МУЗЫКА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МУЗЫКА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Фарленкова А.В., Каташинских С.Н.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ни один из видов искусства не удостаивался определения «ме-тафизическое», кроме музыки. Её таинственное, непостижимое воз-действие на человека, способность преобразить человеческую душу от века вызывали предположение о связи музыки с божественным, потусторонним, трансцендентным; посредством музыки стремились преобразить мир. Изначально включенная в ткань человеческой жиз-ни, причем в самые значимые, экзистенциально напряженные ее мо-менты, она уже в древности воспринималась не как простое развле-чение, но как нечто причастное к бытийным основам всего сущего. Не случайно в древних философских учениях музыка выступает вы-ражением онтологических оснований Космоса, коррелятом гармонии, высшего порядка, установленного Небом. Подобного статуса не до-стигала ни одна из форм искусства. Фундаментальная нагруженность понятия музыки дает основание для ее философской интерпретации, для построения онтологии музыки[1].

Русское слово «музыка» – греческого происхождения. Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействия на область разума[2].

Музыка – особый вид деятельности, ремесла, профессии человека. Это умение, которое связано с понятием ценности, красоты и вдохновенности созданного.

На протяжении всей истории человечества, к каким бы эпохам и народам мы ни обратились, музыка стоит в ряду самых дорогих человеку искусств. Истинное призвание музыки – быть выражением человеческой жизни во всём её многообразии. Музыка отражает и эмоциональную, и рациональную сферы человеческой природы. Но её специфика – воздействие, в первую очередь, на сферу эмоций. Нюансы человеческих чувств порой бывают такими тонкими, что их трудно передать словами. Музыка же может выразить гамму самых разнообразных состояний человека.

Настоящая музыка через индивидуальное сознание художника всегда открывает общечеловеческое. Музыка – воплощение единого мирового человека, единой общечеловеческой души. Бах, Бетховен, Чайковский не были бы великими художниками, если бы их творения отразили только их личные страдания, мысли, мечты.

«Музыка – универсальный язык человечества» (Генри Лонгфелло).

«Музыка – истинная всеобщая человеческая речь» (К. М. Вебер).

«Музыка не имеет отечества; отечество её – вся вселенная» (Ф. Шопен).

«Музыка – это предельное проявление духа, утончённейшая стихия, из которой, как из невидимого ручья, черпают себе пищу потаённейшие грёзы души; она играет вокруг человека, хочет всего и ничего, она – орган более тонкий, чем речь, быть может, и чем мысли, дух уже не может пользоваться ею как средством, как органом, она – сама предмет, оттого живёт и парит в своей собственной чудесной сфере».

Объяснение сущности музыки и её воздействия на нас через использование всякого рода сюжетов, программ, аналогий вряд ли можно признать удовлетворительным. Чайковский тонко заметил, что «если бы музыку можно было пересказать словами, она сделалась бы попросту ненужной». Содержание музыки гораздо объёмнее и шире всяких заданных образных ориентиров.

Содержание в музыке — внутренний духовный облик произведения; то, что выражает музыка. Всякое художественное содержание имеет три стороны — предметную (фабульную), эмоциональную и идейную. Центральные понятия музыкального содержания — идея (чувственно воплощённая музыкальная мысль) и музыкальный образ (непосредственно открывающийся музыкальному чувству целостно выраженный характер, а также музыкальное запечатление чувств и душевных состояний). Важнейшая и специфическая сторона музыкального содержания — красота, прекрасное, вне котоpoгo нет искусства. Доминирование высоких эстетических, художественных чувств, красоты и гармонии (сквозь призму которых преломляются и низшие, обыденные чувства и эмоции) позволяет музыке выполнять важнейшую социальную функцию возвышения человеческой личности.

Функции музыки как вида искусства представляют собой разветвленную систему.

Познавательная функция музыки. Музыку можно рассматривать как одну из форм познания, как форму отражения действительности в сознании человека. Человек же является и главным объектом музыкального отражения, поскольку музыка способна передавать богатое и разнообразное психологическое содержание, прежде всего эмоциональные переживания и манеру мышления человека. Но музыка также отражает общественную жизнь, окружающую нас действительность.

Одна из важнейших функций музыки - воспитательная. Музыка участвует в формировании духовного мира человека, его мыслей и чувств, его представлений о действительности и отношения к ней. Воспитательное действие музыки осуществляется не прямолинейно и не назойливо, а путем развития в человеке чувства красоты, внушения ему определенного душевного состояния, соотносимого с теми или иными сторонами действительности.

Музыка может выполнять организующую и мобилизующую функции, призывать человека к определенному действию. Пример тому - народная трудовая песня, не только облегчавшая, но и украшавшая процесс труда. С аналогичными целями используется функциональная музыка на современных предприятиях. С одной стороны, она задает ритм совместной деятельности, с другой - способствует созданию комфортных с психологической точки зрения условий труда. В период Великой отечественной войны мощным мобилизующим средством была массовая песня, звавшая людей на подвиги, помогавшая им перенести тяготы войны.

Эстетическая функция. Музыка доставляет человеку удовольствие, является предметом его наслаждения и развлечения, активизирует его жизненный тонус. Эти чувства переживаются на разных психологических уровнях.

Существенный признак музыкального искусства отражается в его компенсирующей функции. Это вытекает из его основного эстетического назначения. Компенсирующую функцию музыки можно понимать в том смысле, что человек восполняет с ее помощью определенные недостатки своего существования. Прежде всего, можно говорить о возмещении недостатка впечатлений, переживаний[3].

Музыка как умонастроение человека. Музыка… Она есть везде. В природе (например, в лесу – сочетание пения птиц, шороха листьев и дуновения ветра), в шумном и переполненном людьми городе (можно услышать мелодию домов – ритм из открывания дверей, голосов жильцов) и, конечно, в сердце каждого человека. По внутреннему зову человек слушает то или иное направление в музыке.

В моей жизни музыка имеет огромное значение. Она мой верный друг, который вдохновляет, утешает, волнует и заставляет задумываться о серьезных вещах – смысле жизни, дружбе, любви. В праздничные и солнечные дни в моей душе (и в моих наушниках) звучит торжественная и лёгкая музыка, под которую можно танцевать и чувствовать себя счастливым и беззаботным. В тяжёлые времена или серые будни также придёт на помощь плеер, в котором всегда найдётся грустно-понимающая или радостно-бодрящая и вдохновляющая мелодия.

Гуляя по городу, я иногда встречаю людей (одиноко спешащих куда-то или же весёлую компанию друзей), которые пританцовывают на месте или на ходу, что-то напевая себе под нос и в такт щёлкая пальцами. У них в душе звучит музыка, которая рождается от хорошего настроения. Также в автобусах или на скамейке в парках я встречаю порой одиноко сидящих людей. У них грустный взгляд и задумчивое выражение лица. В их сердце тоже играет мелодия, у которой печальный мотив. Чаще всего такие люди сидят в наушниках, отрешённые от всего мира и погружённые в себя. Музыка помогает им в их тяжёлые времена.

В музыке можно найти ответы на волнующие жизненные вопросы, так как она носит в себе всю мудрость прошлого поколения и передаёт эти знания и опыт новому поколению, которое, в свою очередь, также создаёт музыкальные произведения, чтобы передать их своим детям. Таким образом, музыка – это друг, учитель, вдохновитель для каждого человека.

Список литературы

  1. Фомина З.В. Философия музыки: Учебное пособие для студентов и аспирантов музыкальных вузов. – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2011. – 208 с.

  2. Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/muzika.html.

  3. http://www.studfiles.ru/preview/2230325/.

Просмотров работы: 1093