"ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ФГОС" - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

"ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ФГОС"

Ситникова Е.П. 1, Глумова Е.П. 1
1Нижегородский государственный лингвистический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования воспитание рассматривается как миссия образования, охватывающая все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.[2]Необходимость, своеобразие и большое значение внеклассной работы не раз подчеркивалось в работах известных педагогов. В. А. Сухомлинский писал: «Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки… Но замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков». [1]

Система внеклассной работы по ИЯ включает совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих организационных форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями:

  1. Практическая цель – овладение языком как средством общения, снятие языковых барьеров

  2. Развивающая цель - развитие абстрактного мышления, памяти и внимания, развитие и открытие творческих способностей и талантов ребенка

  3. Воспитательная цель – воспитать у учащихся уважение к традициям другой страны и культуры, освещение культурных особенностей другой страны

  4. Образовательная цель - расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью, повышение общей культуры учащихся, расширение кругозора

По мнению С. Н. Савиной конечными целями внеклассной работы по предмету являются: 1) расширить и углубить знания, умения и навыки в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью 2) стимулировать интерес учащихся к изучению предмета 3) способствовать всестороннему развитию личности

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности в таких формах, как художественные студии, клубы, секции, и других формах, отличных от урочной, на добровольной основе и в соответствии с выбором участников образовательного процесса.

Важно не заострять внимание на „стенах школы“ во время организации и проведения мероприятий внеурочного характера. Стены, с точки зрения психологии, - символ ограничения, в нашем случае стены класса – это ограничение знаний. В связи с этим как нельзя кстати придутся абсолютно новые формы внеурочной деятельности, отличные от привычных ее представлений. Возможности использования нового вида работы во внеурочной деятельности безграничны, стоит только обратиться к мероприятиям и фестивалям в городе, выставкам, которые связаны с иностранным языком и его культурой, к клубам любителей иностранного языка и интернет - ресурсам, позволяющим общаться с носителями иноязычной культуры.

Немецкий язык за пределами образовательного учреждения, где он изучается, кажется малодоступным. Но рассматривая мероприятия Нижнего Новгорода, связанные с немецким языком и немецком культурой, можно увидеть обширный список фестивалей, встреч, выставок и мн. др., что будет интересно детям, а нам поможет в достижении наших целей в соответствии с ФГОС:

  • Российско-немецкий театральный фестиваль совместно с театром Вера

В театре юного зрителя проходил Международный молодежный театральный фестиваль «Контакт 2015». Были представлены спектакли о войне в исполнении артистов нижегородских и немецкого театров. Об этом сообщается на сайте театра «Вера», выступившего инициатором мероприятия. [3]

Удивительная возможность насладиться немецким театром вживую, приблизиться к немецкой культуре, увидеть культурные особенности другой страны, наблюдать взаимодействие работы театров двух стран.

  • Выставка немецких кукол в «Усадьбе Рукавишниковых»

В музее-заповеднике «Усадьба Рукавишниковых» состоялась выставка кукол Хильдегард Гюнцель «Хрупкие мечты». Об этом сообщается на сайте музея. [4]

«Хрупкие мечты» - это выставка кукол всемирно знаменитой кукольницы из Германии Хильдегард Гюнцель, работы которой коллекционируют Мадонна, Деми Мур и Донателла Версаче. Выставка кукол такого уровня проходит в нашем городе впервые».

Данная выставка особенно интересна ученикам благодаря всемирной известности обладателей этих кукол. Повышенный интерес учеников к выставке позволяет преподавателю развить интерес к культурно - национальным особенностям другой страны, к ее традициям и национальным ценностям.

  • Фестиваль «Другая музыка. Бах»

В Нижнем Новгороде проходил музыкальный фестиваль «Другая музыка. Бах», организованный Нижегородским центром немецкой и европейской культуры в рамках Дней Германии в Нижнем Новгороде. Об этом сообщают организаторы. Фестивальные концерты прошли как на академических площадках города, так и в необычных местах, где классическая музыка никогда не звучала. Площадками фестиваля «Другая музыка. Бах» стали Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки, клуб Б/У, Волго-Вятский филиал Государственного центра современного искусства, Нижегородский государственный театр кукол и даже городской трамвай. Кроме того, отдельную программу в рамках фестиваля подготовили студенты Нижегородского музыкального училища имени М. А. Балакирева, которые выступили в общеобразовательных школах после весенних каникул.

