесообразны в данных обстоятельствах, в каждом конкретном случае»15. В целях облегчения проведения данных консультаций, министры иностранных дел американских республик, «когда это будет сочтено необходимым и по инициативе любой их них», встретятся для принятия совместного решения16.

Лимская конференция вскоре дала свои результаты, которые были напрямую связаны с интересами США. Она продемонстрировала явный сдвиг политики стран Латинской Америки в сторону США. Доктрина Монро оказалась приспособленной к новым историческим условиям, приобретая более широкий смысл17. Нужно заметить, что политика «добрососедства», ставившая в основу укрепление отношений между США и Латинской Америкой, в этот период сыграла очень важную роль. Идея «панамериканизма» на данном этапе получила широкое распространение.

В результате проведенных Ф. Рузвельтом внешнеполитических мероприятий в странах Латинской Америки США при относительно небольших затратах и за довольно короткий срок смогли получить не только крупные политические дивиденды, но и восстановили активную экономическую деятельность американских корпораций в южноамериканских странах: к концу 30-х годов ХХ века их позиции в данном регионе были значительно укреплены, а общая сумма их капиталовложений выросла за это время на 30 %, заметно повысив эффективность американского влияния и на политику стран континента18.

Таким образом, можно сказать, что в данном направлении Ф.Д. Рузвельт провел некий

«новый курс», заметно отличавшийся от политики предшественников. Рузвельт отчетливо понимал значимость поддержания «добрососедских» отношений со странами Латинской Америки, учитывая новые международные условия. Он добился значительных успехов в этом направлении уже в первые годы своего президентства и смог значительно укрепить свои позиции в этом регионе.

1 Первая инаугурационная речь Франклина Рузвельта 4 марта, 1933 [Электронный ресурс] // История США в документах: офиц. сайт. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/nov_history_evropa_usa/index.php. (дата обращения: 19.11.2010).

2 Печатнов В.О. История внешней политики США. М., 2012. С. 210.

3 Цит. по: Мальков В.Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии. М., 1988. С. 6.

4 Печатнов В.О. История внешней политики США. С. 210.

5 История США: в 4 т. / под ред. Г.Н. Севостьянова. М., Т. 3: 1918-1945. С. 285.

6 Peace and War: United States Foreign Policy, 1931-1941, Wash., 1943. P. 201.

7 Печатнов В.О. История внешней политики США. С. 211.

8 Поправка «Платта» [Электронный ресурс] // Иллюминаты.ru.: неофиц. сайт. URL: http://www.illuminats.ru/component/content/article/33-2009-10-23-22-04-01/94-2009-06-22-11-01-31 (дата обращения: 17.09.2016).

9 Договор между США и Кубой об отмене поправки Платта, 29 мая 1934 [Электронный ресурс] // Из материалов Верховного суда по делу «Птицеторговая корпорация Шехтера» против США, 1935 год : неофиц. сайт. URL: http://studopedia.su/18_171076_iz-materialov-verhovnogo-suda-po-delu-ptitsetorgovaya-korporatsiya-shehtera-protiv-soedinennih-shtatov-ameriki--god.html (дата обращения: 19.09.2016).

10 Панамо-американский договор 1936 года, 2 марта [Электронный ресурс] // Документы XX века : неофиц. сайт. URL: http://www.doc20vek.ru/node/3443 (дата обращения: 28.10.2016).

11 Там же.

12 Печатнов В.О. История внешней политики США. С. 211.

13 История США: в 4 т. Т. 3. С. 286.

14 Цит. по: Печатнов В.О. История внешней политики США. С. 211.

15 Peace and War: United States Foreign Policy. P. 439-440.

16 Там же.

17 История США: в 4 т. Т. 3. С. 287.

18 Печатнов В.О. История внешней политики США. С. 212.

Просмотров работы: 600