ИНФОРМАЦИОННЫЙ АЛЬМАНАХ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ МОДУЛЬ ПО ТЕМЕ «ВОССТАНОВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛИКА МОСКВЫ ПОСЛЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АЛЬМАНАХ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ МОДУЛЬ ПО ТЕМЕ «ВОССТАНОВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛИКА МОСКВЫ ПОСЛЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Справка: «Альманах современной науки и образования» - это научно-теоретический и прикладной тематический текст, который является ценным источником информации для студентов в тот период, когда необходимо подготовить научную статью, устное выступление на презентации, курсовую работу, а для аспирантов в период подготовки кандидатской диссертации.

Историография вопроса. Наполеоновская армия весной 1812 года выступила в поход против России. От исхода этой войны зависела участь не только России, но и многочисленных европейских государств, ибо все они находились в прямой или косвенной зависимости от наполеоновской Франции.

Казалось, что ничто не может остановить армию Наполеона. Однако поход в Россию, начатый непобедимым полководцем, закончился, как известно, невиданным в истории разгромом. Многотысячная армия Наполеона, вторгнувшаяся в пределы России, была начисто уничтожена. Лишь несколько тысяч солдат и офицеров вместе с Наполеоном спаслись бегством.

Война 1812 года, закончившаяся крушением наполеоновской империи и радикальным изменением всей политической обстановки в Европе, оставила неизгладимый след в мировой истории.

До сих пор по многим вопросам истории эпопеи 1812 года ведется полемика. Поэтому эта тема остается актуальной в истории. Ныне история наполеоновского нашествия на Россию насчитывает тысячи работ советских и российских историков – монографий, коллективных трудов, брошюр, статей, рецензий, документальных публикаций [6].

Научная разработанность темы.Результаты исследований обобщались в нашей историографиинеоднократно. Но монографически изданная за советский и последующий период (1920–2004) литература по истории войны 1812 года не изучалась. Историографические обзоры отражали состояние ее разработки только за отдельные периоды.

Так, в трудах Л. Г. Бескровного и П. А. Жилина сделан обзор основной и зарубежной советской литературы, вышедшей в свет до 1962 года.

В обзорах Абалихина Б. С., Дунаевского В. А. проанализирована литература, опубликованная в 1962–1982 гг.

Обзоры литературы и источников по конкретным проблемам эпопеи 1812 года содержатся в ряде монографий, историографических статей и в предисловиях к сборникам документов. При этом анализировались далеко не все историографические источники.Среди последних работ по историографии войны 1812 года можно назвать следующие: Троицкий Н. А. Отечественная война 1812 года. История темы. (Саратов. 1991), Шеин И. А. Война 1812 года в отечественной историографии (М., 2002), он же «Эпоха 1812 года. Исследования. Источники. Историография. (М.,2002) (см. Нашествие Наполеона на Россию) [6].

В нашей статье мы делаем попытку историко-культурного экскурса и фокусируем внимание на архитектурном наследии Москвы, пострадавшем от масштабных пожаров, которые уничтожили многие строения в период нашествия французской армии Наполеона 1812 года.

Итак, начало девятнадцатого столетия.Официально утратив при Петре I статус столицы, Москва по-прежнему сохраняла за собой статус крупного по европейским стандартам российского города, где были сосредоточены вокруг древнего Кремля церковные комплексы, усадьбы, развивалась торговля, цеховые мануфактуры, образовательные учреждения и другие важные составляющие инфраструктуры развивающегося города. Москва воспринималась в 19-ом столетии духовным, культурным, торговым центром Русского Государства. Москва собрала в себе целый пласт культурных ценностей, которые нашли свое отражение в облике города – в его улицах, усадьбах, площадях, храмах.

Вторжение французской армии под руководством Наполеона и разрушительные военные события 1812 года изменили дальнейшую архитектурную панораму города, его внешний облик. Большое количество пожаров уничтожило множество памятников деревянной архитектуры, богатых внутренних интерьеров каменных сооружений. Уже позже было подсчитано, что из 290 храмов уцелело чуть больше половины, а из каменных построек сохранились лишь 2626, уничтожено было 6532 дома [9]. Следует отметить, что многие пожары инициировали сами горожане, чтобы лишить продовольствия и удобствсолдат наполеоновской армии и вытеснить из города.

