Нестабильное и динамичное состояние экономики в современных условиях диктует новые требования экономическим субъектам. Внутренние и внешние факторы, воздействуя на предприятия, приводят к нарушениям их равновесия, снижают эффективность. Гибкость и адаптивность являются главными факторами повышения финансовой устойчивости экономических субъектов.
Любому предприятию в процессе своей деятельности приходится постоянно сталкиваться с большими потоками различной информации. Компании все чаще используют поддержку современных информационных технологий, чтобы держать под наблюдением увеличивающиеся внешние, а так же внутренние потоки информации, применять ее для анализа, составления прогнозов, принятия управленческих решений [4].
Мы считаем, что результативность использования современных систем информации и информационных технологий в экономике зависит от того, насколько целесообразно и эффективно они будут интегрированы руководством и насколько ИТ-возможности соответствуют бизнес возможностям конкретного предприятия.
Ермолаева А.В. считает, что адекватному использованию информационных технологий в организациях препятствует не только несовершенство нормативно-правовой базы федерального и локального уровней или отсутствие необходимых финансовых средств для приобретения программных продуктов. Немаловажную роль, по ее мнению, играет и психологический фактор [1].
Крылов С.И. полагает, что роль программного во многом определяется спецификой каждой конкретной компании [2].
На наш взгляд, целью информационной технологии, используемой в экономике и управлении бизнесом, является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников компании путем получения необходимой информации в форме различных отчетов (регламентированных и специальных) с помощью современной вычислительной техники и принятия на этой основе оптимальных управленческих решений.
Основной проблемой определения эффективности внедрения информационных технологий является их косвенное влияние на конечные финансово-экономические результаты деятельности предприятия. Информационные технологии сами по себе не могут повышать рентабельность, но смогут способствовать улучшению позиций фирмы на рынке, уменьшить материалоемкость продукции и т.д.
Повышение координации и интеграции процессов как внутри компании, так и за ее пределами стало возможным благодаря именно информационным технологиям.
Высшее управление
Поставщики ИТ
Свое информационно-технологическое подразделение
Специалисты
Менеджеры служб бухгалтерского и финансового учета
Менеджеры хозяйственных подразделений
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ
Рисунок 1 – Заинтересованные группы пользователей
Источник: составлено авторами.
Перед тем, как перейти к описанию роли информационных технологий в управлении затратами, необходимо отметить заинтересованных групп, от которых зависит вынесение решений в области информационных технологий (см. рис.1).
При внедрении информационных технологий на любом предприятии возникает ряд организационных вопросов, обозначенных на рис.2.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
Насколько ИТ поддерживают стратегию, бизнес-процессы, организационную структуру предприятия?
Внедрение каких ИТ позволит оптимизировать бизнес-процессы, повысить конкурентоспособность?
Какова экономическая обоснованность затрат на внедрение ИТ?
Каким образом будет происходить интеграция ИТ в производственно-финансовую среду предприятия?
Какие результаты получит предприятие от внедрения ИТ?
Рисунок 2 – Перечень организационных вопросов при внедрении ИТ
Источник: составлено авторами по [3].
При внедрении современных информационных технологий на предприятие руководство преследует две взаимосвязанные цели:
1) сокращение затрат в организации;
2) увеличение отдачи, повышение производительности [5].
Для достижения данных целей необходимо понимать, за счет каких мероприятий они будут реализованы (см. табл.1).
Таблица 1 – Мероприятия по реализации целей внедрения ИТ
Цели внедрения ИТ |
Мероприятия |
Сокращение затрат в организации |
Увеличение конкурентоспособности бизнеса |
Интегрирование финансовой информации |
|
Оптимизация складских запасов |
|
Увеличение отдачи, повышение производительности |
Применение компьютерных систем справочно-нормативной информации, документооборота, корпоративных систем масштаба предприятия |
Быстрое обслуживание заказов |
|
Стандартизация и ускорение процесса производства |
|
Стандартизация информации по персоналу |
Источник: составлено авторами.
