СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Грошева Д.С. 1, Шатохина И.В. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие познавательной активности - это улучшение методов, которые обеспечивают самостоятельную и активную теоретическую и практическую деятельность младших школьников во всех областях учебного процесса [1].

Эффективность любого метода определяется успешностью приобретения учащимися умений и знаний, а также развитием познавательных способностей. Для развития учащихся учитель должен использовать в своей работе различные способы активизации процесса обучения. В первую очередь, это могут быть нестандартные формы организации урока. Дети должны испытывать радость и интерес как к уроку, так и к самой школе.

В процессе исследования проблемы познавательной активности школьников нами была систематизирована система педагогических условий стимулирования познавательной активности учеников, состоящая из следующих элементов:

  • Комплексное использование различных методов и средств, способствующих развитию мотивационной сферы младших школьников.

  • Использование технологий проблемного эвристического обучения и информационно-коммуникационных технологий.

  • Внедрение в учебный процесс познавательно-развивающих заданий.

  • Включение в образовательный процесс различных творческих заданий на уроках и во внеурочной деятельности.

Разрабатывая данные условия стимулирования познавательной деятельности младших школьников, мы исходили из определения ее сущности как организации взаимосвязанных педагогических условий становления личностного отношения учащихся к формируемой деятельности, способствующих достижению более высокого уровня каждого из его компонентов: мотивационного, эмоционального и операционно-действенного.

Мотивационный компонент характеризуется уровнем отношения школьников к самостоятельной деятельности и отражает процессы индивидуального целеполагания.

Эмоциональный компонент характеризуется эмоциональными переживаниями результатов собственной деятельности, удовлетворенностью или неудовлетворенностью самим процессом деятельности.

Действенный компонент показывает степень развития у учеников качеств самостоятельной деятельности таких, как ответственность, организованность, самостоятельность и активность, проявление которых зависит от характера приложения сил самого ученика и от его отношения к характеру деятельности.

Само стимулирование включает в себя такие стимулы, как внимание и заинтересованность родителей в самостоятельной деятельности школьников, позволяющие ребенку приобрести уверенность в правильности самостоятельных действий.[2]

Немаловажное, значение играют основные условия организации обучения, которые способствуют развитию познавательной активности школьников.

Первое условие заключается в изменении механизма усвоения знаний, то есть новое знание создается ученикамив процессе самостоятельной поисковой деятельности.

Второе условие заключается в построении материала к уроку как развивавшейся системы знаний, умений, навыков. Выполняя данное условие, можно обеспечить возможность реализации всех трех элементов в структуре деятельности: целеполагания, целеисполнения, оценки и контроля результата.

Главным условием развития познавательной активности детей в школе является включение в учебный процесс системы творческих заданий. Все задания представляют проблемную ситуацию для учащегося, разрешаемую им в ходе поиска новых для него знаний и способов деятельности. При выполнении этих заданий всегда получается что-то новое, необычное и полезное для субъекта учебной деятельности.

Для освоения младшими школьниками традиционных сфер деятельности: контроля, целеполагания и оценки результата необходимо от взаимоотношения «ребенок-взрослый» перейти к взаимоотношению «ребенок-ребенок». Не удивительно, что именно общение в кругу сверстников дает школьнику возможность критично относиться к словам, действиям, мнениям других людей, вырабатывает умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, оспаривать или соглашаться, а самое главное – это иметь свое мнение, отличать его от чужого и уметь отстаивать свою точку зрения. Для развития рефлексии учащегося по отношению к собственной развивающейся деятельности необходимо использование в учебном процессе коллективно-распределительных и дискуссионных форм.

Личность учителя, безусловно, является важнейшим условием в процессе развития познавательной активности учащихся младшего школьного возраста. Мы считаем, что учитель должен быть организатором саморазвивающейся деятельности учащихся по созданию новых знаний. От педагога требуется опора на их личный опыт, наблюдения, доверие к учащимся, их фантазии, интуиции, инициативе. Урок должен быть для детей исследовательским, интригующим, занимательным.

Создание высокого эмоционального настроя и положительной мотивации является одной из основ успешного развития познавательной активности учащихся. Для учащихся начальной школы, в силу их возрастных особенностей, нужен хороший, благоприятный эмоциональный фон как на уроке, так и в самой школе.

Задача становления познавательных интересов довольно актуальна для организации учебного процесса, потому что школе нужно направить ученика на стремление к регулярному пополнению своих знаний, самообразованию, расширению кругозора. Перед учителем начальных классов стоит важная задача - не только обучить ребенка, дать ему знания о каком-либо предмете, но и позаботиться о создании, поддержании и дальнейшем развитии интереса к предмету и к процессу познания.

Система работы по развитию познавательной активности младших школьников требует изменений в технологиях и содержании обучения и воспитания. Данная система должна быть направлена на:

• повышение уровня учебной мотивации через использование приёмов, способных сохранить интерес к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; создание благоприятного фона занятий; использование разнообразных видов деятельности; учет особенностей контингента обучающихся;

• создание здоровьсберегающей среды, которая способствует предотвращению усталости, утомляемости, снятия напряжённости, отрицательных эмоций, давления одного человека на другого.

Развитие познавательного интереса у младшего школьника – это не только учебный процесс, это ежедневная работа во всех сферах его деятельности [1].

Главное в системе: учебный процесс должен быть увлекательным и интенсивным, а стиль общения с учениками - доброжелательным и мягким.. Ребёнка необходимо сделать в школе счастливым, настроить на приятное удивление.

Урок всегда был и останется главным критерием результативности учебно-воспитательного процесса. Наиболее эффективными для развития познавательной активности младших школьников являются:

• Игровые формы уроков.

• Экскурсии в природу и на предприятия.

• Уроки с элементами проблемности и дискуссии.

• Уроки с элементами занимательного материала.

Таким образом, развитие познавательной активности школьников приводит к превращению его из «ученика - слушателя» в активного участника учебного процесса, а учитель превращается из носителя готовых знаний в организатора познавательной и исследовательской деятельности своих учеников.

Список использованной литературы

1. Виноградова, Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе?// Н.Ф.Виноградова. - Начальная школа. - 2001. - № 9 - С.10-13.

2. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Советская педагогика. -1961. - № 8 .- С.32-42.

Просмотров работы: 385