В наши дни можно увидеть здания - архитектурные памятники, которым удалось пережить пожары Отечественной войны 1812 года. Являясь объектами культурного наследия, сохранившиеся памятники представляют интерес для исследователей, экскурсоводов, кинооператоров, москвичей и туристов из других городов России и Зарубежья.

Более двух десятилетий Москва практически создавалась заново. Для восстановления Первопрестольной царём Александром I был издан указ о необходимости создания «Комиссии для строений», во главе которой был назначен московский генерал-губернатор Ф.В. Ростопчин. Основная задача Комиссии состояла в планировке центра города, были привлечены несколько архитекторов. Проектные работы выполнялись в короткие сроки [8].

Например, русским архитектором и инженером шотландского происхождения Вильямом Гесте был предложен план, согласно которому обновленная Москва должна представлять собой геометрически правильную систему площадей. Главным минусом этого плана было отсутствие организованного центра, который должен был, как магнит, «объединять и держать» растущую территорию Москвы.

Главным архитектором Москвы того времени становится Осип Бове, архитектор, родившийся в Петербурге. Бове - ученик русского архитектора, основоположникаклассицизма в русской архитектуре 18 векаМатвея Казакова, перестроившего центр Москвы во время правления Екатерины II.Градостроительные проектные композиции, разработанные в мастерской под руководством О. Бове, имели более реальную для воплощения архитектурную форму.

Новая застройка Москвы сохранила уже ранее сложившуюся радиально-кольцевую структуру (посадский люд строился вокруг детинца - Кремля), но улицы стали шире и прямее. В 1820-х годах был скрыт уже ненужный в новых условиях охранительныйземляной вал, а на его месте спроектировали Садовое кольцо, общая ширина которого была равно 25 м. Комиссия предписала, что места, полученные в результате сноса земляного вала, не должны застраиваться, а служить местом для прогулки пешеходов и удобного сообщения почтового и ездового транспорта. Уже позже московские власти отдали часть освободившейся земли владениям, расположенным вдоль улиц, но с одним условием: придомовая территория должна иметь красивый сад, «дабы со временем весь проезд вокруг Земляного города с обеих сторон был между садами» [4].

Под руководством О. Бове была организована реставрация разрушенных стен Кремля и реконструкция Красной площади. По предложению архитектора были уничтожены ветхие лавки, расположенные вдоль кремлёвских стен и закрывающие вид на него. Верхние торговые ряды теперь были выполнены в едином строгом классическом стиле. Нижний этаж был сделан в форме повторяющихся аркад, декорированных парными колоннами. Композиционным центром фасада служил портик, ось которого была «сориентирована» на купол здания Сената в Кремле.

Позже в центре Красной площади установили первую скульптурную композицию Москвы, объединившую ансамбль площади в единое целое. Возведенный памятник был посвящен народным героям Минину и Пожарскому - руководителям народного ополчения Смутного времени, под предводительством которых поляки были разбиты и выдворены из России в 1612 году.

Большое внимание уделялось благоустройству центра города. Например, речка Неглинная была заключена в трубу, был заложен Александровский сад (в честь Александра I), ворота которого выкованы по эскизам М.Бове.

В процессе реконструкции Москвы обновился весь архитектурный облик площадей и улиц. Создавался единый облик Москвы.

Застройка города продолжалась геометрически правильными площадями по утвержденному плану.Заведующий «фасадической частью» Осип Бове разработал проект городского особняка, сменившего дворянские усадьбы 18 века. К числу зодчих, внесших вклад в развитие архитектурного облика городского особняка, принадлежат также московский архитектор Афанасий Григорьев и Доминико Жильярди - швейцарский архитектор из Монтаньолы. Новый градостроительный метод подразумевал выведение фасадов накрасную линию улицы. Только в отдельных случаях жилые особняки сохраняли прежнюю усадебную систему застройки, но их строительство соответствовало новым стандартам и было уже более скромных масштабов.

