Представленный ниже поэтапный алгоритм практически выполняет функцию «дорожной карты» для дизайнера, поставившего перед собой задачу создания тематической модели костюма или создать собственный микростиль, востребованный современными формами социально-культурных тематических мероприятий, молодежных театров, персональными бенефисами/шоу артистов.
При этом мы выдвигаем тезис, что «авторский микростиль можно создать при условии изучения артефактов конкретной территории, географически расположенной как в России, так и на любом континенте планеты». Использование достижений других авторов, дизайнеров, элементов мировых стилей в архитектуре, живописи не будет основанием для утверждения о создании «авторского микростиля». Дизайнеру можно использовать элемент, найденный в архивах: описаниях первых мореплавателей, путешественников, учёных-краеведов. Собирая рисунки и дескриптивные (описательные) результаты разных ученых: археологов, историков, геологов, музееведов, миссионеров разных конфессий, в советское время искусствоведов, первых учителей, на одной территории, дизайнер может создать новую матрицу микростиля.
Опыт работы со студентами показывает, что негативом исследовательской деятельности студентов является аморфное представление о качестве источников, формирующих уникальность авторского поиска. Наблюдается фрагментарность, бессистемность, смешение научных и популярных источников, методических пособий и иллюстраций к художественной литературе. В результате студент представляет в форме отчётности общеизвестный материал, не представляющий ценности как новое гуманитарное знание. В этой связи считаем необходимым внедрить следующий нормативный блок для поддержки качества самостоятельной исследовательской деятельности:
– 1 этап: систематизация опубликованных работ по конкретной территории на основе архивных и научных данных, сосредоточенных в научных библиотеках. При этом важно помнить, что персоналиями ученых являются не только местные, но и зарубежные авторы;
– 2 этап: систематизация материальных артефактов, зафиксированных учеными в разные периоды изучения территории. Как правило, это приложения к диссертациям в виде рисунков, черно-белых фотографий. В ХХ веке появляются цветные фотографии;
– 3 этап: систематизация факто–логического материала на основе изучения экспозиций, тематических отделов в крупных музеях. Сегодня Интернет предоставляет возможность виртуального «посещения» музеев, но такой вариант не является результативным для выявления и собирания элементов стиля. По-прежнему навигатором самостоятельного исследования является визуальный детальный осмотр каждого предмета;
– 4 этап: систематизация дескриптивных и фотоматериалов из научно-популярных книг, альбомов, учебных пособий. В этом случае важно помнить, что наиболее приближенными к реальной действительности являются книги и пособия местных авторов: педагогов, мастеров традиционных школ.
Как видим, достоверность самостоятельного исследования можно контролировать с помощью данной структурной матрицы. При этом именно достоверность, а не объём собранного материала является индикатором самостоятельного научного открытия в какой-либо области этнохудожественного творчества.
Появление новых «авторских микростилей» с этнохудожественным компонентом обогатит панораму позиционирования не только российских модельеров, но и творческих персоналий разных сценических жанров. Параллельно создаётся условие для активного участия пассивных пластов наследия в активной жизни современной многонациональной РФ.
Самым сложным для педагогов и студентов является переход от исследовательского блока работы к интерпретации кодов этнохудожественного наследия в авторском изделии. Таким изделием может быть аксессуар (сумка, муфта), украшение, головной убор, рукавицы, декорированная съёмная деталь к одежде или к обуви.
Мы в нашем опытном эксперименте сосредоточили внимание на изготовлении тематической коллекции костюмов по легенде одного из народов Приамурья: нанайцев.
– 1 этап: изучение научной, научно-популярной и специальной литературы о жизнедеятельности (охота, средства передвижения и жилище, семейно-бытовые обряды); творчестве (праздничные сценарии действий, ритуалы); формах этнопедагогики (воспитание детей, спортивные занятия, национальная кухня, обучение мастерству в каком-либо виде творчества);
– 2 этап: изучение устного народного творчества коренных жителей Приамурья РФ (нанайцы, ульчи, удэге); выбор легенды;
– 3 этап: изучение конструктивного, цветового и композиционно-орнаментального канона традиционных костюмов (нанайцы). Копирование орнаментов, выявление элементов стиля (семиотический (знаковый) паспорт: техника вышивки, объем нити, цветовая гамма нитей, роль контура, образность орнаментальной композиции);
– 4 этап: эскизные наброски костюмов для персонажей легенды;
– 5 этап: выполнение объемного макета костюма (на выбор) с применением материалов-заменителей традиционной цвето-фактуры;
– 6 этап: уточнение эскизного решения и выполнение художественного эскиза на планшете;
– 7 этап: уточнение костюмных комплектов согласно персоналиям легенды и выполнение конструктивного решения (детали кроя);
– 8 этап: декорирование отдельных деталей костюмов согласно эскизному проекту с использованием дизайнерских новаторских приемов, учитывая, что костюмы готовятся не для музея, а для сценического действия согласно эпизодам легенды;
– 9 этап: выполнение костюмов в материале: изготовление с помощью машинной обработки внутренних швов, края деталей. Крепление декорированных съёмных деталей сценических костюмов разрабатывается в ручном режиме;
– 10 этап: фотосессия костюмов, репетиции в костюмах и возможное укрепление съёмных декоративных и знаковых деталей костюма.
Мы рассмотрели поэтапный алгоритм выполнения учебного проекта по теме «Дизайн и наследие многоликой России», где семантическим и семиотическим навигатором проектно-экологической деятельности выступает устное народное творчество в виде легенды коренных жителей Приамурья РФ нанайцев. Педагогический эксперимент был проведен на кафедре дизайна Московского Института культуры (2010-2013 годы).
Литература:
Коновалова А.В. О формировании профессиональной компетентности дизайнеров в профильном вузе. Статья. // Вестник ОГУ (Оренбург), № 9. 2011. С.143-146.
Коновалова А.В. (в соавторстве). Проектирование сценического костюма на основе прагматико-семиотического подхода к анализу наследия Крайнего Северо-востока России. Статья. // Материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции «Дизайн XXI века - традиции и новации». Сочи: СГУТиКД, октябрь 2010. С.142-146.
Коновалова А.В. Диверсификация художественного оформления современной одежды на основе интерпретации наследия России (на примере подготовки дизайнеров-бакалавров). // Международная научно-практическая конференция «Наука и образование в жизни современного общества». Россия. Тамбов. 29.10.2012. С. 51-54. ISBN 978-5-4343-0215-9.