ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ФРАКТАЛЫ ГРАФИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ СЦЕНИЧЕСКОГО КОСТЮМА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ФРАКТАЛЫ ГРАФИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ СЦЕНИЧЕСКОГО КОСТЮМА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Мы целенаправленно совершенствуем подготовку дизайнеров, практикующих в области сценического костюма, используя при этом потенциал графического наследия.

Представленный ниже поэтапный алгоритм практически выполняет функцию «дорожной карты» для дизайнера, поставившего перед собой задачу создания тематической модели костюма или создать собственный микростиль, востребованный современными формами социально-культурных тематических мероприятий, молодежных театров, персональными бенефисами/шоу артистов.

При этом мы выдвигаем тезис, что «авторский микростиль можно создать при условии изучения артефактов конкретной территории, географически расположенной как в России, так и на любом континенте планеты». Использование достижений других авторов, дизайнеров, элементов мировых стилей в архитектуре, живописи не будет основанием для утверждения о создании «авторского микростиля». Дизайнеру можно использовать элемент, найденный в архивах: описаниях первых мореплавателей, путешественников, учёных-краеведов. Собирая рисунки и дескриптивные (описательные) результаты разных ученых: археологов, историков, геологов, музееведов, миссионеров разных конфессий, в советское время искусствоведов, первых учителей, на одной территории, дизайнер может создать новую матрицу микростиля.

Опыт работы со студентами показывает, что негативом исследовательской деятельности студентов является аморфное представление о качестве источников, формирующих уникальность авторского поиска. Наблюдается фрагментарность, бессистемность, смешение научных и популярных источников, методических пособий и иллюстраций к художественной литературе. В результате студент представляет в форме отчётности общеизвестный материал, не представляющий ценности как новое гуманитарное знание. В этой связи считаем необходимым внедрить следующий нормативный блок для поддержки качества самостоятельной исследовательской деятельности:

– 1 этап: систематизация опубликованных работ по конкретной территории на основе архивных и научных данных, сосредоточенных в научных библиотеках. При этом важно помнить, что персоналиями ученых являются не только местные, но и зарубежные авторы;

– 2 этап: систематизация материальных артефактов, зафиксированных учеными в разные периоды изучения территории. Как правило, это приложения к диссертациям в виде рисунков, черно-белых фотографий. В ХХ веке появляются цветные фотографии;

– 3 этап: систематизация факто–логического материала на основе изучения экспозиций, тематических отделов в крупных музеях. Сегодня Интернет предоставляет возможность виртуального «посещения» музеев, но такой вариант не является результативным для выявления и собирания элементов стиля. По-прежнему навигатором самостоятельного исследования является визуальный детальный осмотр каждого предмета;

– 4 этап: систематизация дескриптивных и фотоматериалов из научно-популярных книг, альбомов, учебных пособий. В этом случае важно помнить, что наиболее приближенными к реальной действительности являются книги и пособия местных авторов: педагогов, мастеров традиционных школ.

Как видим, достоверность самостоятельного исследования можно контролировать с помощью данной структурной матрицы. При этом именно достоверность, а не объём собранного материала является индикатором самостоятельного научного открытия в какой-либо области этнохудожественного творчества.

Появление новых «авторских микростилей» с этнохудожественным компонентом обогатит панораму позиционирования не только российских модельеров, но и творческих персоналий разных сценических жанров. Параллельно создаётся условие для активного участия пассивных пластов наследия в активной жизни современной многонациональной РФ.

Самым сложным для педагогов и студентов является переход от исследовательского блока работы к интерпретации кодов этнохудожественного наследия в авторском изделии. Таким изделием может быть аксессуар (сумка, муфта), украшение, головной убор, рукавицы, декорированная съёмная деталь к одежде или к обуви.

Мы в нашем опытном эксперименте сосредоточили внимание на изготовлении тематической коллекции костюмов по легенде одного из народов Приамурья: нанайцев.

– 1 этап: изучение научной, научно-популярной и специальной литературы о жизнедеятельности (охота, средства передвижения и жилище, семейно-бытовые обряды); творчестве (праздничные сценарии действий, ритуалы); формах этнопедагогики (воспитание детей, спортивные занятия, национальная кухня, обучение мастерству в каком-либо виде творчества);

– 2 этап: изучение устного народного творчества коренных жителей Приамурья РФ (нанайцы, ульчи, удэге); выбор легенды;

– 3 этап: изучение конструктивного, цветового и композиционно-орнаментального канона традиционных костюмов (нанайцы). Копирование орнаментов, выявление элементов стиля (семиотический (знаковый) паспорт: техника вышивки, объем нити, цветовая гамма нитей, роль контура, образность орнаментальной композиции);

– 4 этап: эскизные наброски костюмов для персонажей легенды;

– 5 этап: выполнение объемного макета костюма (на выбор) с применением материалов-заменителей традиционной цвето-фактуры;

– 6 этап: уточнение эскизного решения и выполнение художественного эскиза на планшете;

– 7 этап: уточнение костюмных комплектов согласно персоналиям легенды и выполнение конструктивного решения (детали кроя);

– 8 этап: декорирование отдельных деталей костюмов согласно эскизному проекту с использованием дизайнерских новаторских приемов, учитывая, что костюмы готовятся не для музея, а для сценического действия согласно эпизодам легенды;

– 9 этап: выполнение костюмов в материале: изготовление с помощью машинной обработки внутренних швов, края деталей. Крепление декорированных съёмных деталей сценических костюмов разрабатывается в ручном режиме;

– 10 этап: фотосессия костюмов, репетиции в костюмах и возможное укрепление съёмных декоративных и знаковых деталей костюма.

Мы рассмотрели поэтапный алгоритм выполнения учебного проекта по теме «Дизайн и наследие многоликой России», где семантическим и семиотическим навигатором проектно-экологической деятельности выступает устное народное творчество в виде легенды коренных жителей Приамурья РФ нанайцев. Педагогический эксперимент был проведен на кафедре дизайна Московского Института культуры (2010-2013 годы).

Литература:

  1. Коновалова А.В. О формировании профессиональной компетентности дизайнеров в профильном вузе. Статья. // Вестник ОГУ (Оренбург), № 9. 2011. С.143-146.

  2. Коновалова А.В. (в соавторстве). Проектирование сценического костюма на основе прагматико-семиотического подхода к анализу наследия Крайнего Северо-востока России. Статья. // Материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции «Дизайн XXI века - традиции и новации». Сочи: СГУТиКД, октябрь 2010. С.142-146.

  1. Коновалова А.В. Диверсификация художественного оформления современной одежды на основе интерпретации наследия России (на примере подготовки дизайнеров-бакалавров). // Международная научно-практическая конференция «Наука и образование в жизни современного общества». Россия. Тамбов. 29.10.2012. С. 51-54. ISBN 978-5-4343-0215-9.

Просмотров работы: 297