ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Малышева М.О. 1, Шатохина И.В. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в полной мере проявилась фундаментальная зависимость нашей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые закладываются, прежде всего, в образовании. Изменчивый мир обязывает готовить новые поколения в духе развития, требует специалиста, который мог бы переводить получаемые знания в инновационные технологии, знать, как обеспечить доступ к глобальным источникам знаний, иметь мотивацию к обучению на протяжении всей жизни, владеть навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации, специалиста, способного проявлять активность в меняющихся условиях. Образование должно быть ориентированно не только на развитие и обогащение социально-культурных традиций, на перспективные задачи, которые стоят перед обществом, но также, на развитие у учащихся творческих инициатив, способностей и умений. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.  

В результате теоретических и экспериментальных исследований проблемы развития творческих способностей в психологической науке такими учеными как Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, М.А. Холодная, было доказано, что в ряду этих способностей первостепенное место занимают речевые.

В развитии творческих речевых способностей наиболее важную роль играет начальная школа. Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для развития личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, реализовывать одну из основных задач современного образования.

Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают реализацию в начальной школе как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность - это часть общего образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, в формировании учебной мотивации. Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для творческого развития учащихся, поддержки на этапах адаптации, способности применять базовые знания осознанно в ситуациях, отличных от учебных. К сожалению, огромные возможности внеурочной деятельности для развития речевых способностей младших школьников задействуется не в полной мере. В своем исследовании мы рассмотрим пути и возможности развития творческих речевых умений младших школьников в условиях внеурочной деятельности.

Для того, чтобы сформировать систему педагогической работы по творческому речевому развитию младших школьников, необходимо изучить особенности речевых способностей детей этого возраста.

Лисина М.И. пишет, что речевая деятельность человека формируется в соответствии с нормами, свойственными тому или иному языку на различных этапах его развития. В её трудах представлены некоторые особенности речевого развития младшего школьника:

  • Особенности лексического запаса. При достаточном развитии, у ребенка богатый словарный запас, он может правильно называть предметы, явления и подбирать к ним синонимы, свободно «играет» словами при построении высказывания, пересказе, изложении собственной мысли и т.д.

  • Объем высказываний и качество усвоения грамматической системы языка. Высказывание достаточно развернуто, ребенок делает подробный пересказ, дает исчерпывающее описание картинки, событий, может изложить увиденное в виде рассказа на предложенную тему; в своей речи ребенок использует как простые, так и сложные предложения, при этом предложения имеют полноценную структуру (подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения); у ребенка отмечается умение согласовывать части речи.

  • Особенности описательной функции речи. Ребенок умеет пояснить (описать) способ осуществляемого действия.

  • Особенности планирующей функции речи. Ребенок может рассказывать о предстоящем действии, событии.

  • Особенности речевых умений и умственных действий при оперировании языковым материалом. При оперировании языком требуются:

- навык самостоятельно озаглавить текст, картинку;

- умение поделить текст на части;

- навык кратко пересказать текст;

- умение продолжить текст с определенного места;

- умение начать заданный фрагмент.

  • Степень усвоения фонетической системы языка. Чистое произношение звуков, четкая дифференциация звуков при восприятии, свободное соотнесение звуков и букв при письме.

  • Связность логических высказываний. Высказывания (пересказ, рассказ), логически выстроены, с соблюдением причинно-следственных связей, структурно оформлены [1].

Для изучения опыта развития творческих речевых способностей младших школьников во внеурочной деятельности мы обратились к опыту работы учителей, представленному на образовательном портале «Слово», на сайте «1 сентября» (фестиваль педагогических идей «Открытый урок»), в журнале «Начальная школа». Так, в «Средней общеобразовательной школе № 4» города Армянска Республики Крым внеурочная деятельность реализуется в соответствии с требованиями ФГОС НОО и построена по направлениям развития личности. Педагоги начальных классов (Гаврилишина С.Н., Бойко В.В., Кравченко Л.И.) реализуют авторскую программу внеурочной деятельности, целью которой является создание условий для проявления и развития ребенком творческих способностей, интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Одно из направлений данной программы – общеинтеллектуальное направление – осуществляет организацию деятельности младших школьников, всецело направленную на самостоятельное открытие нового через творческую активность, тем самым реализует решение основной проблемы современного образования: развитие творческого потенциала младших школьников через познавательную деятельность самого ребёнка. В рамках данного направления педагоги проводят работу, направленную на развитие речевых способностей младших школьников через творческую активность. Это направление в школе реализуется через кружок «Занимательная грамматика», «Учись любить книгу», «Основы проектной деятельности» [3].

Антипова М.В., учитель начальных классов МОУ Школа № 10 «Успех», г. Самара, разработала и апробирует программу внеурочной деятельности филологического направления по русскому языку и развитию творческих речевых способностей «Юный грамотей». Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык [2].

В условиях современной урбанизации и массовой информатизации стал актуальным вопрос сохранения исконных культурных ценностей, таких как речевая культура. Качественно проведенная внеурочная работа способна помочь учащимся овладеть базовыми знаниями о речевой культуре, которые служат молодому поколению в процессе развития и становления. Проанализировав современные требования ФГОС НОО к обучению, а также, сопоставив их с практическим опытом современных педагогов, мы наметили для себя направления внеурочной педагогической работы с младшими школьниками с целью развития их творческих речевых умений.

Список использованной литературы

  1. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.

  2. Порук В.Н. Роль внеурочной деятельности в развитии речи. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://educrimea.ru. (Дата обращения 15.12.2016).

  3. Юртаев С.В. Языковое образование и речевое развитие младших школьников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://fgos.isiorao.ru./index.php. (Дата обращения 07.12.2016).

Просмотров работы: 331