ТЕСТЫ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕСТЫ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Михелева А.А. 1
1Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Происходящая реформа образования требует использования принципиально новых педагогических технологий. Умение принимать нестандартные решения, решительность, энергичность, предприимчивость определяет успех деятельности в условиях рынка. Эти качества трудно сформировать без индивидуализации обучающихся и дифференциации обучения, без учета интересов, склонностей и способностей. Большую часть контроля знаний и умений учащихся в школах России в последние два десятилетия стала занимать тестовая технология. 

Как показывает анализ литературы, существуют различные определения понятия "тест".

Приведем некоторые из них.

Так, в свободной энциклопедии Википедия дается следующее толкование этому понятию: "Тестом (от английского слова test – проба, испытание, опыт) называют небольшие стандартизированные задания (вопросы и задачи), с помощью которых проводится психологическое исследование" [7]. Существенные признаки тестов и их функции нашли отражение в современных словарных определениях тестов в психолого-педагогической области:

Тест – это объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу [6].

Тест – это специфический инструмент, состоящий из совокупности заданий или вопросов и проводимый в стандартных условиях, позволяющий выявить типы поведения, уровень владения какими-либо видами деятельности и т.п. [1].

В своей работе Е.В. Потехина делает выводы о том, что при кажущемся разнообразии эти определения близки между собой. Наиболее существенным в них представляется то, что тест, в психолого-педагогическом понимании этого слова, означает проверку, испытание [8].

В работе А.Н. Майорова проведена следующая классификация тестов [3]:

- по процедуре создания: стандартизированные (ЕГЭ); не стандартизированные;

- по средствам предъявления: бланковые; аппаратурные; компьютерные (адаптивные);

- по назначению: общедиагностические; профессиональной пригодности, специальных способностей; достижений;

- по средствам, используемым в процессе тестирования: бланковые, предметные, аппаратные, практические, компьютерные;

- по количеству одновременно обследуемых людей: индивидуальные; групповые;

- по форме ответа: устные, письменные;

- по ведущей ориентации: тесты скорости, тесты мощности или результативности, смешанные тесты;

- по характеру действий: вербальные (связанные с необходимостью производить умственные действия – словесно-логические тесты, вопросники на проверку знаний, установление закономерностей и пр.) и невербальные (связанные с практическим манипулированием предметами – карточками, блоками, деталями);

- по направленности: тесты интеллекта, выявляющего особенности; личностные тесты (иногда называемые тестами темперамента) и др.;

- по характеру ответов на вопросы: открытого типа (со свободными ответами, когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.) и закрытого типа (с предписанными ответами, когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответов тот или иной вариант);

- по целям использования: входное тестирование; формирующее и диагностическое тестирование; тематическое, итоговое, рубежное тестирование; оценка остаточных знаний;

- по интерпретации результатов: критериально – ориентированные – тесты; нормативно – ориентированные – тесты; системный; непрерывный; индивидуальный.

Как указывает А.Н. Майоров, выбор типа и вида тестового задания определяется, прежде всего, целями, в соответствии с которыми проводится тестирование, характером материала, усвоение которого необходимо выявить, возрастными особенностями испытуемых. Немаловажное значение играет финансовое, кадровое и ресурсное обеспечение, а также запас времени, которым располагает разработчик [3].

В связи с развитием компьютерных технологий, при использовании тестов в последние годы используются компьютеры. Педагоги (Л.Л. Николау, В.В. Улитко [4] и др.) на основе собственного опыта выделяют ряд нижеперечисленных преимуществ компьютерного тестирования на уроках математики по сравнению с традиционными формами контроля:

- быстрое получение результатов и освобождение преподавателя от трудоемкой работы из обработки результатов тестирования;

- индивидуализация процесса учебы (автономность);

- определен психологический комфорт учеников во время тестирования;

- оперативность;

- повышение объективности оценивания знаний, и, как следствие, позитивное стимулирующее влияние на познавательную деятельность ученика;

- конфиденциальность при анонимном тестировании;

- тестирование на компьютере более интересно в сравнении с традиционными формами опроса, который создает позитивную мотивацию у учеников;

- исключение негативное влияние на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и другие характеристики конкретного преподавателя;

- возможность применения технических средств;

- универсальность, охватывание всех стадий процесса учебы.

