ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Бексендаева Д.С. 1, Шатохина И.В. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Художественная литература – это мощный эффективный инструмент интеллектуального высоконравственного и эстетического обучения ребенка, оказывающее колоссальное воздействие на формирование и переработка речи. В поэтических фигурах художественная литература раскрывает и поясняет ребятам действительность мира и природы, сфера людских ощущений и связей. Она обогащает эмоции, формирует творческое воображение, предоставляет детям великолепные примеры российского писательского стиля. Данные примеры многообразны согласно собственному влиянию: в повествованиях ребята постигают краткость и достоверность фразы; в стихах воспринимают мелодическую напевность, ритмичность русской речи, в всенародных притчах пред ребенком выявляется простота и четкость стиля, достаток речи юмором, активными и образными выражениями, соотнесениями. Художественная литература порождает заинтересованность к личности и душевному миру героя. Обучившись сопереживать героям произведений, ребята начинают видеть душевное состояние находящихся вокруг их людей. В детях оживают человечные эмоции: умение выражать содействие, доброту, несогласие вопреки несправедливости. Данная база, в которой прививается принципиальность, порядочность, гражданственность. Ощущения ребенка формируются в ходе освоения стиля этих произведений, с которыми его знакомит воспитатель[1].

Воспитательная роль литературы исполняется особенным, свойственным только лишь умению методом - мощью влияния образного вида. Согласно текстам Запорожца А.В., эстетическое понимание реальности предполагает собою непростую психологическую работу, сочетающую в себе как умственные, так и эмоционально-волевые действия. Е.А. Флерина называла свойственной особенностью восприятия художественного произведения детьми целостность «чувствующего» и «мыслящего» [4,с.76]. В методике литературного воспитания понимание художественного творения рассматривается равно как динамичный сильный ход с придумываемым перенесением на себя происшествий, «мысленным» воздействием с результатом индивидуального участия.

Литературное образование - такое образование цивилизованного читателя. «Общекультурный чтец» - это тот, кто может получать эстетичный толк с литературно-художественного слова. Литература равно как мастерство фразы, в первую очередь в целом, обязано формировать - не только в высоконравственном плане, а существенно обширнее - развивать концепцию духовных ценностей подрастающей личности. Будет наш ученик читать лермонтовское «Бородино», проникнется гордостью за русских воинов, приобщится к еще одной героической странице русской истории - вот вам и патриотическое воспитание. Возьмется читать гоголевскую «Шинель» - заразится чувством сострадания к маленькому человеку, и с этого, может быть, начнет формироваться у него в душе социальное сознание Без этого наслаждения «виртуальным» созерцанием и эстетическим сопереживанием выдуманным героям никакого воспитания не будет - ни нравственного, ни политического, ни мировоззренческого [2].

В начальных классах ученики овладевают базами читательской культуры и, в первую очередь в целом, умением осознанно, сознательно и выразительно прочитывать. Вся данная деятельность наставлена на формирование психологической чувствительности, творческой фантазии, воображения школьников, на возникновение заинтересованности к литературе. В центр подготовки по чтению и литературе на ступени нынешние методисты устанавливают формирование читателя. Эта задача обучения выставляется в программах О.В.Джежелей, Р.Н. и Е.В.Бунеевых, Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской. Прочие программы осуществляют упор на исследовании специфики литературы равно как вида искусства (программа Л.Е.Стрельцовой и Н.Д.Тамарченко) либо в коммуникативных свойствах искусства в целом и литературы в частности (программа В.А.Левина). В программе развивающего обучения Л.В.Занкова провозглашается идея постижения обширной картины общества в основе чтения литературных произведений различных типов и видов (З.И.Романовская). Литературоведческая основа выставляется точно также равно как 1-ый и главных основ преподавания чтению в проекте В.Г.Горецкого и Л.Ф.Климановой [3].

Чтение образной литературы – процесс творческий, и таковым он обязан являться в начальной школе с целью младшего школьника - молодого читателя. Таким образом, в настоящий период задания литературного чтения обязаны разрешать соответствующие задачи [1]:

- совершенствовать у ребенка умение полноценно усваивать художественное труд, сопереживать героям, чувственно реагировать на прочтенное;

- обучать ребенка ощущать и осознавать различный стиль художественного произведения, выразительные средства, формирующие высокохудожественный характер, совершенствовать образное понимание учащихся;

- оказать помощь собирать эстетичный навык слушания произведений художественной словесности, формировать высокохудожественный вкус;

- развивать нуждаемость в непрерывном независимом чтении книжки, совершенствовать энтузиазм к писательскому творчеству;

- обогащать качественный навык детей, его настоящие взгляды о находящемся вокруг обществе и природе;

- предоставлять речевое становление детей.

В современной начальной школе перед педагогом встает цель литературного формирования младших школьников. Литературное развитие, возможно, установить равно как процесс формирования способности к конкретному восприятию искусства слова, непростых умений преднамеренно исследовать и производить оценку прочтенного, следуя художественному вкусу, выработанным с первых уроков литературного чтения в школе. Литературное развитие детей подразумевает воспитание эстетически сформированного читателя, способного осознавать автора художественного текста и создавать свое мнение о произведении и отображенных в нем житейских явлениях, овладение диалогом между читателем и писателем. Подобный подход среди читателем, текстом и писателем усваивается в течении практической литературной деятельности самих школьников, которые функционируют в разных позициях (Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская)[1].

Главную существенную роль с целью формирования младших школьников обладает разумная постановка преподавания литературного чтения. Наравне с эмоциональной конфигурацией знания, чтение в промежуток первоначального преподавания является одним из важнейших средств раскрытия общества. Будет ли прочтение сильным орудием обогащения собственного и общественного навыка ребёнка, а кроме того средством его самопознания и становления, сформируется ли у него не просто интерес, а необходимость в чтении книжек, находится в зависимости от условий обучения, нацеленных на развитие личности и баз читательской культуры.

Литература:

  1. Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Вентана-Граф, 2005.

  2. Приглашение к диалогу [электронный ресурс] – Режим доступа - http://cyberleninka.ru/article/n/tak-chto-zhe-eto-takoe-literaturnoe-obrazovanie-shkolnikov - Дата обращения 26.12.2016.

  3. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб.пособие для студентов пед.учеб.заведений по спец.»Педагогика и методика нач. обучения» / М.С.Соловейчик, П.С.Жедек, Н.Н.Светловская и др.; Под ред.М.С.Соловейчик. - М.: Издательский центр «Академия». 1997.

  4. Флерина Е.А. О руководстве восприятием дошкольника в процессе обучения // Советская педагогика. - 1952.

Просмотров работы: 217