Отдельного внимания заслуживает вклад использования того или программного обеспечения в производственный процесс. Можно выделить следующие основные аспекты:
- ИТ в качестве функции обеспечения производственного процесса;
- ИТ в качестве интегрального составного компонента продукта;
- ИТ в качестве обеспечения информационного взаимодействия между людьми;
- ИТ в качестве организационного инструмента в целях формирования виртуальных форм компании;
- ИТ в качестве защитного механизма от глобального кризиса цивилизации.
Рассмотрим на примере программных продуктов «1С: Бухгалтерия» и SAP влияние информационных технологий в бухгалтерском учете на оптимизацию затрат предприятий. Использование данных систем такими компаниями, как ПАО «Газпром» и ПАО «ЛУКОЙЛ» открывает возможности интерактивных коммуникаций как внутри, так и с покупателями, поставщиками, партнерами и другим контрагентами внешней среды.
Дадим небольшую характеристику этим программным продуктам.
Основные особенности программного продукта «1С: Бухгалтерия»:
- ведение синтетического и аналитического учета применительно к потребностям предприятия;
- возможности ведение количественного и многовалютного учета;
- получение всей необходимой отчетности и разнообразных документов по синтетическому и аналитическому учету;
- полная настраиваемость: возможность изменять и дополнять план счетов, систему проводок, настройки аналитического учета, формы первичных документов, формы отчетности;
- возможность автоматической печати выходных первичных документов.
На наш взгляд, слабыми сторонами «1С: Бухгалтерия» являются адаптация типовой конфигурации к бизнес-процессам предприятия, отсутствие централизованного сопровождения программ и своевременных обновлений, высокая стоимость проекта по внедрению и недостаточные возможности для автоматизации средних и крупных производственных предприятий.
С 1992 года все чаще на крупных, а также средних предприятиях устанавливают немецкую программу SAP. Внедрение программы SAP на предприятиях проходит в несколько этапов (см. рис.3).
ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ SAP
подготовка проекта
реализация
концептуальное проектирование
переход к продуктивной эксплуатации с последующей поддержкой
заключительная подготовка
адаптация или настройка системы под специфику бизнеса
Рисунок 3 – Этапы внедрения программного обеспечения SAP
Источник: составлено авторами.
Система SAP является не просто программой, она помогает принимать решения, позволяющие менять бизнес-процессы, что, в свою очередь, приводит к значительному увеличению прибыли.
Однако слабые стороны здесь тоже имеются, такие как:
1. Высокая стоимость проекта по внедрению SAP:
- высокие расценки на лицензии;
- значительные расходы на инфраструктуру, обеспечивающую работоспособность системы;
- высокая стоимость услуг внешних консультантов;
- высокая стоимость специалистов по внедрению;
- стоимость обучения пользователей системы;
- стоимость поддержки и сопровождения системы.
2. Нехватка квалифицированных специалистов не только в России, но и за рубежом.
3. Большие сложности при адаптации решений SAP к российским условиям бизнеса, что влечет за собой увеличение стоимости проекта и сроков его реализации.
4. Сложности с поддержкой правил бухгалтерского и налогового учета.
5. Избыточность функционала решений SAP.
Проведем сравнительный анализ функционала программных продуктов «1С: Бухгалтерия» и SAP при помощи таблицы 2.
Таблица 2 - Недостатки и преимущества «1С: Бухгалтерия» и SAP
Минусы и плюсы |
«1С: Бухгалтерия» |
SAP |
Сложность в освоении |
- |
+ |
Узкая специализация специалистов по внедрению |
- |
+ |
Риск внедрения |
- |
+ |
Трудоёмкость разработки |
- |
+ |
Сложность в освоении конечными пользователями |
- |
+ |
Высокая стоимость владения + лицензии |
- |
+ |
Масштабируемость |
+ |
- |
Зрелость |
+ |
+ |
Надежность, устойчивость решения при доработках |
- |
+ |
Источник: составлено авторами.