Разрабатывались новые принципы строительства – определялось точное расположение особняков на красной линии улиц, регламентировались габариты, этажность, архитектурные детали. Были разработаны определенные типы жилых домов со строго отобранными формами. Для достижения единства уличной застройки использовались следующие приемы – единая облицовка фасада (рустовка), двухцветная окраска – как правило, применялись серые, розовые и охристые цвета, наличие портика и лепных деталей в виде медальонов, венков, связок. Несмотря на стандартизацию художественных и строительных элементов, московским зодчим удалось придать индивидуальность каждому особняку, используя различные приемы украшения фасада.

Именно после пожара 1812 года окончательно сложилось своеобразие московского классицизма. Как пишет искусствовед А.А. Федоров-Давыдов: «Архитектура начала XIX века развивалась под знаком классицизма; в своем творчестве зодчие стремились исходить из форм и мотивов античного искусства. Но классическое наследие не копировалось русскими архитекторами, а перерабатывалось и видоизменялось творчески в духе национальных традиций и применительно к конкретным строительным задачам» [2].

Полностью выполнив свою задачу, Комиссия завершила свою работу в 1843 году. Было восстановлено более 2000 зданий.

Важно отметить, что в Москве насчитывалось около сотни уцелевших от пожара домов, построенных в начале 18 века. До наших дней дошло 44 из них. Эти памятники архитектуры заслуживают особого внимания и являются объектами историко-культурного наследия.

Пожар 1812 года не тронул Басманный район Москвы, через территорию которого в 19-ом веке проходила Покровская дорога, связывавшая Москву с Владимирской землей. Ныне этот путь (Владимирский тракт) можно легко «представить» на карте. Он лежит через улицы: Маросейка - Покровка - Старая Басманная - Спартаковская - Бакунинская. Рассмотрим несколько памятников архитектуры, представляющих особую ценность.

Улицы Маросейка и Покровка в годы Отечественной войны 1812 года являлись главными улицами «французской Москвы». Именно здесь располагалась штаб-квартиры французов. Одним из интереснейших памятников русской архитектуры является усадьба В.П. Разумовской, которая находится по адресу Маросейка, 2/15. Кто был архитектором дворца неизвестно, но бытует мнение, что авторство принадлежит Карлу Бланку – московскому архитектору, который владел особняком ранее. Усадьба уцелела при пожаре, поскольку в годы войны здание служило резиденцией начальника гвардии Наполеона Эдуарда-Адольфа Мортье. Дом представляет собой четко выделенную угловую ротонду с пристроенными симметричными корпусами, располагающимися по линиям улицы. Торжественность главного входа, увенчанного бельведером, сочеталась со строгостью и лаконизмом боковых фасадов. В 1860-х годах облик здания подвергся изменениям, в результате которых на первом этаже появились торговые помещения, была изменена внутренняя планировка и детали отделки фасада.

Еще одной уцелевшей архитектурной достопримечательностью является Дом Румянцева-Задунайского, находящийся по адресу ул. Маросейка, 17/6, строение 4. Автором этого проекта считается Василий Баженов, хотя ряд исследователей приписывают авторство Матвею Казакову. Этот уникальный особняк был построен в стиле, переходном от барокко к раннему классицизму. Известно, что усадьба принадлежала генералу-фельдмаршалу Румянцеву-Задунайскому, который был франкофилом и сторонником наступательной стратегии и тактики Наполеона вплоть до 1812 года. Когда же Наполеон вступил в Москву, в результате сильного потрясения графа разбил паралич. Позже усадьба перешла по наследству к его сыну.

В 1812 году в здании расположился муниципалитет Москвы. Усадьба почти не пострадала при пожаре. Во время реставрации фасады главного дома были выполнены в стиле ампир. Окна были декорированы наличниками, стены украшали барельефы с мифологическими сценами, появились ленточные русты. Ближе к концу 19 века здание приобрело внешний вид, который можно увидеть сегодня. На его фасаде многочисленные женские скульптуры-аллегории, символизирующие плодородие и искусство, массивные карнизы, эклектичные балконы. Фронтон венчает герб с ангелами и буквой «Г», указывающий на одного из владельцев особняка – купца Семена Грачева. Сегодня в особняке располагается посольство республики Беларусь.

