ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Финансовые и кредитные методы государственного регулирования экономики при их рассмотрении в комплексе образуют денежно кредитную политику государства. Сегодня в России денежно-кредитная политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, существенно пополнять валютные резервы страны. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы, что подтверждает важность и актуальность темы исследования.

Теории денег как основа денежно - кредитной политики. Денежно-кредитная политика – это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятности населения и роста реального объема производства. Представители различных экономических школ предлагают по-разному воздействовать на макроэкономические параметры с помощью денежно-кредитной политики. Концепции денежно-кредитной политики начали формироваться еще в начале века, во времена противостояния классической и монетарной школ, причем отдельные принципы, cформулированные в 30-50х годах прошлого столетия, до сих пор лежат в основе проведения денежно-кредитного регулирования. Принципиальные различия концепций кредитно-денежного регулирования экономики уходят своими корнями в противостояние классической (неоклассической, монетаристской) и кейнсианской (неокейнсианской, современной кейнсианской) теорий экономического развития [3].

В основе классической теории экономического развития лежит занятость. Основным постулатом этой теории является утверждение, что полная занятость является нормой рыночной экономики, а политика невмешательства государства служит наилучшей экономической политикой. Сторонники данной теории полагали, что свободная рыночная система способна обеспечить полное и наиболее рациональное использование ресурсов в экономике. Классики признавали, что иногда могут возникнуть чрезвычайные ситуации, которые выводят экономику из состояния "полной занятости", но при этом утверждалось, что присущая рыночной системе способность к полному саморегулированию вскоре автоматически восстанавливает уровень производства при "полной занятости". Под полной занятостью подразумевается наиболее полное использование всех ресурсов - не только трудовых, но и сырьевых, производственных и т. д.

Важнейшими представителями монетаристского направления в экономической науке являются американские экономисты Ирвинг Фишер и Милтон Фридмен. Монетаристы считают, что активное вмешательство государства в экономику нецелесообразно и его следует ограничить лишь регулированием денежной массы. Они обращают свое внимание на существование в экономике так называемых временных лагов [9].

Временные лаги – это периоды времени между принятием тех или иных экономических решений, в том числе со стороны правительства и центрального банка, и изменением реальной ситуации в экономике. Временной лаг может быть продолжительностью 6-9 месяцев. Это тот период, когда экономические субъекты отреагируют на действия правительственных органов. Вполне возможна ситуация, когда принимаемые государством меры окажутся запоздалыми. Монетаристы доказывают, что денежно – кредитную политику не следует связывать с фазами экономического цикла и необходимо перейти к долгосрочной политике воздействия на параметры денежной массы. По их мнению, между массой денег в обращении и параметрами ВВП обнаруживается более тесная связь, чем между инвестициями и ВВП, а динамика ВВП следует за динамикой изменения денежной массы. По мнению монетаристов, изменение масштабов денежного предложения может играть активную роль в воздействии на уровень цен, на инвестиции, на масштабы безработицы и на параметры ВВП. С целью удержания экономики страны в режиме экономического роста необходимо ежегодно увеличивать денежную массу, находящуюся в обращении, независимо от фаз цикла, на величину среднегодового темпа прироста ВВП, рассчитанного за длительный период времени. М.Фридмен рассчитал, что для США этот среднегодовой прирост за примерно столетний период был равен трем процентам. Он обосновал и сформулировал монетарное правило, которое нашло выражение в уравнении Фридмена.

 =  , где

 – среднегодовой темп прироста денег, исчисленный за длительный период времени.

 – среднегодовой темп прироста ВВП, исчисленный за длительный период времени.

 - среднегодовой темп прироста ожидаемой инфляции.

