В своей статье я хотела бы выделить основные проблемы, а также определить законодательную базу по обеспечению отдельных категорий граждан РФ медицинскими услугами и медикаментами.
На всей территории Российской Федерации, реализация права граждан на получение бесплатной медицинской помощи гарантируется в первую очередь Конституцией Российской Федерации. «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Для этого имеются различные административно-правовые механизмы, позволяющие привести потребности населения в соответствие с возможностями бюджетов различных уровней.
На самом деле, если вдуматься до конца, то это не совсем так. Пациенты, находящиеся на стационарном лечении в больницах получают полностью бесплатную медицинскую помощь, в том числе и лекарственную. Пациенты при амбулаторном лечении вынуждены приобретать лекарственные средства за свой счет, что уже противоречит Конституции РФ.
Правом на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях регламентируется нормативно-правовыми актами. В первую очередь это Федеральный закон №1781.
В соответствии с данным законом, правом на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг пользуются следующие категории граждан:
1) инвалиды войны;
2) участники Великой Отечественной войны;
3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в п.п. 1 - 4 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах» 2;
4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
8) инвалиды;
9) дети-инвалиды.
Бесплатное лекарственное обеспечение этих категорий граждан входит в набор социальных услуг и осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера).
Но даже эти категории граждан не всегда могут воспользоваться своим правом на получение бесплатных лекарственных средств в полном объеме. Потому что существует «Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера)», который в соответствии с ФЗ-178 утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, то есть министерством здравоохранения и социального развития РФ. Последний - от 18 сентября 2006 г № 665 «Об утверждении перечня лекарственных препаратов, в том числе перечня лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг».
А в этот перечень входят далеко не все лекарственные препараты, необходимые пациенту. Даже выписанный по рецепту препарат не всегда сразу можно получить в аптеке, так как необходимое лекарственное средство может временно отсутствовать (одна из причин - высокий спрос на препарат).
В этом случае пациент, конечно же, может воспользоваться еще одним своим правом, а именно: в случае, если лекарство, необходимое инвалиду не входит в Перечень, но оно жизненно необходимо больному, то врач согласовывает решение выписать рецепт с врачебной комиссией лечебно-профилактического учреждения. Принятое решение утверждается главным врачом такого учреждения. В рецепте указываются количество и дозы приема лекарственного средства исходя из диагноза заболевания и состояния больного.
Это конечно хорошо, а что делать, если препарат не является жизненно необходимым и не входит в перечень лекарственных средств, тогда его, конечно же, придется приобретать за свой счет, что противоречит Конституции РФ и ФЗ-178.
Существует ещё один пункт закона, в соответствии с которым каждый гражданин имеющий право на получение набора социальных услуг, вправе оставить себе весь набор социальных услуг либо отказаться от части его (подав заявление в Пенсионный фонд). Стоимость части набора социальной услуги по лекарственному обеспечению у него тогда составит 766,55рублей в месяц (пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона).
Но если внимательно рассмотреть этот вопрос проанализировать стоимость препаратов, то можно сделать вывод, что лечение далеко не каждого инвалида обойдется в 766,55 рубля в месяц3. На самом деле это обходится намного дороже.
Получается одни пункты Федерального закона противоречат другим. Согласно, Федерального закона от 17.07.1999 № 178 (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) «О государственной социальной помощи», правом на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного получения лекарственных средств пользуются не все, а только определенные категории граждан
Бесплатное лекарственное обеспечение входит в набор социальных услуг, но согласно, «Перечня лекарственных средств», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 сентября 2006 г № 665 , то есть не полностью.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что права граждан, на получение бесплатной медицинской помощи гарантированные Конституцией Российской Федерации в амбулаторных условиях не соблюдаются.
Все эти противоречия указывают на необходимость доработки всей законодательной и исполнительной системы бесплатного обеспечения лекарственными препаратами в амбулаторных условиях, отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов.
Поэтому необходимо, чтобы пациентам, в том числе и инвалидам, при амбулаторном лечении все необходимые лекарственные препараты, назначенные, в соответствии, со стандартами медицинской помощи мог выписать лечащий врач на приеме. Можно определить несколько крупных аптек по городу, где бы эти лекарственные препараты выдавались сразу и не требовали периода ожидания. В сельской местности можно выдавать лекарственные препараты в районных аптеках. Это в свою очередь сократило бы прием лекарственных средств населением самовольно, без назначения врача.
Источники:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) «О государственной социальной помощи».
3. Приказ МЗ РФ от 18 сентября 2006 г. № 665 «Об утверждении перечня лекарственных препаратов, в том числе перечня лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг».
4 Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». Выпуск журнала №6 за 2012 год. http://www.science-education.ru/ru/issue/view?id=106
5. Приказа Минздрава России от 20.12.2012 № 1181н «Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения»).
11.Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) «О государственной социальной помощи» (далее ФЗ-178)
22.Федеральный закон от 12.01.1995го №5-ФЗ (ред. от 03.07.2016 года) «О ветеранах»
33. Постановление Правительства РФ от28.01.2016г. № 42