КОМБИНИРОВАННЫЙ МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ВРЕМЕНА ГОДА, КОЛОРИСТИКА, МУЗЫКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КОМБИНИРОВАННЫЙ МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ВРЕМЕНА ГОДА, КОЛОРИСТИКА, МУЗЫКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Перед началом создания статьи мы обратились к научным источникам, где авторы сосредоточили свое внимание на художественном развитии и воспитании детей дошкольного возраста: материалы Конференции Центра научного Сотрудничества «Интерактивплюс» (Чебоксары 2014) и к материалам международного Форума РАЕ (2016). Мы познакомились с разными подходами авторов к решению поставленной задачи и решили предложить свой комбинированный метод, который удалось адаптировать в дошкольном учреждени

Одна из главных целей, поставленных педагогом во время занятий – найти контакт с ребенком и подход в его обучении. Предмет «изобразительное искусство» является одним из любимых занятий детей. Он создает условия для проявления творческой активности, новых возможностей проявить свои способности, для познания приёмов работы с художественными материалами и инструментарием.

Педагог дошкольного образования должен помнить, что именно под его руководством определяется направленность будущей личности, формируются интересы, отношение к добру и злу, чести и подлости. В целом, незаметно, день за днем происходит развитие эстетического, нравственного и духовного жизненного ориентира подрастающего человека. Активно знакомиться с окружающим миром – естественная познавательная потребность ребенка. Если в детском саду формы познавательной активности создавали хорошую атмосферу, была поддержка со стороны педагога-воспитателя, поощрялись результаты, то познавательный интерес у человека останется ведущим поведенческим мотивом на всю жизнь.

Изобразительная деятельность, которой ребенок начинает постепенно овладевать, нуждается в помощи и руководстве со стороны взрослого. Для того чтобы развить творческие способности, заложенные природой в ребенке, педагог должен владеть методами обучения, необходимыми способами художественной деятельности. Одновременно педагог должен развиваться и совершенствоваться в границах преподаваемого предмета.

Первое занятие и первый контакт с педагогом, предлагающим интересное занятие, играют огромную роль для последующей системы занятий. Педагог должен приложить максимум усилий, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, раскрылся в процессе занятия. Обучение начинается со знакомства с материалами для занятий изобразительной деятельностью: это кисти, краски, карандаши, бумага, мольберт.

Что такое цвет? С художественной точки зрения цвет – своеобразное сочетание красок в изображении, окраска, световой тон, колорит. Наука колористика изучает теорию цвета на практике. Как только ребенок «созревает» для занятий рисованием, на чистом листе бумаги мы видим фантастические картины. Для этого детей надо познакомить с миром цветовых оттенков, показать, как они появляются и сочетаются. Цвет в работе ребенка зависит от эмоционального настроения, от самооценки, от того, может ли ребенок различать цветовые тона.

Педагог должен продумать, как лучше, продуктивнее построить занятие по теме «Времена года», в которой можно раскрыть перед ребенком большой цветовой спектр и цветовую гармонию. Природа - самый лучший учитель и колорист. Цветовой облик природы всегда изменяется по четырем временам года, то есть по двенадцати месяцам. Основная цветовая палитра природы связана с климатическими условиями местности, где живет ребенок. В России – это весна, лето, осень и зима.

Тема Весна. Весна, основной цвет этого времени года – желтый, так же ему типичны радостные, легкие светящиеся краски. Весенняя пора цветения, ведет нас от серо-синих оттенков до нежно- лимонных. Первый месяц весны – март - наполнен сине-серыми, бежевыми, нежно - зелеными, желтоватыми и коричневыми оттенками. Постепенно тает снег, солнышко становится ярче, звенят весенние капели, на деревьях набухают почки, прилетают первые птички. В апреле краски начинают приобретать более насыщенные тона, появляются голубые, зеленоватые, кремово-желтые оттенки. Месяц Май - это пора расцвета и приобретения четких тонов.Деревья украшены белыми и розовыми цветами. Красные, желтые, оранжевые тюльпаны; фиолетовая сирень; яично-желтый первоцвет и лимонно-желтые одуванчики; зелено- желтая зелень травы и листочков на деревьях,- все это под ясной водянистой и васильковой голубизной весеннего неба. Весной перед нами открывается двадцать один оттенок цветового спектра.