Монетарное правило предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении в пределах 3-5% в год. При увеличении денежного предложения сверх указанных параметров будет происходить «раскручивание» инфляции. Поэтому монетаристы и считают, что инфляция является результатом непродуманной политики государства. По мнению представителей неоклассической школы (Д. Юм, А. Смит, Д. Риккардо, Дж. Милль, А. Пигу, И. Фишер, А. Маршалл) рыночная экономика - это эффективная саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система, которая может обходиться без постоянного контроля над экономическим сектором со стороны государства. Они считали, что реальный объем производства определяется имеющимися у общества основными факторами производства: трудовыми ресурсами, производственными мощностями, природными ресурсами, т. е. факторами, изменяющимися лишь в долгосрочном периоде. Деньги же рассматривались ими, как средство выражения стоимости произведенной продукции, определения объемов инвестиционных вложений, определения дохода. Многие экономисты этой школы полагали, что объем производства и скорость обращения денег имеют тенденцию стремиться к естественному уровню и не зависят от воздействия денег и денежной политики. [9]

Наиболее известными являются следующие варианты неоклассической теории:

1) трансакционный подход И. Фишера;

2) теория кассовых остатков.

Ирвинг Фишер объяснил концепцию зависимости между величиной денежного обращения и уровнем товарных цен. Данную зависимость можно проследить, рассмотрев уравнение обмена:



М – количество денег в обращении.

V- трансакционная скорость обращения денег.

P- цена типичной сделки.

T- количество сделок за определенный период времени.

Если:

MV = PT – цены стабильны;

MV < PT – цены снижаются;

MV > PT – цены растут.

Слабость трансакционного подхода И. Фишера заключается в том, что при расчете спроса на деньги он принимает во внимание лишь денежные средства, находящиеся в обращении, но не учитывает деньги в их функции средства накопления. В 1920-е гг. появляется предложенная английским экономистом, Альфредом Маршаллом, так называемая теория кассовых остатков, или кембриджская версия количественной теории денег. В данной теории, в отличие от концепции И. Фишера, определяется количество денег, которое индивиды хотели бы иметь для осуществления всех трансакций, а не количество денег, необходимое экономике для реализации всех обменных операций. Таким образом, объектом анализа здесь является спрос на деньги со стороны отдельных индивидов, а не экономики в целом. Кембриджскую версию количественной теории денег и цен отражает формула:

, где

М – номинальное количество денег,

P – уровень цен на товары и услуги (дефлятор ВВП),

Y – реальный доход общества за определенный период времени (реальный ВВП),

PY – номинальный доход,

k – коэффициент ликвидности (степень монетизации ВВП).

M – предложение денег, задаваемое государством,

kPY – спрос на деньги, определяемый общим номинальным доходом общества с учетом того, что часть его хранится в виде наличности и временно изымается из обращения.

Антиподом классической теории является теория спроса на деньги, представленная Дж. Кейнсом. Она является наиболее известным теоретическим обоснованием широкомасштабного государственного вмешательства в рыночную экономику. [3]

В отличие от классиков Дж. Кейнс считал, что экономика надолго может "застрять" в ситуации низкого выпуска и хронической безработицы. Причину попадания экономики в ловушку равновесия в условиях неполной занятости Дж. Кейнс видел в недостаточном совокупном спросе и считал, что правительство может воздействовать на состояние экономической активности, используя методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для изменения совокупного спроса.

Кейнс рассматривал спрос на деньги как функцию двух переменных величин: номинального национального дохода и процентной ставки, потому что считал, что совокупный спрос на деньги включает два элемента.

Первый элемент - трансакционный спрос, или спрос на деньги как средство обращения, т.е. спрос на деньги для сделок, покупки товаров и услуг. Второй элемент — спекулятивный спрос, связан с куплей-продажей ценных бумаг. Согласно трудам Дж. Кейнса, спекулятивный мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и ссудной процентной ставкой.

Функциональную зависимость спроса на деньги можно определить следующим образом: номинальный спрос на деньги зависит от номинального национального дохода и номинальной процентной ставки. Предложение денег в экономике определяется политикой Центрального банка и постоянно в краткосрочном периоде.

Используя методы денежно-кредитной политики, государство может оказывать воздействие на процентную ставку, а через нее на уровень инвестиций, поддерживая полную занятость и обеспечивая экономический рост. Однако Дж. Кейнс и его последователи отдавали приоритет бюджетно-налоговой политике. Для объяснения этого можно привести несколько причин.[5]

Во-первых, попадание экономики в особое состояние, при котором увеличение предложения денег не вызывает изменения национального дохода. Этот случай назван "ловушкой ликвидности" и достаточно подробно проанализирован известным английским экономистом Дж. Хиксом.