На Старой Басманной улице, дом 23/9, чудом уцелела старинная усадьба Муравьёвых-Апостолов. Трехэтажный особняк был построен в стиле позднего классицизма по проекту Матвея Казакова. В его уличном фасаде использованы традиционные элементы классического стиля – античные фризы, колонны с коринфскими капителями, шестиколонный портик, угловая полуротонда с левой стороны дома. В основе здания лежит деревянный сруб на белокаменном цоколе. Несколько лет владельцами усадьбы являлись графиня Салтыкова и граф Воронцов, а семейству Муравьевых-Апостолов особняк стал принадлежать в 1815 году. Уже в наши дни была проведена масштабная научно-методическая реставрация дома, в ходе которой бережно были сохранены элементы декора фасада. А в 2013 году в усадьбе открылся Музей декабристов.

Резюме. Современный архитектурный облик столицы России представлен архитектурными памятниками разных стилей. Именно в послевоенный период (после 1812 года) получил право на «рождение» московский классицизм или московский ампир. В начале ХХ века появились здания в стиле русского модерна, в конце ХХ столетия появились и многоэтажные строения новой архитектуры. А сохранившиеся до наших дней изящные городские усадьбы «допожарного» времени позволяют нам представить образ Москвы 200-летней давности.

Литература

  1. Аскиноф С. Московские французы в 1812 году. От московского пожара до Березины. - М.: Изд-во «Кучково поле». 2012 - 192 с.

  2. Застройка Москвы в 1812-1825 годах. Интернет-источник:http://protown.ru/russia/city/articles/4629.html

  3. Митрошенкова Л.В. Город храмов и палат. Архитектурные памятники Москвы – свидетели событий 1812 года. - М.: Изд-во «Кучково поле». 2010 – 200 с.

  4. Молокова Т.А. Восстановление Москвы после пожара 1812 г.: новый облик города // Журнал «Вестник МГСУ». 2012. № 6. - С. 17–22.

  5. Наполеон Бонапарт. Война с Россией или с Третьим Римом? Интернет-источник: www.arms-expo.ru.

  6. Нашествие Наполеона на Россию. Интернет-источник: http://referat.niv.ru/view/referat-history/37/36276.htm

  7. Николаев Е.В. Классическая Москва: Очерки архитектуры московского классицизма и ампира. - М.: «Красанд». 2011 – 46 с.

  8. Рязанцев М.А. Москва при Александре I. – М.: Навигационно-туристический портал «Узнай Москву».2007 – 34 с.

  9. Тепляков С.А. Москва в 1812 году. - М.: Библиотека интернет проекта «1812 год». 2010. – 16 с.

  10. Ткалич С.К. Консолидирующая роль дизайн-образования в современной России. Доклад с презентацией. // 2-я Всероссийская конференция «Дизайн ХХ1 века - среда, традиции, новации». – РФ, Сочи: СГУТиКД, 2009. – С. 178-185.

  11. Ткалич С.К. Консолидирующий потенциал дизайн-образования в многонациональной России. Статья. // Международный научно-общественный конгресс «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи в общем поликультурном информационном и кадровом пространстве». - Петрозаводск, Карелия. 2009. – С. 213-218.

  12. Ткалич С.К. Региональный вектор исследований в дизайне: информационная репликация изобразительного искусства в структуре наследия. // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXVII междунар. науч.-практ. конф. № 8(27). – Новосибирск: СибАК, 2013.

  13. Федотов А.С. Москва в начале ХХ века. Московская старина. Новорусский стиль. – М.: Издательство объединения «Мосгорархив». 1997. – 362 с.

  14. Фролов В.П. Памятники Отечественной войны 1812 года // Журнал «Вестник МГСУ». 2012. № 6. - С. 23—28.

  15. Устинов И.А. Московская городская усадьба до и после 1812 года. // «Современные проблемы сервиса и туризма». 2011. № 4. - С. 17-25

Просмотров работы: 316