Тема Лето. Лето - самое теплое время года. Месяц июнь дарит нам насыщенные краски, все вокруг зеленым – зелено, солнечно, основным цветом является голубой. Июнь - самый теплый летний месяц, в котором серебристые оттенки перекликаются с яркими: желтыми, голубыми, травяным и изумрудным зеленым. Цветовое настроение августа пастельно - пепельные, приглушенные, как бы выгоревшие тона, с помощью которых мы показываем переход от яркого лета к осени.

Тема Осень. Можно вспомнить и прочитать детям стихи А.С. Пушкина: «Осенняя пора, очей очарованье….». В течении месяцев сентября, октября и ноября в природе мы наблюдаем смену цветовых отношений от желто- зеленых, оранжевых ярких и темных оттенков, до багровых и кофейно- коричневых оттенков. Осенью мы видим около двадцати шести цветовых оттенков. Желательно детям показать работы по академической живописи, где художники воспевают красоту осени в разных местностях нашей страны.Эти образцы повлияют на стремление детей к созданию не просто цветовых пятен на листе бумаги, но какого-то конкретного предмета или пространства, которое ребенок уже успел увидеть в своей жизни.

Тема Зима. Зимний спектр цветов достаточно объемный, основным цветом считается холодный синий. Зимние краски на белом ледяном фоне, достаточно яркие, ясные и пронзительно лучистые: краснота рябины, зелень хвои, восходы карминовых оттенков, оранжевые закаты. Зимние переходы оттенков очень хорошо понимают люди, которые живут на севере нашей страны. Детям нужно показать карту России. Они должны знать контуры своей страны, и, что важно по теме занятия, масштабы северных территорий. Полярный круг - это знаковое понятие, с ним связана территория северного полушария планеты и в том числе нашей страны. На этом занятии можно показать карту и глобус – пример разного подхода к пониманию «планеты, карты, своей страны, своего города или села, где родился. Маленький человек начинает понимать свое назначение - создавать хорошее, доброе, прекрасное.

Тема натюрморт для детей. После первого цикла занятий познавательно-инструментальной целесообразности, далее можно использовать натюрморты. В рисунке ребенок должен научиться передавать тактильное ощущение предметов – его фактуру. Затем отличать по цветовой насыщенности драпировку и композицию постановки. Данный вид рисования похож на вид живописи – гризайль, который выполняется градациями одного цвета. Выполнение работы в технике даст возможность ребенку научиться комбинировать цвета и получать новые оттенки для своей творческой работы.

Тема музыка. К сожалению, нет специальной музыки для детей дошкольного возраста во время занятий изобразительным искусством. Есть песни, но они будоражат воображение мажорным настроем. Занятие изобразительным искусством должно сопровождаться незаметным музыкальным фоном. Мы начинаем свою работу с весенней цветовой палитры, нашей задачей является передать тематической настроение заданной темы: период расцвета, весенней капели, пение птиц… Что может помочь ребенку ощутить временное изменение и отразить на чистом листе бумаги? Конечно, музыка, музыкальный фон.

Музыка – это искусство, которое дает нам огромные возможности для творческого развития личности. Музыка может мотивировать и веселить, наполнять положительными эмоциями, придавать силы. Правильно подобранная музыка улучшает кратковременную память, повышает уровень речевых навыков, повышает моторную координацию детей.

Поведенческая реакция ребенка на занятиях. Во время занятий у ребенка могут возникать негативные эмоции: направленные на неудовлетворенность своим творчеством или на реакцию окружающих детей, в результате чего он замыкается в себе и занятие становится для него мучением.

Во время работы ребенок должен научиться обособляться от других, выражать чувства, прислушиваться к мнению педагога. В этом нам может не только музыка, но и рабочее место ребенка. Есть дети, которые еще дома приучены работать самостоятельно за столом и не могут сосредоточиться, если рядом он видит «локоть соседа». Другие дети толерантны к «локтю соседа». Педагог должен учитывать данный фактор и постепенно приучать ребенка «дружить» с соседями по рабочему столу.