"Ловушка ликвидности" означает, что процентная ставка находится на достаточно низком уровне и изменение ее возможно только в сторону увеличения. В этих условиях владельцы денег не будут стремиться к их инвестированию. Складывается ситуация, когда даже очень низкая процентная ставка не стимулирует инвестиции и не способствует росту дохода. Весь прирост денег поглощается спекулятивным спросом, т. е. деньги оседают на руках, а не вкладываются в экономику. Поскольку процентная ставка не изменяется, то инвестиции и доход остаются постоянными. Рыночный механизм самостоятельного оживления не срабатывает. Необходим импульс извне рыночной системы. Выход из этой ситуации, считали кейнсианцы, возможен лишь при подключении бюджетно-налоговой политики, которая послужит "локомотивом" для частных инвестиций.

Во-вторых, в оценке скорости обращения денег Кейнс исходил из того, что она изменчива и непредсказуема, в том числе и на коротких отрезках времени (например, внутри экономического цикла). Поэтому нельзя рассматривать деньги в качестве важнейшего фактора, определяющего динамику объема производства, занятости и цен.

И, наконец, в-третьих, Дж. Кейнс считал, что цены в рыночной экономике негибкие, поэтому все экономические показатели он выражает в неизменных величинах заработной платы.

Исследовав каналы, по которым фискальная и денежно-кредитная политика правительства воздействует на состояние экономики, и, исходя из теоретических предпосылок, Кейнс сделал вывод о том, что в условиях депрессии методы монетаристского подхода к регулированию и стимулированию экономики потерпели крах. Изменения налоговой системы и структуры государственных расходов он считал более эффективными способами стабилизации экономики.

Неокейнсианство — школа макроэкономической мысли, сложившаяся в послевоенный период на основе трудов Дж. М. Кейнса. Группа экономистов сделала попытку интерпретировать и формализовать учение Кейнса и синтезировать его с неоклассическими моделями экономики.[9]

При несбалансированности гипотетических планов агентов рынка вместо ценового может происходить количественное приспособление спроса и предложения. На рынках несовершенной конкуренции, которые преобладают в современной экономике, жесткость цен может быть результатом того, что кривая спроса на продукцию имеет вид ломаной линии: производитель ожидает, что в ответ на его снижение цены конкуренты ответят тем же и его объем продаж практически не изменится, а на его повышение цены конкуренты не прореагируют и он потеряет часть рынка. В качестве одной из причин негибкости цен на рынках несовершенной конкуренции выступают "издержки меню", под которыми подразумевают денежные и неденежные издержки, связанные с изменением цены.

Результатом анализа является целевая функция, которая представляет собой функцию потерь, одним из ключевых параметров которой является инфляция. Новая кейнсианская теория утверждает, что в условиях жестких цен, когда фирмы одновременно не пересматривают цены, инфляция выражается в неэффективном расхождении относительных цен среди отдельных производителей. В результате этого уменьшается значение функции полезности как для потребителей, так и для производителей продукции, что увеличивает отклонение фактического ВВП от оптимума.[6]

Минимизировать подобное отклонение фактического ВВП способна лишь политика нулевой инфляции. Поэтому ключевым выводом из новой кейнсианской модели стало утверждение ценовой стабильности как оптимальной конечной цели режима денежно-кредитной политики. Подобный вывод входит в противоречие с монетаристским представлением о том, что оптимальной для экономики является такая дефляция, при которой номинальные процентные ставки равны нулю.

Цели, инструменты и задачи денежно-кредитной политики. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика заключается в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.

