ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО РЕЗУЛЬТАТА В ПРОГРАММЕ ОБУЧАЮЩИХ МОДУЛЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО РЕЗУЛЬТАТА В ПРОГРАММЕ ОБУЧАЮЩИХ МОДУЛЕЙ

КУЛЕШОВА О.Д., КРАСАВКИНА Е.Н., УДОД Н.М.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО РЕЗУЛЬТАТА В ПРОГРАММЕ ОБУЧАЮЩИХ МОДУЛЕЙ 

  • Девиз учебно-научной лаборатории:

  • формируем навыки педагога-исследователя!

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ ВОПРОСА. Обучение в высшей школе на современном этапе проходит интенсивный этап модернизации. Сегодня на повестке дня уже не освоение компьютерных технологий в аудитории – вся страна перешла на информационный язык общения, информации, рекламы, визуальных развлечений.

Сегодня во многих в учебных заведениях идет внедрение новой технологии обучения, в которой преимущественным показателем выдвигается результативность интеграции базовых знаний и инновационных коммуникативных технологий в границах изучаемого предмета, что в реальной ситуации проведения занятия помогает студентам увидеть, как можно формировать компетентный навык самопрезентации педагога-исследователя.

Тезис. Нового показателя можно достичь с помощью конвергенции традиционных и когнитивных знаний, педагогического опыта на основе ИКТ, практики индивидуального исследовательского поиска и практики презентации своих научных достижений.

Понятие «от синтеза в науке к конвергенции в образовании» сегодня осваивается в учебных заведениях, но не всегда однозначно. В нашу задачу не входит анализ или обзор результативности процессов модернизации в художественных гуманитарных вузах. Мы для себя тоже открываем возможности и ценности конвергентного направления в обучении студентов, актуального не только в нашей стране.

На уровне общеобразовательной школы «конвергенция в образовании - это проект, направленный на формирование междисциплинарной образовательной среды, как на уроке, так и во внеурочной деятельности» (net-resurs: e-osnova.ru.journal./2015). Статью с позиции философского осмысления конвергенции в контексте концепций инновационного развития общества в 2012 году опубликовала Н.З. Алиева в 2012 году. Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.B37.21.0980 «Феномен конвергентности науки, технологий и человека: философско-методологические основания анализа и концептуализация» [1].

В образовании тема конвергенции набирает популярность среди активных студентов, педагогов, так как призывает к новаторским ступеням в профессиональной деятельности. У многих педагогов появилась надежда, что время стандартной «уравниловки» прошло.

Но если «основа сближения наук и технологий на основе междисциплинарности и нанотехнологий» понятна студентам и педагогам технических вузов, то в художественных и гуманитарных вузах конвергенция должна иметь свою специфику самовыражения. Показатели достижений в границах нового направления в учебном заведении никогда не появятся, если не будут созданы условия для формирования исследовательских навыков у студентов - будущих педагогов, если не будет предложена студентам грамотно организованная практика по подготовке презентации, где внятно будут сформулированы и визуально продемонстрированы «кристаллы новаторства».

После двух-трех десятилетий внедрения компьютерных стационаров в подготовку не только в технических, но и в гуманитарных, художественных вузах, можно видеть новые подходы педагогов к построения учебного процесса. Особенно важно понимать произошедшие изменения студентам магистратуры, планирующим продвигаться дальше - в аспирантуру.

ПАРАДОКСЫ младо-НОВАТОРСТВА И РЕЗУЛЬТАТЫ. Например, в педагогической практике очень часто при подготовке статей для конкурсов или для научных конференций, форумов в списке литературы используются работы из других областей науки без пояснения их взаимосвязи с методическим описанием технического проектного задания. Другой пример: если работа автора-ученого, педагога-экспериментатора, педагога новатора была популярная в годы, когда не было компьютерной грамоты в нашей стране, то сегодня можно взять из неё несколько цитат. Но вряд ли необходимо полностью опираться на данную работу, как на концепцию в современной технологии обучения, если сегодня официально образование переходит на новую основу подготовки специалистов с новаторским конвергентным подходом.

Очень часто используются ресурсы из интернета, но при этом невнятно прописан источник ресурса, отсутствует как название, так и имя автора. Такая ситуация наблюдалась еще 10 лет назад, когда все студенты в учебных заведениях получили свободный доступ к ресурсу Википедии и началась «эйфория научных открытий». Сегодня уже многие понимают, что ресурс Википедии – это для всех. Но есть специальный ресурс для тех, кто действительно занимается научным исследованием в области прикладной педагогики, прикладной магистратуры и далее будет этим заниматься в аспирантуре.

