ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ДИЗАЙНА: ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХХ ВЕКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ДИЗАЙНА: ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХХ ВЕКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Новый дизайн.Группа «Мемфис» стал толчком для анти-функциональных направлений европейского дизайна, который сегодня обозначается понятием «новый дизайн». В Испании, Германии, Франции, Англии организовались самостоятельные формы нового дизайна.

Общая характеристика для всех является тот факт, что, независимо от индустрии и рационального функционализма, они рефлектируют на все проявления мегаполиса, такие как изменения моды, влияние субкультур и бытовых нюансов повседневности на человека.

Все проявления рефлексии отражаются в проектах и создаваемых объектах. Эффект впечатления создается за счет того, что новый дизайн использует для своих работ неизвестные до сих пор медиа-средства и подиум, презентует свои объекты в музейных выставках, которые по количеству посещений сегодня конкурируют с выставочными салонами художников.

Новый дизайн в Германии.В Германии, где доминирование «хорошей формы» в индустрии, институтах и высших школах становилось все более догматичным, разногласия с функционализмом принимали более выразительные и многочисленные формы. Уже в конце 70-х годов в разных городах молодые выпускники в области архитектуры, искусства и дизайна экспериментировали в мебельной и другой дизайн-продукции. Не желая работать в отделах и бюро, они выражались в рукотворных объектах. Эстетика этих объектов была «эстетикой коллажа» и отличалась от основ официального дизайна.

Дизайнеры использовали необычные материалы: чугун, полированную до блеска сталь, камень или бетон с деревом, резиной, стекло или плюш в различных комбинациях. В этот период появилась идея предлагать незаконченные изделия из стройматериалов для мебельного комплекса (IKEA). Объекты должны теперь впечатлять формой, образностью, комбинацией материалов, обозначать какое-то проблемное поле – философский концепт дизайна.

В 1982 году в Гамбургском музее искусств и ремесел состоялась выставка, которая впервые позиционировала новые тенденции на общее обозрение. Под ироничным заголовком «Мебель твоего прекрасного быта» презентовались 39 дизайнеров и групп из пяти европейских стран. Выставочные и совместные экспериментальные проекты, показанные в Германии, стали в последующее время важным кульминационным пунктом для развития нового дизайна.

Проявления нового немецкого дизайна, например, были пронизаны иронией к роскоши, необарокко, пристрастием к китчу. Использовали дизайнеры также и язык повседневности в объектах, например, провокационная мебель или «Redy made» объекты (берлинская группа «Стилетто»). Другую группу «Коктейль» вдохновляли этно-образцы, во время которых дизайнер А. Брандолини иронично экспериментировал с малыми формами бытовых ситуаций. Наивысшей точкой движения была выставка «Чувственный коллаж – колыбель мысли», которая состоялась в 1986 году в Дюссельдорфе.

Общими характерными чертами нового дизайна в конце 1980-х годов можно отметить следующее:

  • новый дизайн в Германии стал менее провокационный, чем был в начале десятилетия, за что его многие ранее упрекали;

  • многочисленные группы или творческие команды дизайнеров, работающие самостоятельно, своей деятельностью в буквальном смысле заменили концепт, согласно которому «дизайнеры держат в своих руках все этапы создания продукта - от проектов (Entwurf) до серийного выпуска на предприятии», что в ситуации «нового дизайна» нерентабельно для творческого дизайнера;

  • в связи с этим открылась профессиональная ниша для развития новой профессии - дизайн-менеджмента, где дизайнер большую часть рабочего времени проводит как организатор, менеджер дизайн проекта;

  • кроме того, путь в музеи был для многих дизайнеров закрыт, так как они занимались только экспериментальной работой, шокотерапией новой эстетики;

  • понимание того, что знание проектной работы является важным для дизайнера, работающего в любой области индустрии, привело к тому, что многие специалисты из генерации «Новых дизайнеров» сегодня работают доцентами в высшей школе Германии.

Стиль «новая простота» в Англии.Британские дизайнеры в отличие от итальянского «элегантного дизайна», использовали шершавые грубые материалы, такие, как необработанная сталь или бетон, совершенно простые материалы и язык формы, чем отличались от других направлений в новом дизайне, которые наслаждались стилем «необарокко» - «новым великолепием».Лидерами нового дизайна в Англии были Рон Арад, Жаспер Моррисон, Том Диксон. В 1981 году израильский архитектор и дизайнер Рон Арад основал свою студию в Лондоне (One Off ltd), имя которой стало программным и указывало на продукцию предметовуникатов. Арад экспериментировал с различными материалами и работал с объектами «Redy made». Известным стало его кресло, сделанное из металлических перил. Его лондонская студия стала центром нового английского дизайна.

Жаспер Моррисон, другой ведущий лидер «новой простоты». выразил протест против игрового искусства «необарокко», люксового дизайна, волнующих медиа–спектаклей тем, что стал использовать минималистическую деревянную мебель с необработанной поверхностью.