Цели денежной политики можно классифицировать следующим образом:

  1. Конечные (основные) цели:

  •  
    • высокий уровень занятости

    • экономический рост

    • стабильность цен

    • стабильность ставки процента

    • стабильность на финансовом рынке

    • стабильность валютного курса

  1. Промежуточные цели:

  •  
    • объем предоставляемого кредита

    • ставка процента

    • темп прироста денежной массы

    • индекс цен

    • величина валютного курса

  1. Операционные цели:

  •  
    • резервные агрегаты (резервы, денежная масса и др.)

    • ставка процента (межбанковская ставка процента или ставка по векселям казначейства).

Денежно- кредитное регулирование осуществляется с помощью конкретных методов (официальная процентная ставка, рефинансирование, валютные инвестиции центральных банков). Методы денежно-кредитного регулирования денежно-кредитной политики по своему характеру подразделяются на прямые (административные) и косвенные (рыночные). [13]

Прямые методы – это непосредственные ограничения, запреты, исходящие от центрального банка. Они направлены на регулирование деятельности коммерческих банков в области кредитования, операций с ценными бумагами, иностранной валютой. Одним из методов регулирования денежно-кредитной сферы является таргетирование. Таргетирование представляет собой установление центральным банком верхних и нижних границ изменения денежной массы, уровня процентной ставки, инфляции.

Рыночные (косвенные) методы – это также устанавливаемые для коммерческих банков ограничения. Однако в процессе применения данных инструментов, центральные банки формируют на конкретных сегментах финансового рынка определенные условия. Исходя из этих условий коммерческие банки расширяют отдельные виды своих операций. Все это оказывает косвенные влияние на объем и структуру денежной массы, состояние экономики в целом. Рыночные методы в свою очередь подразделяются на нормативные и корректирующие. Используя нормативные инструменты, центральные банки увязывают вводимые ограничения с масштабами деятельности коммерческих банков. К нормативным методам относят минимальные резервные требования к кредитным организациям.[12]

Обязательные нормативы непосредственно не предназначены для воздействия на денежно-кредитную сферу. Их назначение состоит в создании на их основе механизма оценки финансового состояния коммерческого банка и уровня риска проводимых операций. В целом, перечень методов косвенного регулирования включает в себя официальную процентную ставку центрального банка, рефинансирование коммерческих банков, минимальные резервные требования, операции на открытом рынке, валютные инвестиции.

Разработка и реализация денежной политики – важнейшая функция центрального банка. Он обладает реальной возможностью влиять на объем денежного предложения в стране, через него – на уровень производства и занятости, регулируя размеры избыточных резервов коммерческих банков.

Основные инструменты, которыми располагает центральный банк, включают: [7]

1) регулирование официальных резервных требований;

2) операции на открытом рынке;

3) манипулирование учетной ставкой процента.

Наиболее мощным средством воздействия на предложение денег являетсяизменение центральным банком нормы резервных требований. Величина резервов, то есть часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить насчетах центрального банка, во многом определяет его кредитные возможности: банк может выдавать ссуды и расширять тем самым денежное предложение только в том случае, если у него есть свободные резервы, превышающие установленную законом минимальную норму. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, центральный банк может регулировать кредитную активность банков и тем самым контролировать предложение денег.

Деньги, выпущенные в обращение ЦБ и увеличенные мультипликатором, являются деньгами повышенной активности и называются базовыми деньгами или денежной базой.

,





где В – денежная база;

Ms – предложение денег;

Мр – кредитный (денежный) мультипликатор.

Операции на открытом рынке – продажа и покупка центральным банком государственных ценных бумаг – основной рабочий инструмент регулирования денежного предложения. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг центральным банком приводит к обратным последствиям.

Третий инструмент денежной политики – это дисконтная политика, или изменение учетного процента. Традиционной функцией центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента. Изменяя эту ставку, центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению и предприятиям. В зависимости от уровня учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым создаются условия ограничения или расширения денежной массы и обращения. В зависимости от экономической ситуации, которая складывается в тот или иной период в стране, центральный банк проводит политику дешевых или дорогих денег.

Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег). Применяемые инструменты и основные направления денежно-кредитной политики каждой страны зависят от различных исторических, экономических и политических факторов, тем не менее в целом можно выделить два основных типа реализуемой денежно-кредитной политики: политика дешевых и дорогих денег.[3]

Политика дешевых денег основана на проведении денежно-кредитной экспансии, которая характерна, для ситуации экономического спада и высокого уровня безработицы. Ее цель – сделать кредит более дешевым и легкодоступным с тем, чтобы увеличить совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость. Меры, которые могут обеспечить достижение этой цели:

Во - первых, уменьшение учетной ставки процента, что должно побудить коммерческие банки увеличить займы у центрального банка и тем самым увеличить собственные резервы.

Во-вторых, центральный банк осуществляет покупку государственных ценных бумаг на открытом рынке, оплачивая их увеличением резервов коммерческих банков.

В-третьих, центральный банк уменьшает норму резервных требований, что переводит обязательные резервы в необходимые и увеличивает одновременно мультипликатор денежного предложения.

Политика дорогих денег или денежно-кредитная рестрикция имеет своей целью ограничение денежного предложения с тем, чтобы сократить совокупные расходы и снизить темпы инфляции.

Она включает следующие мероприятия:

1) повышение учетной ставки процента, что не стимулирует заимствований коммерческих банков у центрального банка;

2) продажа центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке;

3) увеличение нормы резервных требований, что сократит избыточные резервы и уменьшит мультипликатор денежного предложения.

Помимо общих методов денежно-кредитного регулирования, влияющих на весь денежный рынок в целом, центральные банки используют селективные методы, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита (например, прямое ограничение размеров банковских кредитов на потребительские нужды, под биржевые ценные бумаги, установление пределов ссуд для одного заемщика и т.п.).[6]

Денежно-кредитная политика как часть государственной экономической политики. Центральный банк РФ.

Центральный банк РФ выступает в роли главного субъекта денежно-кредитной политики государства, субъекта воздействия на денежную массу. Он является основным звеном банковской системы страны, регулятором денежного обращения и деятельности коммерческих банков.

Целями деятельности Центрального банка РФ, согласно законодательству, являются:

  • обеспечение устойчивости курса национальной валюты;

  • укрепление и развитие банковской системы;

  • обеспечение бесперебойного функционирования платежной системы государства.

Статус центрального банка определяется различными критериями, в частности, подотчетностью конкретному органу, степенью независимости в своей деятельности, порядком формирования капитала. Банк России является исключительно государственным учреждением. Уставный капитал и иное имущество Центрального банка РФ являются федеральной собственностью. Центральный банк РФ подотчетен Государственной Думе, которая назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России, рассматривает годовой отчет Банка РФ и основные направления единой денежно- кредитной политики, принимает решения по данным документам. Подотчетность Центрального банка РФ законодательно предполагает его определенную самостоятельность. Это касается выполнения Центральным банком РФ эмиссионной, кредитной функций, функции пруденциального надзора. Банк России осуществляет государственную регистрацию и лицензирование кредитных организаций, устанавливает для них экономические нормативы, контролирует их выполнение. Государство наделило его денежной властью, которая распространяется на кредитные организации и обеспечивает его независимость. В разработке денежно - кредитной политики Банк России не имеет аналогичной самостоятельности, поскольку последняя тесно взаимосвязана с бюджетной, налоговой, промышленной, инвестиционной политикой. [10]

Цели деятельности Банка РФ реализуются в функциях.

Таблица 1.

Классификация функций ЦБ РФ

Группа функций

Функции Центрального Банка РФ

Регулирующая

Разработка денежно- кредитной политики;

Эмиссия наличных денег и организация налично-денежного обращения;

Рефинансирование коммерческих банков;

Операции на открытом рынке;

Валютное регулирование.

Методологическая

Разработка правил ведения банковских операций, проведение внутреннего контроля;

Определение порядка и правил бухгалтерского учета в банках;

Разработка принципов организации безналичных расчетов;

Разработка рекомендаций по оценке и регулированию рисков, ликвидности и др.

Операционная

Мобилизация средств бюджетов всех уровней, обслуживание их;

Организация межбанковских расчетов

Надзорная

Регистрация и лицензирование коммерческих банков, отзыв лицензии;

Контроль за деятельностью банков;

Регистрация эмиссии ценных бумаг;

Валютный контроль;

Контроль за работой банков по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.