Есть правило для аспирантов: за годы обучения обязательно посетить библиотеки, где собраны ценные клады научных достижений отечественных учёных за многие десятилетия. Посмотреть и оценить своими глазами очень полезно для понимания важности и социальной, гуманитарной, проектно-технологической целесообразности профессии педагога-исследователя. В каждом городе есть библиотека с научным отделом. Студентам Московских вузов советуем, не откладывая, посетить Историческую библиотеку, Государственную научную библиотеку, и найти свой зал, где сосредоточен пласт научных достижений, на платформе которого сформируется ваш собственный тематический вектор исследования.

СОВЕТЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. Прежде всего, обратите внимание на научные работы (статьи, учебные пособия, монографии, обзоры, доклады) последних 5 лет педагогов кафедры, факультета, своего родного института и университета. Каждый студент, сам того не сознавая, впитывает за годы обучения те знания, методические основы по предметам, нормативы требований к практическим заданиям и терминологический аппарат на устном зачете или экзамене, которые в целом выражают образовательную стратегию учебного заведения. Далее следует настроить себя на постоянный поиск новых идей, практик, экспериментов и новаторских предложений, которые могут укрепить вашу идею, иногда и подсказать новый вектор научной тропы.

Каждый обучающий модуль по конкретному предмету интегрирует учебно-исследовательский, научный, художественно-творческий потенциал на основе авторской методики. Стержнем педагогической методики является дидактика. Здесь мы отметим четыре момента:

1 - молодые педагоги-экспериментаторы не приемлют дидактику, как нечто догматическое, сковывающее процесс креативного творчества. В то же время многие опытные экспериментаторы пользуются формулой дидактики с превосходным позитивным финалом любого коллективного или индивидуального проекта, так как дидактика являет собой ступенчатый алгоритм продвижения учебного процесса к результату;

2 - дидактический ступенчатый модуль не перекрывает путь для креативного мышления, в границах ступеней (стандартно их 4) любое самостоятельное предложение, идея приветствуются;

3 - стандартная дидактика незаменима на начальном этапе обучения, когда студент вуза или колледжа постигает инструментальный базис профессии. Разумеется, что начинать изучение основ профессии с попыток смекалки/креатива будет означать «самодеятельность в персональном гараже»;

4 - несомненным ошибочным проявлением часто наблюдается, что после колледжа, где педагоги очень настойчиво обучают основам профессии, в вузе студентам опять приходится повторять те же уровни обучения по некоторым предметам (рисунок, живопись, основы художественных промыслов), что иногда слабее организовано, чем в колледжах. Отметим, что это мнение многих выпускников художественных колледжей.

СОВЕТЫ ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ. Внедрение в программу предмета «Основы исследовательской деятельности», «Гуманитарные технологии в креативной индустрии» открывает дополнительный приток знаний и практик в виде учебных экспериментальных проектов, курсовых заданий.

Можно рекомендовать выполнение заданий в тесной привязке к будущей магистерской диссертации. Учитывая краткосрочность обучающих модулей, подготовка статей под руководством опытного педагога обеспечивает условие для продуктивного результата с публикацией статьи в специальном научном журнале или в сборнике научной всероссийской конференции.

СОВЕТЫ ДЛЯ АСПИРАНТОВ. Если магистранты очень медленно подходят к определению темы ВКР, то аспиранты с первого курса утверждают тему и работают над ней до окончания программы обучения. Здесь также следует учитывать краткосрочность программы обучения и использовать условия, предлагаемые кафедрой или факультетом. Практически во всех учебных заведениях высшей школы организованы научно-методические кабинеты и даже НИИ, обязанностью которых являются консультации для молодых педагогов и аспирантов. Если есть специалист-профи, то проводится экспертиза научных статей и других материалов для публикации.

Какие исследовательские тропинки можно посоветовать магистрантам и аспирантам художественного факультета и вуза в целом?

Например, чрезвычайно мало работ о роли графической культуры в эволюционном развитии изобразительного искусства, в формировании современных социо-коммуникативных механизмов в новом образовательном измерении.

Другой пример выбора темы: можно разработать дидактический модуль, интегрирующий познавательный, репродуктивный, творчески-репродуктивный и продуктивный этапы учебно-исследовательской деятельности в границах освоения локальных художественных и графических констант по принципу прикладной гео-информатики: параллельных и меридианных территорий России.

Тезис: совокупность методов и результата учебно-исследовательской деятельности, в виде нового информационного ресурса о графической константе в структуре наследия, обеспечивают новые параметры квалификационно-профильной подготовки творческих кадров: навык анализа, систематизации и информационной репликации графического наследия.