Таким образом, мы можем соединить изобразительное искусство и музыкальное искусство - результат ученических работ, по нашему мнению, будет возрастать. Главную роль играет правильная подборка музыкальных произведений, по стилю это может быть фольклор, классика, блюз и джаз подобранные по возрасту учеников. Например, тема осени может сопровождаться музыкой П.И. Чайковского «Времена года. Осень», Ф. Шопена «Осень», А. Вивальди, джазовой сюитой – «Вальс №2» Дмитрия Шостаковича. Осень пора увядания и музыкальное сопровождение дает возможность прочувствовать нам замирание природы, подготовку к зимовке, умиротворение, тишину природы. Зимнее музыкальное настроение спокойное, но звучание пиццикато и трелей придает яркость красок и ощущение продолжения движения природы. В «Зиме» П.И. Чайковского мы ощущаем пение птиц, пригревающее яркое солнце, блеск снега игру лесных обитателей, тот же мотив мы слышим в исполнении «Зимнего блюза» Сергея Соколова, нашего современника.

Изобразительное искусство тесно связано с сенсорным развитием чувственной основы формирующегося характера ребенка. Кроме того, изучение предметов натюрморта - контуров, материала, цветовых оттеков формирует внимательность, можно сказать, и начальный этап образного мышления. Введение музыкальных сопровождений на занятиях влияют на обогащение мыслительной деятельности, так как ребенок начинает понимать, что все в мире взаимосвязано, ничто не может быть без связи с другими понятиями, терминами.

Для педагога важно адаптировать комбинированный метод обучения в тех понятиях, которые определяют канву изобразительного искусства и доступны мышлению ребенка дошкольного возраста.

Вывод:. Мы полагаем, что начальный курс обучения посредством рисования по нашей методике откроет «заданный природой, но пока спрятанный» талант к музыке; а через музыку ребенок найдет свой подход к воспроизведению предметного мира и окружающей нас природы. Разработка и адаптация комбинированного метода работы с детьми по предмету «изобразительное искусство» направлены на выявление скрытых талантов детей. Комбинированный метод работы влияет на активность внимания, эмоциональное состояние детей, формирование необходимых учебных навыков и уверенности в своих возможностях.

Литература

  1. Аветисян З.М., Запорожцева Н.Г. Психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. // ИНтерактивплюс, Центр Научного Сотрудничества. «Новое слово в науке: перспективы развития». Сборник материалов 2 международной научно-практической конференции.– Чебоксары, 2014. - С.26 -29.

  2. Клюкина Л.В., Дроздова Л.М. Развитие творчества детей дошкольного возраста в условиях ДОО. // ИНтерактивплюс, Центр Научного Сотрудничества. «Новое слово в науке: перспективы развития». Сборник материалов 2 международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2014. - С.59-60.

  3. Фахретдинова Р.Г. Различные виды музыкальной деятельности влияющие на духовно-нравственное развитие детей. // ИНтерактивплюс, Центр Научного Сотрудничества. «Новое слово в науке: перспективы развития». Сборник материалов 2 международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2014. - С. 104 – 106.

  4. Алябьева Е.А. «Сказки о предметах и свойствах»/ Издательство «ТЦ СФЕРА». 2015 (с. 3-4)

  5. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты»/ РИП-ХОЛДИНГ.2016 (с. 72)

  6. Габелия Т.К. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». http://www.scienceforum.ru/2016./2150/22370

  7. Гляделова Н.С. «Уроки рисования для дошкольников, пособие для педагогов»/ - М.: Изд., «Просвещение», 2016. (с. 15)

  8. Долгова Г.В., Миронова Н.И. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СФЕРЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». Режим доступа:

http://www.scienceforum.ru/2016/1954/23847

  1. Зырянова С.М., Титаренко О.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/1448/16577

  2. Ковальчук Я.И. «Индивидуальный подход в воспитании ребенка». / 2-е издание., доп.- М.: Просвещение, 2015. (с. 40)

  3. Морозов А.В.; Чернилевский Д.В. – «Креативная педагогика и психология».- М.: «Академический Проект», 2015. (с. 119)

  4. Сенченко О.А. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. //VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/2150/17707

  5. Склярова А.А. Статья «Влияние изобразительного искусства на развитие детей дошкольного возраста». // Издательский центр РусАльянс «Сова», 2016. Режим доступа:http://sowa-ru.com.

  6. Ткалич С.К., Фазылзянова Г.И., Балалов В.В.Концептуальный подход к непрерывному воспитанию детей и подростков на примерах историко-культурного наследия России («Художественное образование» будущих педагогов). //Журнал ВАК «Инновации и эксперимент в образовании». Издательский дом «Сиденко». Режим доступа: www.in-exp.ru.

Просмотров работы: 278