Информационно – аналитическая

Анализ и прогнозирование состояния экономики, денежно-кредитной сферы страны;

Участие в разработке платежного баланса страны;

Установление и публикация курсов иностранных валют;

Публикация информации о состоянии банковской системы страны

Мониторинг

Мониторинг деятельности коммерческих банков;

Мониторинг предприятий

Центральный банк РФ представляет собой сложную, многозвенную систему: центральный аппарат, территориальные учреждения в краях, субъектах РФ, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, учебные заведения. Важнейшей функцией Центрального банка РФ является разработка и проведение денежно-кредитной политики государства.

Центральный банк - это центральное звено денежно-кредитной системы. Важнейшей функцией центрального банка является выработка общей кредитной политики. Его стратегическая задача - создание условий для неинфляционного развития экономики. Центральные банки в различных странах могут иметь разные названия: государственные, национальные, резервные, эмиссионные. Поведение ЦБ РФ как проводника денежно-кредитной политики не является предсказуемым и легко анализируемым. Являясь крупнейшим игроком на рынке, он не имеет выработанной стратегии осуществления денежно-кредитного управления экономикой, действия его носят спонтанный характер. Центральный банк также не ставит перед собой цели формирования благоприятных ожиданий других участников рынка и при разработке Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики не руководствуется этим параметром.

Можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что разработка денежно-кредитной политики Банком России в большей степени нацелена на формирование благоприятного имиджа Банка (как органа денежно-кредитного управления) на международной арене, т.е. ориентирована на восприятие осуществляемой денежно-кредитной политики международными инвестиционными фондами, банками, клубами и другими экономическими организациями. Оценка и ожидания российской общественности не являются приоритетными при разработке денежно-кредитной политики Банком России.

Таким образом, Центральный Банк не ориентируется на ожидания субъектов своего рынка, а потому проводит политику не до конца последовательную, не всегда соответствующую целям и часто несогласованную с настроениями экономической общественности.

Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции, и его приоритетом является обеспечение ценовой стабильности, то есть достижение стабильно низкой инфляции. С учетом структурных особенностей российской экономики установлена цель по снижению инфляции до 4% в 2017 году и сохранению ее вблизи данного уровня в среднесрочной перспективе.

Денежно-кредитная политика воздействует на экономику через процентные ставки, основным ее параметром является ключевая ставка Банка России. Ввиду распределенного во времени характера действия денежно-кредитной политики на экономику Банк России при принятии решений исходит из прогноза развития экономики и оценки рисков для достижения цели по инфляции на среднесрочном временном горизонте, а также учитывает возможные риски для устойчивости экономического роста и для финансовой стабильности.[9]

Банк России проводит активную информационную политику, разъясняя причины и ожидаемые результаты своих решений в области денежно-кредитной политики, понимание которых широкой общественностью имеет большое значение для повышения действенности мер Банка России.

Банк России управляет процентными ставками денежного рынка в условиях структурного дефицита ликвидности, то есть наличия у банковского сектора устойчивой потребности в привлечении средств у центрального банка [14]. В связи с этим Банк России проводит операции преимущественно по предоставлению ликвидности. Объем предложения средств на аукционах определяется Банком России на основе прогноза ликвидности банковского сектора. При этом Банк России стремится предоставить необходимый объем ликвидности банковскому сектору за счет аукционных операций. Динамика за период с 2015 по 2016 год и современный уровень основных процентных ставок, действующих в 2016 году представлены в таблице 2.

Анализ изменения уровня процентных ставок выявил тенденцию их постоянного снижения примерно на 30% к августу 2015 года по сравнению с декабрем 2014 года, что позволяет характеризовать реализуемую денежно-кредитную политику как политику дешевых денег, направленную на активизацию кредитного рынка. На современном этапе наблюдается сохранение значений процентных ставок на уровне августа 2015 года. В целом динамика основных процентных ставок повторяет динамику изменения ключевой ставки ЦБ РФ.