Согласно предоставленной информации, организаторы ставили перед собой цель сделать музыку композитора Иоганна Себастиана Баха доступной, показать, что классика — это увлекательно, интересно и современно.» [5]

Фестиваль, став достаточно масштабным, вдохновил людей, изучающих немецкий язык, на новые достижения в языке, на изучение культуры немецко - говорящих стран, на знакомство с его известными на весь мир деятелями.

  • Фестиваль немецкого кино

В рамках программы «Арсенал. Кино» ежегодно с января по март в Арсенале, киноконцертном зале, проводится фестиваль немецкого кино, а именно просмотр фильмов на немецком языке с субтитрами и дальнейшее обсуждение. Сегодня зрителю уже не достаточно просто посмотреть фильм, хочется обсудить, поделиться впечатлениями и эмоциями от увиденного и обменяться мнениями с другими людьми.

«Проект проводится при поддержке Немецкого культурного центра им. Гёте, Нижегородского центра немецкой и европейской культуры, в рамках Дней Германии в Нижнем Новгороде». [6]

  • Deutscher Sprechklub – немецкий разговорный клуб

Немецкий разговорный клуб – это отличная возможность попрактиковать немецкий язык, поговорить о красотах немецкоговорящих стран, улучшить грамматику и разговорную речь, познакомиться с единомышленниками и любителей немецкого языка. Каждый понедельник в клубе обсуждаются разные темы на немецком языке, которые участники выбирают сами.

Новые знакомства, неформальная обстановка и активное обсуждение – все это, безусловно, особенно интересно на старшем этапе обучения. Вводя данную форму внеклассного мероприятия, учитель может быть уверен, что это будет не только полезно, но и интересно ученикам. [7]

  • Dein Deutsch – разговорный клуб

Dein Deutsch – это клуб, который организует платные курсы любой направленности для любого возраста. Но он отличается тем, что, помимо курсов, в клубе постоянно организовываются какие-либо мероприятия, принять участие в которых может абсолютно бесплатно любой человек. Так же каждую неделю представители клуба организуют бесплатный разговорный клуб, куда можно просто прийти поговорить или поиграть в настольные игры, что особенно интересно нам в организации внеклассной деятельности. [8]

  • Немецкий читальный зал

Немецкий читальный зал был открыт в рамках программы партнерского сотрудничества Немецкого культурного центра им. Гете с российскими библиотеками и является информационным центром и своего рода немецкой библиотекой в миниатюре. Читатели имеют свободный доступ ко всем изданиям. Желающие могут посмотреть художественные и документальные фильмы на немецком языке, послушать музыку или прочитать литературные записи. Немецкий читальный зал выполняет важную задачу: предоставляет информацию по разным аспектам общественной и политической жизни Германии, знакомит с новинками немецкой художественной литературы, оказывает помощь в изучении немецкого языка. В зале устраиваются групповые просмотры художественных фильмов, организуются книжные выставки, проводятся праздничные мероприятия к памятным датам Германии.

Немецкий читальный зал может стать отличной площадкой для реализации творческих идей по внеклассной деятельности. Различные викторины, конкурсы и встречи можно проводить в такой уютной и неформальной обстановке, как там. [9]

  • Центр немецкого языка. Партнер Гёте – института

Центр немецкого языка организует платные курсы, но периодически проводит различные конкурсные мероприятия, такие как, например, лингвострановедческий турнир по немецкому языку «Abendteuerreise Deutschland» (Приключенческое путешествие в Германию).

Школьники получают возможность интересно, весело и познавательно провести время, познакомиться поближе c Германией, узнать новые факты и выучить немецкие слова. Все участники получают свидетельства об участии и памятные призы и подарки от Гёте-Института и Центра немецкого языка. Учителям, сопровождающим школьные команды, вручаются благодарственные письма от Центра немецкого языка, Партнера Гёте-Института. [10]

  • Ресурсный Центр немецкого языка НГЛУ

«Деятельность Центра ориентирована на оказание интеллектуальной и информационной помощи нашим соотечественникам. Каждый нижегородец может приобщиться к современной культуре и давним традициям Германии, попробовать себя в изучении немецкого языка, найти самую разнообразную информацию об образовательных программах в Германии и получить консультацию о том, как лучше спланировать свой образовательный семестр в немецком университете.» [11]

В немецком культурном центре НГЛУ студенты и все желающие могут взять художественную литературу на языке оригинала, словари и энциклопедии, пособия по грамматике немецкого языка и культуре речи. Библиотека Центра насчитывает более 7 тысяч томов на немецком языке, большую аудио - и видеотеку, её фонды могут составить конкуренцию лучшим библиотекам России, имеющим литературу на немецком языке.

