ИЗОБРАЖЕНИЕ ГРАФИКОВ ЧИСЛОВЫХ МНОЖЕСТВ В ИНТЕРАКТИВНОМ ОБУЧАЮЩЕМ ДОКУМЕНТЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИЗОБРАЖЕНИЕ ГРАФИКОВ ЧИСЛОВЫХ МНОЖЕСТВ В ИНТЕРАКТИВНОМ ОБУЧАЮЩЕМ ДОКУМЕНТЕ

Иноземцев С.А. 1, Дублинский Я.В. 1, Часов К.В. 1
1Армавирский механико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО "Кубанский государственный технологический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В информационной образовательной среде (ИОС) кафедры могут быть размещены не только интерактивные обучающие документы, но и электронные учебные пособия, обучающие программы и т.п. ([1], [2]). Рассмотрим ситуацию, в которой нет возможности использовать в чистом виде интерактивные обучающие документы. В частности, это может быть так называемый «гибридный документ», в котором могут быть ссылки на соответствующие электронные учебные пособия, обучающие программы и др. ([3]).

Возникает подобная ситуация, к примеру, во время изучения множеств на плоскости. Числовые множества на R×R являются обобщением числовых множеств на R. При этом средствами офисных программ можно изобразить не все множества, да и подготовка некоторых изображений множеств занимает слишком много времени и требует определённых навыков работы с графикой и псевдографикой. Всё это может только отвлечь обучающегося от непосредственного изучения учебного материала. Рассмотрим часть документа.

Представим с помощью объяснительно-иллюстративного метода круг (рисунок 1).

 круг  disk  open disk

=

радиуса of radius =

r

с центром with center

в точке Mo at a point Mo S(boundary)

Рисунок 1 – График множества – открытый круг.

В настоящей статье представлены фрагменты из диссертации одного из авторов. Один из фрагментов (рисунок 1) приведённый в ([4]) содержит русский и английский текст – как современные учебные пособия. На рисунке 2 продолжение определения.

 closed disk

и границей and boundary =

=

Рисунок 2 – График множества – замкнутый круг.

Рассмотрим определение множества – прямоугольник на плоскости.

 прямоугольник  rectangle

Rabcd

(в частности квадрат) (in particular a

со сторонами парал- square) with the

лельными координа- sides parallel to

тным осям и грани- the coordinate axes Fig.3.

цей and boundary

Рисунок 3 – График множества – прямоугольник.

При этом Rи имеют следующий смысл (рисунок 4):

Fig.4 Fig.5.

closed rectangle open rectangle

Рисунок 4 – График множества – замкнутый и незамкнутый прямоугольники.

Указанные выше формулы (ниже рисунка 4) практически невозможно набрать в Microsoft Equation, поэтому необходимо использовать некоторые готовые шаблоны или рисунки, которые затем встраиваются в обучающую программу.

В указанных выше двух определениях фигур используется теоретико-множественный подход к фигуре, как множеству точек. Рассмотрим УДЕ, в которой прямую задачу предложил преподаватель, а обратную составили и решили сами обучающиеся:

Прямаязадача(Direct problem) № 1.

I. : .

  1. Mo, r.

  2. .

.

Mo(2, 3), r = 3 (рисунок 5). ►

Рисунок 5 – График множества – круг.

Обратная задача (Inverse problem) № 2.

  1. (рисунок 6)

  2. .

  3. .

.

. ►

Рисунок 6 – Иллюстрация условия задачи.

После выполнения ещё целого ряда УДЕ на множество круг, замкнутый или открытый, обучающимся предлагается УДЕ на произведение множеств – прямоугольник.

Приведём пример условия такой УДЕ (прямой и обратной).

Прямая задача (Directproblem) № 3.

  1. Fig = .

when (где)  ,

  1. Геометрическую интерпретацию Fig .

После решения обучающиеся приступают к составлению и решению обратной задачи.

Обратная задача (Inverseproblem) № 4.

I.

Рисунок 7 – Иллюстрация условия задачи.

II. Теоретико-множественное представление Fig .

Приведённые в статье теоретико-множественные определения и иллюстрации некоторых плоских фигур, решение УДЕ и приведённые условия УДЕ на прямоугольник, мотивируют обучающихся осваивать учебный материал в активной и интерактивной формах ([5]). По результатам изучения темы авторами была подготовлена структура обучающей программы, необходимые шаблоны и отдельные фрагменты. Ведётся предварительная сборка обучающей программы.

Список использованной литературы

1. Горовенко Л.А. Экспертная оценка электронного программно-методического комплекса // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2014. № 54. С.355-361.

2. Горовенко Л.А. Создание электронного учебно-методического комплекса дисциплины как один из методов перехода от традиционной методики обучения к обучению, основанному на самостоятельной работе студента // Инновационные процессы в высшей школе: материалы XV юбилейной Всероссийской научно-практической конференции - Краснодар: Изд.ГОУ ВПО КубГТУ, 2009. С 211-213.

3. Вандина А.И., Часов К.В. Использование в образовательной среде кафедры учебных пособий нового типа // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-1. – С. 98-100; URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=5509 (дата обращения: 19.10.2016).

4. Часов К.В. Элементы нестандартного анализа и логико-речевая символика – как средства повышения математической культуры учащихся средней школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) / Дагестанский гос. пед. ун-т. Махачкала, 2000. 176 с.

5. Часов К.В. К вопросу об интерактивности в обучении // VIII Международная конференция "Стратегия качества в промышленности и образовании". Варна, Болгария, 2012. Международный научный журнал Acta Universitatis Pontica Euxinus – № S1. 2012. С. 344-346.

Просмотров работы: 240