Том Диксон возглавил экспрессивное направление в новом английском дизайне. Он экспериментировал со сталью, жесткой резиной и плетеными «корзинами», с которыми он создавал удлиненные по форме объемные фигуры.

Новый дизайн в Испании.Испания и особенно город дизайнера Антонио Гауди, Барселона, находились в 1970-е годы под влиянием немецкой «хорошей формы». В 80-е годы здесь возрастает влияние итальянского дизайна и, соответственно, происходит поворот от функционализма в сторону художественной образности. Каталонская столица, которая всегда была местом средоточения художников и писателей, стала благодаря этому городом нового «прорыва» в дизайне.

Исторически это развитие связано со вступлением Испании в Европейский Союз, следовательно, подъемом испанской индустрии. Таким образом, дизайн стал важным фактором экспорта. Кроме того, стимулировалось развитие дизайна в Испании предстоящими олимпийскими играми 1992 года, для которых уже с 1988 года готовились проекты и возводились зрелищные объекты.

В Барселоне в границах нового дизайна стали развиваться разные стили, каждый дизайнер имел право собственного голоса, вплоть до создания и развития авторского стиля. К представителям нового испанского дизайна относятся такие творческие личности, как Оскар Бланка, Л. Клотет, которые позиционировали себя на «форуме дизайна» в городе Линц; П.Кортес, график-дизайнер Д.Марискаль, архитектор А.Аррибас.

Новый дизайн Франции.Франция также находилась в начале 1980-х годов под влиянием движения, вызванного деятельностью группы «Мемфис». Уже в конце 1970-х возникали живые дискуссии о постмодерне в философии, которые питали дизайн. Поворот от модерна во французских новациях дизайна выражался в необычных красках и материалах, комбинациях в поисках нового дизайна. Эти новации, прежде всего, проявились в оформлении баров, кафе, клубов и ресторанов. Здесь также собирались для творческого общения группы дизайнеров «Немо», «Тотем», правилом которых было не громкое имя, но авангардные новации, дающие импульс развитию нового дизайна.

Например, в моделировании одежды французский дизайнер Пауль Голтье провоцировал официальную общественность «обнаженностью» с материалами из порнографической серии – резина, лак и кожа. Этим он разрушал не столько эстетические, сколько моральные табу. «Эксцентрический дизайн» ярко проявился в костюмах поп-звезд, как Нина Хаген и Мадонна.

В мебельном и бытовом жанре продукции появилась новая звезда дизайна – Филипп Штарк. Он стал известен как «креативный строптивец» и одновременно как прекрасный маркетинговый стратег. Филипп Штарк использовал для рекламных представлений свою собственную персону. Так как Штарк в отличие от других дизайнеров не занимался поиском провокационных инсталляций или выражений протеста, он создавал хорошо раскупаемую рекламную продукцию для дорогих товаров, что стимулировало серийное изготовление продукции.

Филипп Штарк использовал элементы исторических стилей: динамические массивы линий, органические приемы и формы, искусство Югендстиль (гнутые ножки стульев) и др. Пристрастие к необычным материалам и комбинациям из них, например, художественная ткань с алюминием, плюш с хромом или камень со стеклом, сопровождали и отмечали все его изделия. Границы его деятельности были широки – от инсталляций, мини-спектаклей до продукции повседневного спроса, например, флаконов для минеральной воды и зубные щетки.

В этом смысле он напоминает деятельность дизайнера Раймонда Леви, который работал только на коммерческий сбыт товаров. Полной противоположностью Штарку являются дизайнеры М. Бонетти и Е. Гарусте. Объекты дизайнеров представляют собой «дикую романтику» в отличие от объектов Штарка, рационально коммерческих. Их интересовали художественно-творческие импульсы в стиле «Необарокко», поэтому они использовали такие материалы как замша, кожа диких животных, золотая бронза, которые используются в «люкс объектах».

Что после нового дизайна?

Новый дизайн, взволновавший в последнее десятилетие ХХ столетия специалистов и публику, можно назвать переходом в новое столетие – ХХI век. Многие провокационные объекты, созданные в эти годы в единственном экземпляре, находятся сегодня в музеях наравне с классикой модерна. Почти целая эпоха (столетие) уместилась в культурно-историческую модель дизайна, которую называют «дикие 80-е годы».

Многочисленные объекты, которые еще десять лет назад оценивались искусствоведами как «дилетантская самодеятельность», или «люксовые произведения ручной работы», сегодня используются фирмами для производства серийной продукции, значительно удешевленной в целях маркетинговой стратегии. Кроме того, в последнее десятилетие отмечен стремительный скачок интереса предприятий к технической модернизации. Например, многие известные бытовые приборы, вышедшие из эксплуатации, становятся предметами спроса, если они имеют обновленный дизайн: подвесные лампы, фонари, часы. Такие предметы украшают витрины салонов, бутиков, туристических агентств. Понимая это, предприятия усиливают внимание к эстетике продукции технического назначения. Таким образом, получает дополнительное поле профессиональной деятельности дизайнер.

