Рост интереса к проблеме визуализации обусловлен самими требованиями современной коммуникации.
Иллюстрирование становится элементом текстообразования, а уровень интегрированности всех изобразительных средств и разных знаковых образований в единое текстуальное пространство печатных и электронных изданий поднялся очень высоко. Постоянно развивающиеся технологии побуждают художника искать новые пути повествования путем создания различных визуальных образов. Слово «иллюстрация» восходит к латинскому глаголу illustrare, что означает «пояснить». Таким образом, иллюстрация – это изображение, которое поясняет или дополняет какой-либо текст [1, с. 48-57].
Медиатекст – «интегративный многоуровневый знак, объединяющий в единое коммуникативное целое разные семиотические коды (вербальные, невербальные, медийные) и демонстрирующий принципиальную открытость текста на содержательно-смысловом, композиционно-структурном и знаковом уровнях» [2, с. 32]. Таким образом возникает необходимость использовать текст в создании детских книг.
Креолизованный текст — это текст, фактура которого состоит из двух разнородных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык) ( см. ru.wikipedia.org).
В детских изданиях вербальная и невербальная части креолизованного текста взаимнодополняют друг друга. Изображение в этом случае понятно без слов и может существовать самостоятельно. Вербальному комментарию отводится второстепенная роль, так как он только описывает изображение, дублируя его информацию. Изображение – важнейшая составляющая креолизованного текста. Удачная иллюстрация украшает вербальный текст, привлекая к нему читателя и выполняя, таким образом, свою аттрактивную функцию. Кроме того, представление информации двумя способами – вербальным и невербальным – облегчает ее восприятие читателем. Однако информация, передаваемая этими способами, несколько различается, она не совпадает полностью. Таким образом, иллюстрирование всегда несет некую дополнительную информацию, которая может изменять восприятие вербального текста [4,с. 62-63].
Детская книжная иллюстрация на протяжении истории своего развития остается одним из элементов формирования художественно-эстетической культуры личности. Художественная иллюстрация детских книг подразумевает не просто рисунки в книге, сопровождающие авторский текст, а иллюстрацию как произведение искусства, призванную дополнять и обогащать литературное произведение, формировать и воспитывать интерес к окружающей среде у подрастающего поколения.
Слово «иллюстрация» происходит от латинского глагола «illustrare», что значит «пояснять», а illustratio означает, наглядное изобразительное истолкование литературного произведения, предназначенного для восприятия в определенном единстве с текстом. Иллюстрация входит в художественную структуру книги и дополняется другими декоративными элементами оформления (буквицы, заставки, концовки, инициалы), которые также могут составлять образный комментарий к тексту. К иллюстрациям относятся рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, и их взаимосвязь с литературным текстом создает тот неповторимый синтез, который называется детской книгой [5, с. 97-98]
Эстетическая функция иллюстрации выражается в связи с текстом художественного произведения. В иллюстрации воспроизведены художественные средства помогающие выразить содержаниепроизведения. В процессе постижения содержания литературного произведения ребенок знакомится не только со словесными выразительными средствами, но и их художественным выражением. Понимание и тех и других средств, в свою очередь, способствует развитию творческих способностей ребенка [3].
Олег Витальевич Корытов, автор статьи «Иллюстрация в системе книги» утверждает, что именно чувство времени позволяет художнику поддерживать жизнестойкость книги. Художник книги как бы обновляет идейно-стилевую составляющую книжной системы, вносит в изобразительно-текстовую связь иной, новый смысл, стремясь выделить «книжность» как основную идею интегрированности всех изобразительных средств и знаковых образований в единое текстуальное пространство книги.
Для детей книги – это своеобразный визуальный путь познания окружающего мира. Именно с детской художественной книги начинается воспитание высоких эстетических чувств, любви к прекрасному, ведь именно иллюстрация в большей степени, чем текст, материальная конструкция и другие элементы книги, способствует их реализации [1, с.48-57]. Чтение книг не ограничивается только получением информации, оно развивает внимание и фантазию.
Само слово «фотография» пришло из французского языка «photographie», которое имеет древнегреческие корни- φως / φωτος - свет и γραφω – пишу.
Дословно означает светопись - техника рисования светом - получение и сохранение неподвижного изображения. В более широком смысле, фотография понимается как искусство. Искусство фотографии - это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента (или моментов) фотоснимка.
Фотографический снимок строится по определенным принципам, которые объединяются общим понятием "композиция кадра". Слово "композиция" в переводе с латинского означает сочинение, составление, соединение, связь, то есть построение изображения, установление соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое – завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение. Под композицией следует понимать всю систему, весь изобразительный строй снимка, созданный фотографом в целях раскрытия идейно-тематического содержания, в целях достижения четкости и выразительности художественной формы. Композиция в таком широком понимании есть сочетание всех элементов сюжета и изобразительной формы в фотоснимке. Её определяют размещение фигур и предметов, направление происходящего в кадре движения, направление основных линий, распределение светотональных масс.
Работа над композицией кадра или иллюстрации приводит все эти составные элементы в определенную гармоничную систему, делает четкой и ясной изобразительную форму, через которую содержание выражается со всей необходимой полнотой. В нашем случае за основу для построения композиционного снимка или иллюстрации взят сюжет книги.
Необходимо отметить, что иллюстрация не может быть независимым элементом книги, она должна быть неразрывно связанна с текстом. Такая узкая направленность не является в данном случае ограничивающим моментом, так как за художником – фотографом остается воплощение сюжета в жизнь.
Из вышесказанного следует, что сами фотографии, которые будут использоваться – это в первую очередь взгляд фотографа, его видение произведения, что и будет являться отличительной особенностью, важным фактором, влияющим в последующем на восприятие читателем самого произведения.
После эмпирического и сравнительного анализа в виде просмотра и изучения существующих на данный момент детских книг удалось сделать вывод, что классическим подходом является иллюстрация посредством рисунка. На основе данного вывода мы можем предложить новый, инновационный подход к оформлению детской книги с помощью фотографии.
Выбор фотографии в качестве средства иллюстрации детской книги можно объяснить.
Фотография является реальным отражением материального мира.
Фотография, также, как и рисунок, имеет безграничные возможности выражения.
Фотография требует наличие сюжета.
Является одним из видов визуального искусства.
Имеет вектор современного развития.
Вывод.
В ходе проведенной нами работы удалось выяснить, что метод иллюстрирования детских книг с помощью фотографий является не только новаторским, но и открывает широкие возможности перед фотохудожниками в процессе художественной обработки креолизованного текста.
Использованная литература
Батинова А.С. Детская иллюстрированная книга в эстетическом воспитании дошкольников // Изобразительное искусство в школе. 2012. № 1.
Казак М. Ю. Специфика современного медиатекста // Современный дискурс-анализ. 2012. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.discourseanalysis.org/ada6.pdf
Кулюпина Г.А., Жукова Я.В., Тюхтина В.В. Детская книга и иллюстрация: грани соприкосновения // Культура и образование. – Август 2014. - № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/08/2318