К недостаткам компьютерного тестирования можно отнести [2]:

- сложность разработки научно обоснованного содержания тестов;

- возможность отгадывания учениками правильных ответов, а, следовательно, вероятность ошибочной оценки;

- отсутствие непосредственного диалога между преподавателем и учеником и, как следствие, возможности объяснения ошибки.

Рассмотрим наиболее популярную классификацию тестовых заданий. В рамках данной классификации тестовые задания можно разделить на две группы:

1. Тестовые задания закрытого типа (с предписанными ответами, когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответа тот или иной вариант);

Пример 1.

Найди частное чисел 24 и 6.

Подчеркни правильный ответ. 30 4 18 40

Пример 2.

Отметь верное равенство.

44+32=66 2) 44+32=67

44+32=76 4) 44+32=12

2. Тестовые задания открытого типа (со свободными ответами, когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.).

Пример 3.

Впиши пропущенное число.

54= +4.

Пример 4.

Какое число является решением уравнения a: 3=6? Запиши ответ

На основе проведенного анализа педагогической и методической литературы, выявления роли и видов тестов, требований к ним, нами в ходе опытно-экспериментальной работы был составлен ряд тестов, которые предъявлялись учащимся в виде презентаций по ходу уроков.

Приведем пример презентации по теме "Линейные уравнения" содержащей тестовые задания.

Сделаем вывод из своих исследований, что задания с выбором ответа, с одной стороны, дают возможность случайного угадывания ответа. С другой стороны, такие задания требуют от учащихся умения выполнять умственные операции анализа, сравнения, сопоставления и др. в разной последовательности и в разном сочетании, умения видеть за числовыми данными логические связи.

Задания открытого типа мало чем отличаются от традиционных, требующих решения и записи ответа. Отличие заключается лишь в том, что для оценивания результата выполнения предъявляется только ответ.

Сама форма теста, отличная от традиционной, привычной ученикам контрольной работы, позволяет активизировать исследовательские навыки, что, в конечном итоге, ведет к совершенствованию уровня знаний. Грамотно составленный тест является более тонким, глубоко информирующим и контролирующим средством, чем традиционная контрольная работа, он намного привлекательнее для учеников, так как его результат не определяется характером взаимоотношений "учитель-ученик".

Мы согласны с мнением педагогов (Е.Н. Перевощикова и др.), которые считают, что роль тестов достаточно велика, однако при всех их достоинствах, нужно учитывать, что ответы на вопросы в системе тестирования кратки и не всегда аргументированы, что не может не сказаться на развитии монологической речи учащихся, их способности обоснованно делать выводы. Поэтому речь идет о месте тестирования в системе обратной связи как одного из способов проверки знаний учащихся. Не отказываясь от традиционных методов опроса, следует использовать тесты там, где это удобно и целесообразно, что, без сомнения, повысит уровень знаний и развития учащихся при тех же затратах времени и усилий [5].

Список литературы

1. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / Интернет – ресурс http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/test-dostizhenii.

2. Горина, О.П. Тестовые задания в начальном курсе математики / О.П. Горина, Н.Н. Проскуряков // Начальная школа. – № 10. – 2008. – С. 49–55.

3. Майоров, А.Н. Тесты и их виды. Тесты достижений // Школьные технологии. – 1998. – № 4. – С.55-56.

4. Николау, Л.Л. Тестирование как форма контроля знаний учащихся начальных классов / Л.Л. Николау, В.В. Улитко // Начальная школа. – 2012 – № 10. – С. 46–49.

5. Перевощикова, Е.Н. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие / Е. Н. Перевощикова [и др.]. – Н/Новгород: НГПУ, 2007. – 175 с.

6. http://festival.1september.ru/articles/638582/.

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82.

8. https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2598.

Просмотров работы: 347