Безграничные возможности для различных проектов, докладов, мероприятий и встреч открывает немецкий культурный центр. По договоренности с университетом, в немецком культурном центре может быть проведен мастер-класс по изготовлению немецкого рождественского венка, рождественского календаря и мн. др., что интересно детям не только на старшем, но и на младшем и среднем этапах.

Во внеурочной деятельности можно задействовать и возможности интернет ресурсов:

  • Duolingo

Дуолинго - сайт, где происходит изучение языка в игровой форме. Детям определенно будет по душе такая форма обучения. Сайт сразу показывает, какие задания выполнены правильно. У пользователя есть определенное количество «жизней», он теряет их, когда отвечает неправильно. Если жизни закончатся — урок придется начинать сначала! [12]

Детям понравится такая форма обучения, ведь учитель может сделать внеклассное мероприятие, задействовав этот красочный и привлекающий внимание детей сайт. Многие учителя и даже государственные организации уже используют этот сайт как идеальный дополнительный инструмент для обучения языкам в школах. Если учитель дает задание по этому сайт, то он легко может узнавать об успехах своих учеников в новом удобном интерфейсе.

  • Deutsch online

На сайте Deutsch online можно найти все для эффективного изучения немецкого языка. Полная информация о Германии, интересные факты, история Германии, большая база учебных материалов, обучающие игры, аудио/видео материалы, радио на немецком языке, трансляция немецкого телевидения, интересные новости из Германии, а так же популярнейший форум и многое другое. На сайте собрана только самая современная информация, что никакого любителя немецкого языка не оставит равнодушным. [13]

Этот сайт так же можно задействовать во внеклассном мероприятии, например, в работе над проектом, выпуске газеты, и др.

  • WeSpeke – онлайн платформа для общения с иностранцами

Чтобы выучить иностранный язык, нужно как можно чаще пользоваться им. Специалисты советуют говорить с носителем языка не меньше 30 минут в день, если есть такая возможность. А возможность есть!

«Онлайн-платформа по изучению иностранных языков с носителями языка и возможность учиться по текстам, аудио и видео. Сообщество WeSpeke включает 170 стран и 130 языков. Это возможность найти новых друзей со всего мира, практиковать язык, делиться своей культурой» [14]

Применяя этот сайт во внеурочной работе, учитель словно открывает своим ученикам дорогу в новый мир. Возможность поговорить с носителем языка – это клад в изучении иностранного языка.

Внеурочные мероприятия не только развлекают, но и повышают мотивацию, стимулируют, учат и развивают. Они помогают учащимся увидеть красоту и необходимость иностранного языка, а не только проблемы, связанные с его овладением. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание ситуации естественной языковой среды, способствующей освоению иностранного языка. Сегодня существует множество новых возможностей, новых форм для проведения внеклассных мероприятий по иностранному языку. Все они разные и по-своему интересные. Новые формы смогут стать стимулом для учеников изучать языки, а учителей вдохновят на активную работу «по-новому». Новые формы позволяют посмотреть на изучение ИЯ с другой стороны, они позволяют разглядеть еще один путь в иноязычную культуру, в другой мир.

Литература

  1. Сухомлинский В. А. О воспитании, - М..: Издательство политической литературы, 1973 г. - 272 стр.

  2. http://www.fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm

  3. http://stnmedia.ru/?id=19644

  4. http://www.nnmama.ru/news/nn/news_109783/

  5. http://stnmedia.ru/?id=25946

  6. http://www.ncca.ru/events.text?filial=3&id=3309

  7. https://vk.com/deutschersprechklub

  8. http://www.deindeutsch.ru/

  9. https://vk.com/dsaal_nn

  10. http://www.nemezki-nishnij.ru/

  11. http://www.lunn.ru/page/nemeckiy-kulturno-obrazovatelnyy-centr

  12. https://www.duolingo.com/

  13. http://www.de-online.ru/

  14. http://ru-ru.wespeke.com/index.html

9

Просмотров работы: 546