Для того чтобы внедрение и использование информационных технологий, в частности применение программных продуктов «1С: Бухгалтерия» и «SAP», было эффективно и дало результат, необходимо:
1) Правильно выбрать время для внедрения автоматизации и оценить ее сроки.
2) Уделить особое внимание подготовке персонала:
- взять в штат или по совместительству технического специалиста, который будет поддерживать исправную работу техники, компьютерной сети, системного программного обеспечения;
- целесообразно предварительно провести обучение сотрудников работе за компьютером, новой программе и новым возможностям, которые она дает.
3) Реально оценить возможности сотрудников и готовность автоматизируемых участков.
4) Организовать четкое взаимодействие всех автоматизируемых участков (складов, секций, бухгалтерии) и распределение функций по сотрудникам.
При автоматизации какого-либо участка важно не просто перевести всю бумажную работу на компьютер. Важно, чтобы это увеличило эффективность работы бухгалтерии и улучшило контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, что, в свою очередь, увеличит эффективность управления предприятием, и, как следствие, эффективность его работы.
Результаты внедрения ИТ сгруппированы нами следующим образом:
1. В организационно-управленческой сфере:
– уменьшение затрат на обработку, хранение, передачу информации;
– рационализация документооборота;
– повышение производительности труда;
– автоматизация типовых трудоемких процессов;
– уменьшение расходов на оплату труда путем оптимизации деятельности аппарата управления;
– повышение эффективности производства путем уменьшения непроизводительных расходов, ликвидации ” ненужных ” функций, процессов:
– снижение потерь от риска и упущенной выгоды путем моделирования и прогнозирования процессов;
– рационализация управления запасами;
2. В производственной сфере:
– разработка новых технологических процессов;
– внедрение новой техники;
– повышение качества продукции, снижение брака за счет системы текущего контроллинга;
– реализация имущества, стало ненужным после внедрения ИТ.
3. В рыночной сфере:
– снижение расходов на сбыт;
– снижение затрат на поиск новых деловых партнеров, клиентов, поставщиков;
– выпуск новой конкурентоспособной продукции путем анализа и прогнозирования рыночной ситуации;
– увеличение объемов продаж благодаря анализу текущих потребностей потребителя.
Список литературы:
1. Ермолаева, А.В. Организация документационного обеспечения управления (психологический фактор) / А.В. Ермолаева // Делопроизводство. – 2015 – №1. – С. 98-102.
2. Крылов, С.И. Сбалансированная система показателей и информационные технологии / С.И. Крылов // Международный бухгалтерский учет. – 2015 - №28 (370). – С. 54-63.
3. Попова, Л.Ф. Влияние информационных технологий на формирование устойчивого развития предприятия / Л.Ф. Попова // Вестник СГСЭУ. – 2014 - №1. - С. 73-77.
4. Смилга, Р.Э. Информационные технологии управления компанией (корпорацией) / Р.Э. Смилга // Молодой ученый. - 2015 - №2. - С. 323-325.
5. Титоренко, Г.А. Информационные технологии управления / Г.А. Титоренко. - М.: Юнити-Дана, 2010. – 439 с.
Literature
1. Yermolaeva, A. V. Organization of documentary ensuring management (psychological factor) / A. V. Yermolaeva//Clerical work. – 2015 – No. 1. – Page 98-102.
2. Krylov, S. I. Balanced scorecard and information technologies / S. I. Krylov//International financial accounting. – 2015 - No. 28 (370). – Page 54-63.
3. Popova, L.F. Influence of information technologies on forming of sustainable development of entity / L.F. Popova//Messenger of SGSEU. – 2014 - No. 1. - Page 73-77.
4. Smilga, R. E. Information technologies of company management (corporation) / R. E. Smilga//Young scientist. - 2015 - No. 2. - Page 323-325.
5. Titorenko, G. A. Information technologies of management / G. A. Titorenko. - M.: Unity Dana, 2010. – 439 pages.