Высокие технологии (High – Tech)

Очарование техникой привело к созданию особой области эстетики. Название «Хай-тек» берет свое начало с книги авторов Слезин и Корн, изданной в 1978 году, где этот стиль рассматривается в архитектуре и дизайне. Стиль «хай-тек» обозначает технологическое обеспечение проекта с помощью демонстративной визуализации внешнего вида объекта, здания, предмета как своеобразного техно-объекта. Все конструктивные элементы, как, например, стальные перекрытия, Т-образные стойки-подпоры, крепления, приобретают в проекте не только рабочее «крепежное» назначение, но и особый «техно-образный» или архитектоничный эффект.

Стиль хай-тек и миниатюризация. Важнейшим техническим направлением сегодня является микроэлектроника. Многие известные приборы основаны на микрочипах, которые становятся все миниатюрнее. Приборы получают совершенно новые возможности в эксплуатации.

Дизайн и маркетинг. «Дизайн – бум» 1980-х годов отчетливо определил роль дизайна в предпринимательской политике. Отметим, что большинство потребительских товаров были в начале 80-х технически зрелыми, и поэтому ценообразование практически было равноценным. Однако конкуренция предполагает лидерство на рынке сбыта, и предприниматели обращаются к дизайну.

Дизайн развивается также в корпоративной культуре предприятий, оформление продукта позиционирует имидж предприятия. Дизайн, таким образом, формирует эстетику потребительской культуры целых поколений. Некоторые фирмы стали обращаться к дизайну не только в случае необходимости при выпуске нового продукта, но также сделали дизайн политикой своей фирмы. Имидж-стратегия предприятия разрабатывается по режиссерскому алгоритму: потребитель привыкает к товару, воспринимает его как привычный и повседневный, но вдруг появляется товар этой категории, обращающий на себя внимание необычностью цветовых сочетаний, формы, сигнализирует о новом имени дизайнера, появляется в лимитированных рекламных изданиях, чтобы увеличить круг покупателей. Для того чтобы угодить самым разным вкусам покупателя, дизайнеры по заказу разрабатывают индивидуальные образцы, поверхности, детали для оформления технических усовершенствований.

Дизайн-менеджмент и сервис-дизайн. Важность дизайна как стратегического инструмента предпринимательства отражена в появлении нового понятия «дизайн-менеджмент».Планирование продукции охватывает большой круг организационных, хозяйственных, юридических и маркетинговых вопросов. Следовательно, область задач, поставленных перед дизайнером, расширяется. Если сегодня говорят о корпоративном дизайне, то думают между тем об оформлении рекламы, ее разновидностях для данного продукта, сувенирной продукции, о серийных линиях и индивидуальных образцах продукции, чтобы привлечь внимание широкого круга покупателей.Многие дизайн-бюро предлагают комплекты сервиса, который особенно важен не только в офисе, но и в свободное время. Таким образом, дизайн развивается и используется как ежедневная потребность, и не только для выпуска серийных линий продукции, но и для индивидуальных заказов при оформлении помещений различного назначения, открытых зон отдыха и окружающего нас ландшафта.

Сегодня можно говорить о том, что, появившись и незаметно повлияв на эстетические поиски целой генерации молодого поколения дизайнеров, «новый дизайн» через впечатляющий эффект от провокационных объектов, экспериментальные находки привил важный импульс для дизайн-образования и для практической деятельности.

Дизайн и культура. Формирование «нового дизайна» в непосредственной близости к искусству, перекликающиеся формы деятельности между художественно-прикладным искусством, искусством и индустрией, многочисленные выставки в музеях и «новое самовыражение» звездных дизайнеров помогли широкой публике понять предназначение дизайна и его социальную роль как равноправной части культуры. Возникают музеи дизайна или отдельные экспозиции в музеях искусств. В 1987 году состоялась международная выставка искусств «Документа 8», где дизайн впервые был представлен отдельной секцией.

Литература

  1. Ткалич С.К. История развития европейской и российской модели дизайна. Лекции. ХГФ, МПГУ. 2016.

  2. Albus, Borngraber, Christian. Designdilanz. Neues deutsches Design der 80-er Jahre in Objekten, Bildern, Daten und Texten. Koln, 1992.

  3. Bachinger Richard. Unternehmenskultur. Ein Weg zum Effulge. FrankfurtM 1990.

  4. Birkigt, Marinus M., Funk H. Corporaty Identity. Grundlagen, Funktionen, Fallbeispiele. Landsberg 1992.

  5. Collins Michael. Design und Postmoderne. Munchen 1990.

  6. Design –Management in der Industrie. Wolf Gissen 1994.

  7. Fischer Volker. Design heute. Masstabe Formgebund zwischen Industrie und Kunststuck. Munchen 1988.

Просмотров работы: 568