САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ

Шарипова А.А. 1, Жамбыл Е.О. 1, Толеугалиев Н.Б. 1, Румиев А.Т. 1, Шалаганова А.Н. 1
1Государственный Университет имени Шакарима города Семей
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В учебном процессепри подготовке инженерных кадров эффективная самостоятельная работа способствует активной познавательной деятельности обучающихся, формированию и развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся, повышению результативности образовательного процесса.

В организации самостоятельной работы обучающихся на кафедре «Техническая физика и теплоэнергетика» (рис. 1) применяются следующие формы самостоятельной работы:

Рисунок 1 – Виды самостоятельной работы обучающихся

При организация самостоятельной работы обучающихся на кафедре «Техническая физика и теплоэнергетика» (рис. 2) студентам предлагаются активные методы обучения, при этом учитывается степень сложности работ:

- для студентов-первокурсников;

- для студентов средних курсов;

- для студентов-выпускников.[1]

Рисунок 2 – Организация самостоятельной работы обучающихся

Организация самостоятельной работы студентов требует определенной дифференциации в зависимости от курса и специальности. В организации их самостоятельной работы требуется четкая система, последовательность, предусматривающая овладение различными приемами умственной деятельности в ее нарастающей трудности. [2]

Конкурс «Лучший реферат». Цель проведения конкурса рефератов - стимулирование и развитие исследовательской деятельности студентов.

Реферат может быть как информационно-описательным, так и с элементами исследовательской деятельности, а также все работы должны соответствовать стандарту по оформлению текстовых документов.

Конкурс «Лучшее эссе». Цель проведения конкурса эссе- развитие творческой самостоятельности в изложении исследуемого вопроса.

При написании эссе студент должен четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, аргументировать свои выводы.

Олимпиада (решение задач). Цель проведения олимпиады– выявление студентов, обладающих глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками.

Самостоятельная работа обучающихся в качестве расчетно-графических заданий проводятся по специальным дисциплинам кафедры. Решение задач способствуют развитию определенного типа мышления. При проверке учитывается метод и структура решения задач.

Конкурс «Лучшая курсовая работа». Цель проведения конкурса курсовых работ – закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний и практических умений.

При оценки работ в конкурсе учитываются умение пользоваться методическими указаниями, справочными данными, соответствие стандарту по оформлению текстовых документов, а также предусматривается полная защита курсовой работы (доклад, презентация).

Оформление презентаций. Цель оформления презентации- научиться наглядно демонстрировать материал, грамотно размещать отдельные объекты, выделять основную и дополнительную информацию.

Оформление мультимедийных презентаций, слайдового сопровождения докладов. Учебная презентация представляет собой результат самостоятельной работы студентов, с помощью которой они наглядно демонстрируют материалы публичного выступления перед аудиторией.

Подбор и изучение литературных источников.Цель работы с литературой– формирование умений использовать литературные источники, справочные данные, интернет сайты и периодическую печать.

Рисунок 3 - Изучение литературных источников

Это позволяет студентам приобрести навыки по подбору материала по определенной интересующей их теме. Таким образом осуществляется подготовка к дипломному проектированию по конкретной теме. Преподаватель рекомендует студентам список основной и дополнительной научной литературы, что является основой для самостоятельного поиска и анализа.

Победители конкурсов и олимпиад награждаются дипломами 1, 2, 3 степени. Все участники получают благодарственные письма от руководства факультета и кафедры

Рисунок 4 – Награждение победителей конкурсов и олимпиад

Участие в научно-исследовательской деятельности. На кафедре ежегодно под руководством преподавателей студенты участвуют в различных республиканских и международных научно-практических конференциях с интересными темами. Большая часть работы является самостоятельной работой студента, которая сопровождается консультациями руководителя.

Эффективность самостоятельной работы студентов зависит от условий организации, содержания заданий, формы выполнения, мотивации к ее выполнению. Основным мотивом в обучении является желание стать квалифицированным рабочим, для чего необходимо углублять знания по профессии; проявлять интерес к учебному и профессиональному поиску; стремиться к интеллектуальному росту и расширению кругозора.

Кафедра «Техническая физика и теплоэнергетика» всех участников отмечает благодарственными письмами, дипломами, сертификатами. Размещается информация на сайт с фотографиями, печаются статьи в местных газетах о достижениях студентов. Также стимулом для выполнения самостоятельной работы является наличие научных статей и тезисов.

Список использованной литературы

  1. Веселка // Виды и формы самостоятельной работы студентов URL: http://www.ereading.club//Metodika_prepodavaniya_psihologii__konspekt_lekciii (дата обращения: 28.02.2017).

  2. Академик // САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА это: URL: http://methodological_terms.academic.ru/ (дата обращения: 28.02.2017).

Просмотров работы: 254