ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ

Садртдинова З.Х. 1
1Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В соответствии с ФГОС результаты обучения условно подразделяют­ся на личностные, метапредметные и предметные[ 2,30]. Математика облада­ет большим потенциалом для достижения большинства метапредметных результатов обучения, выделенных ФГОС. В рабочей программе по математике 5-6 классов мы( коллектив учителей, преподающих математику в 5-6 классах) выделили следующие:

метапредметные:

1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2) умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

3) способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

4) умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы[3,10];

5) умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

6) развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

7) формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

8) первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;

9) развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

10) умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

11) умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

12) умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;

13) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

14) умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

15) способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Я остановила свое внимание на метапредметном результате: развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни

1.При изучении десятичных дробей в 5 классе ребят можно заинтересовать десятичными дробями, показать их преимущество перед обыкновенными, мотивируя тем, что десятичные дроби легко заносятся для вычисления в калькулятор, а им можно и нужно пользоваться на уроках и на экзамене по физике.

2.При изучении прямой и обратной зависимости предложены зависимости скорости, пути и времени; массы, плотности и объема( особый интерес вызывает у ребят сравнение литровой банки с водой, ртутью и пустой банки с воздухом). Здесь приходится ребятам находить в различных источниках информацию о плотности, представить результаты в таблице. При этом ребята не забывают о том, что банка имеет свою массу, поэтому возникают погрешности, которые они предлагают устранить. Кто-то может высказать мнение об опасности ртути, вспомнят, где ее можно встретить, поговорить об экологии ртутных ламп, о предмете физики и химии. На этой же теме можно решать задачи с экономическим уклоном, когда ребята совершают покупки конфет на определенную сумму или определенное количество.

3.Задачи на построение графиков вызывает у ребят вопрос: а где мы ими будем пользоваться.

Даны три графика у1=3+2х, у2= 5-3х, у3=4.найдите их точки пересечения. Хорошей иллюстрацией пересечения графиков служит задача о встрече двух тел у1 и у2, движущихся навстречу, вдогонку, еще интереснее становится задача, если зададим графиком положение дерева у3, мимо которого пройдут тела.

4.При составлении пропорций использовать задачи на закон Гука: увеличение нагрузки и удлинения, или изменение длины при разной жесткости. Под действием силы 320Н пружина амортизатора сжалась на 9мм, на сколько мм сожмется пружина при нагрузке 1,6кН? Появляется новая величина кН, точнее приставка кило, значение которого можно определить вспомнив километр и килограмм.

5.Интересны задачи на масштаб, когда математика имеет прикладной характер, ребятам нужно принести карты, кто-то приносит навигаторы и далее продолжить решать задачи на расчет времени, необходимый на преодоление пути различными транспортами. Приходиться вспоминать понятие средней скорости и находить ее в различных источниках, где они бывают предложены в разных единицах измерения, что дает ещё дополнительные задачи на перевод одних единиц измерения в другие. Полученные результаты нужно оценить, полученное время сопоставить с реальностью. Определить расстояние между Москвой и Стерлитамаком по карте, по навигатору, выяснить причину неравенства этих величин. А дальше определить время в пути к столице нашей Родины, вспомнить о правилах дорожного движения и поведения во время путешествия.

Можно сделать вывод, что обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений[4,25]. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия основу умения учиться.

Библиографический список

1. О федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Росс. Академии образования (Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова // Педагогика. – 2008. - № 10.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2012. – (стандарты второго поколения).

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмалов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмалова. – М.: Просвещение, 2014.

4. Универсальные учебные действия обучающихся: примеры формирования // Управление начальной школой. – 2010. - № 10. – С. 20-25.

5. Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта // Народное образование №4 2013 – с. 157-171.

Просмотров работы: 417