Таблица 2.

Процентные ставки по операциям Банка России за 2015-2016 г.г.

Назначение

Вид инструмента

Инструмент

Срок

c 16.12.2014

c 02.02.2015

c 16.03.2015

c 05.05.2015

c 16.06.2015

c 03.08.2015

Предоставление ликвидности

Операции постоянного действия(по фиксированным процентным ставкам)

Кредиты «овернайт»; сделки «валютный своп» (рублевая часть); ломбардные кредиты; РЕПО

1 день

18,00

16,00

15,00

13,50

12,50

12,00

Кредиты, обеспеченные золотом1

1 день

18,00

16,00

15,00

13,50

12,50

12,00

от 2 до 549 дней2

18,50

16,50

15,50

14,00

13,00

12,50

Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами1

1 день

18,00

16,00

15,00

13,50

12,50

12,00

от 2 до 549 дней2

18,75

16,75

15,75

14,25

13,25

12,75

Операции на открытом рынке(минимальные процентные ставки)

Аукционы по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами3

от 1 до 3 недель4, 3 месяца, 18 месяцев4,5

17,25

15,25

14,25

12,75

11,75

11,25

Ломбардные кредитные аукционы3, 4

36 месяцев

17,25

15,25

14,25

12,75

11,75

11,25

Аукционы РЕПО и валютный своп

от 1 до 6 дней6, 1 неделя

17,00(ключевая ставка)

15,00(ключевая ставка)

14,00(ключевая ставка)

12,50(ключевая ставка)

11,50(ключевая ставка)

11,00(ключевая ставка)

Абсорбирование ликвидности

Операции на открытом рынке(максимальные процентные ставки)

Депозитные аукционы

от 1 до 6 дней6, 7, 1 неделя

Операции постоянного действия(по фиксированным процентным ставкам)

Депозитные операции

1 день, до востребования

16,00

14,00

13,00

11,50

10,50

10,00

Ключевая ставка была обозначена как инструмент денежно-кредитной политики в сентябре 2013 года. Ключевая ставка устанавливается Центральным банком Российской Федерации в целях оказания воздействия на уровень процентных ставок, складывающихся в экономике страны. По существу, это ставка, по которой Банк России кредитует коммерческие банки.

Таблица 3

История изменения ключевой ставки

Дата изменения

Уровень процентной ставки

13 сентября 2013 года

5,5% годовых

1 марта 2014 года

7% годовых

25 апреля 2014 года

7,5% годовых

25 июля 2014 года

8% годовых

31 октября 2014 года

9,5% годовых

11 декабря 2014 года

10,5% годовых

16 декабря 2014 года

17% годовых

02 февраля 2015 года

15% годовых

16 марта 2015 года

14% годовых

30 апреля 2015 года

12,5% годовых

16 июня 2015 года

11,5% годовых

3 августа 2015 года

11% годовых

Совет директоров Банка России 11 сентября 2015 года принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 11% годовых.

Минимальная стоимость предоставления средств в рамках операций на открытом рынке привязана к уровню ключевой ставки Банка России. Это позволяет сформировать предпосылки для перераспределения средств кредитными организациями на межбанковском денежном рынке по ставкам, близким к ключевой ставке Банка России.

Изменение уровня ключевой ставки также влияет на другие финансовые показатели: валютный курс, цены финансовых активов (цены акций), цены на недвижимость. Так, повышение ключевой ставки способствует росту привлекательности вложений в национальной валюте и ее укреплению, однако оно же ведет к увеличению стоимости заемных ресурсов и сдерживает активность на финансовом рынке и рынке недвижимости. [14]

Основным направлением реализации денежно-кредитной политики является поддержание банковской ликвидности на приемлемом уровне. Динамика изменения ликвидности банковского сектора за 2014-2015 год представлена на рис. 1.

Рис.1. Изменение ликвидности банковского сектора за 2014-2015 гг.