Такой модуль будет ярко выраженным отечественным продуктом прикладной педагогики, так как результат исследования насыщен малоизвестными артефактами и философской эстетикой практик содружества народов многонациональной России:

1 - формализует методы анализа и систематизации графической константы наследия в российских регионах;

2 - определяет новый навигационный маршрут вузовской науки, его нацеленность на взаимодействие с региональными инфраструктурами социально-экономического развития;

3 - формула каждой графической константы аккумулирует изобразительные элементы первобытной, традиционной и современной культуры конкретной локальной территории в специализированном ресурсе по принципу информационной репликации (тождества), что обеспечивает достоверность, важную для развития российской науки, образования, культуры на этапе формирования и разделения частных коммерческих виртуальных ресурсов.

В процессе исследовательского мега-эксперимента со студентами творческих кафедр можно определить императивом жанровый, секторальный подход к информационной систематизации познавательного ресурса. Примеры такого подхода можно увидеть в дипломных работах студентов ХГФ МПГУ:

2015 год – комплект фестивальных плакатов «Евразийская координата России» (автор Пимкина Наталья);

2015 год – комплект сувенирной продукции на основе коммуникативного потенциала этно-дизайна России (автор Красавкина Екатерина);

2016 год - альманах для студентов-дизайнеров «Деревянное зодчество России» (автор Короткова Екатерина).

Каждый начинающий педагог-исследователь должен как можно раньше выбрать свой научный маршрут, чтобы сформировать свой индивидуальный стиль, базисный и исследовательский инструментарий, терминологический тезаурус по своей теме.

Заключение. В статье рассмотрены преимущественные показатели обучения с исследовательским результатом. Использованы результаты работы учебно-творческой лаборатории. Мы сделали поверхностный обзор уровней образовательного перехода «бакалавр - магистрант - аспирант» на основе сопоставления новой конвергентной модели образования и базисной основы учебного заведения. Бесспорно, что задача активизации внимания к новому конвергентному сближению гуманитарных наук, квалификационных модулей подготовки и проектированию новых медийных коммуникаций, должна принести свои видимые и достойные результаты. Одним из показателей учебно-научной лаборатории представлена информационная эстетика популяризации художественных и графических достижений многонациональной России, востребованная в практике международной креативной индустрии.

Литература

  1. Алиева Н.З. Конвергенция в контексте концепций инновационного развития общества // Современные проблемы науки и образования. – № 6. 2012. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7735 (дата обращения: 05.02.2017).

  2. Кулешова О.Д. Аксиоморфологический подход к разработке обучающего модуля «Фрактальная графика». // Дистанционное и виртуальное обучение. — М.: СГУ, 2016. — №6(108). — С. 22-25. ISSN 1561-2449.

  3. Кулешова О.Д. Организация образовательной среды средствами мультимедиа [Текст] / О. Д. Кулешова, С. К. Ткалич // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 27 нояб. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 4 (6). – 287 с. С. 60 – 62. ISSN 2411-9679.

  4. Красавкина Е.Н. Научная статья «Преемственность художественно-графического наследия в современных проектах студентов-дизайнеров на основе информационного образовательного контента «Этнодизайн России». // Российско-китайский журнал «Содружество». Россия. Новосибирск. № 4 (4), часть 1. Август, 2016. С. 47-51.

  5. Красавкина Е.Н. Научная статья «К вопросу о разработке информационного ресурса в системе художественного образования с применением коммуникативных маркеров этнодизайна». //Сборникпо материалам XVI Международной научно-практической конференции«Современные тенденции развития науки и технологий». Агентство перспективных научных исследований. - Россия. Белгород.№ 7-6. 30.07.2016. С. 63- С.67.

  6. Папуловская Н.В. Методы обучения в условиях предпринимательского обучения. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. // ЖУРНАЛ OPEAN REVIEW OF SOCIAL SCIENCES, Volume VOL. 3, ISSUE 2, 2016. 8 ISSN 2336-422X.

  7. Ткалич С.К. Навигатор исследовательской деятельности в прикладной магистратуре. Курс лекций по предмету «Основы исследовательской деятельности». ХГФ МПГУ. 2016 год.

  8. Постыка Н.И. Статья «Этнодизайн - важная составляющая проектной культуры и консолидации российского общества. //Педагогические науки. Секция «Интеграция гуманитарных знаний, экологического дизайна и компьютерных технологий». [email protected]. 2015.

  9. Tkalich S.K. Tkalich A.I. Vista international project: universal model for recreating the national cultural landscape the local territory.// "European Journal of Natural History". - 2015. - # 5. P. 27-28.

  10. Kuleschova O.D., Tkalich S.K.Udod N.M. Research design: the relevance of training modules on integrating traditions of artistic excellence, folk arts and multimedia // //International scientific-practical Conference on arts, culture, science and education. Vologda Russia. 2015.

  11. Udod N.M. Educational-methodical training module mastery "Khokhloma painting" for College students undergraduate.// Collection of scientific-practica colloquium "Symbola consilium de cultura research design." Art Institute of Moscow pedagogica state University. 25.12.2015.

 

Просмотров работы: 282