ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время главной задачей учителя является необходимость научить учеников самостоятельно мыслить, ставить перед собой цели, задачи, находить и решать проблемы. Поэтому важнейшей задачей современной системы образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) общего образования, является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают возможность каждому ученику ставить перед собой цель, самостоятельно организовывать свою деятельность, планировать, анализировать, действовать в нестандартных ситуациях, решать разнообразные проблемы, обладать творческим и критическим мышлением, т.е. обладать УУД. Задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешность обучения в школе, но и возможность дальнейшего саморазвития. Универсальные учебные действия обеспечивают овладение основными компетенциями, составляющими основу умения учиться. У учащихся должны быть сформированы 4 основных вида УУД: познавательные, личностные, коммуникативные и регулятивные. Наиболее актуальным в современном учебном процессе является познавательное УУД.

Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, есть подсказки, которые позволяют выполнить задание.

К познавательным УУД относятся следующие умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

— моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением существенных характеристик объекта (пространственно - графических или знаково-символических);

— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

— синтез (составление целого из частей) − самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

— формулирование проблемы;

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, так же развитие УУД обеспечивается усвоением учебного содержания и формированием психологических способностей учащегося. Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично- поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала.

Приведем примеры заданий, составленных и подобранных нами во время проведения исследования, с помощью которых можно формировать познавательные УУД на уроках математики.

Задание № 1. Начертите ломаную АВС , такую, что АВ=3см, ВС= 5см. Чему равна длина этой ломаной?

Задание № 2. Брат с сестрой собрали в лесу 25 белых грибов. Брат нашёл на 7 грибов больше, чем его сестра. Сколько грибов нашёл брат?

Задание № 3. Масса дыни 5 кг, а масса арбуза в полтора раза больше. На сколько килограммов масса арбуза больше массы дыни?

Задание № 4. Впишите вместо звёздочек такие цифры, чтобы получилось верное равенство. Сколько решений имеет каждая задача?

а) (2*)2 =**1; б) (7*)2 =*** 5; в) (3*)2 =***6

Задание № 5.Сделай чертеж к задаче.

Из одного пункта в противоположных направлениях выехали две автомашины со скоростями 60км/ч и 80км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет равно 260км?

Мы считаем, что на каждом уроке математики может быть проведена работа по развитию познавательных УУД, являющихся необходимым условием реализации стандартов второго поколения. Они являются одним из критериев оценки достижения главной цели современного образования: научить учиться и тем самым становиться субъектами образовательного процесса.

Список использованных источников

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования2011. – URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408

2. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010.

Просмотров работы: 564