По итогам 2015 года ожидалось сокращение структурного дефицита ликвидности и задолженности кредитных организаций по операциям рефинансирования Банка России. Предполагалось увеличение потребности кредитных организаций в операциях рефинансирования Банка России по итогам 2015 года. Отклонение фактической динамики структурного дефицита ликвидности от прогноза связано с изменением действия факторов формирования ликвидности. Предполагалось, что основным источником увеличения потребности кредитных организаций в рефинансировании будет рост объема наличных денег в обращении. Между тем в первой половине 2015 года произошло значительное по сравнению с аналогичным периодом предыдущих лет уменьшение их объема. Это было связано с общим снижением экономической активности, повышением склонности населения к сбережению, в том числе за счет роста привлекательности рублевых депозитов в банках на фоне изменения ставок по вкладам. Несмотря на возвращение динамики наличных денег в обращении к сезонным тенденциям с мая 2015 года, накопленный эффект данного фактора по итогам года приведет к притоку ликвидности в банковский сектор в размере 0–0,3 трлн рублей.

В 2015 году значительно изменилось влияние потоков по бюджетному каналу на ликвидность банковского сектора. Традиционно в течение года доходы расширенного правительства превышают его расходы, что формирует дополнительную потребность кредитных организаций в привлечении средств.

Однако в начале 2015 года расходование бюджетных средств осуществлялось повышенными темпами, что наряду с отдельными крупными операциями, затрагивающими счета расширенного правительства в Банке России, такими как перечисление средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды и инвестирование средств Фонда национального благосостояния, способствовало притоку ликвидности в банковский сектор. При этом в течение года сокращение доходов федерального бюджета привело к необходимости финансирования бюджетных расходов за счет средств Резервного фонда. Федеральное казначейство продолжило проводить в 2015 году аукционы по размещению временно свободных средств федерального бюджета на депозиты в кредитных организациях. Данные операции позволяют сглаживать влияние внутригодовой динамики бюджетных потоков на ликвидность банковского сектора. В первой половине 2015 года на фоне снижения потребности банковского сектора в ликвидности, а также уменьшения нагрузки на рыночное обеспечение, используемое кредитными организациями в операциях РЕПО с Банком России, спрос на средства Федерального казначейства со стороны кредитных организаций был ограничен. Во второй половине 2015 года Федеральное казначейство увеличило объем средств, размещенных в кредитных организациях, что дополнительно способствовало снижению их потребности в операциях рефинансирования Банка России. Для расширения возможностей по управлению временно свободными остатками бюджетных средств на счетах в Банке России Федеральное казначейство приступило в 2015 году к размещению средств в кредитных организациях по договорам РЕПО. Эти операции имеют вспомогательный характер по отношению к банковским депозитам. Они не оказывают существенного влияния на уровень ликвидности банковского сектора в силу их незначительного объема и направлены на сглаживание внутринедельной динамики остатков средств на счетах федерального бюджета в Банке России. По итогам 2015 года превышение расходов расширенного правительства над его доходами будет способствовать притоку ликвидности в банковский сектор в размере 2,0–3,0 трлн рублей. Масштаб изменения потребности в рефинансировании за счет действия данного фактора будет зависеть от объемов расходования средств Резервного фонда и инвестирования средств Фонда национального благосостояния. Влияние операций Банка России на внутреннем валютном рынке на ликвидность банковского сектора в течение 2015 года носило разнонаправленный характер. Продажа Банком России в январе 2015 года иностранной валюты, связанная с конверсионными операциями Федерального казначейства, способствовала оттоку ликвидности из банковского сектора. В мае Банк России принял решение о начале проведения операций по покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке для пополнения международных резервов, что способствовало увеличению уровня ликвидности банковского сектора. Проведение этих операций было приостановлено в июле. Оценка роста потребности кредитных организаций в рефинансировании основывалась на предположении об отсутствии операций Банка России на внутреннем валютном рынке для пополнения международных резервов. Совокупное действие указанных факторов способствовало снижению потребности банковского сектора в ликвидности. По оценкам, в зависимости от масштаба трат суверенных фондов задолженность кредитных организаций по операциям рефинансирования Банка России по итогам 2015 года составила 4,4–5,2 трлн рублей. [15]

Под влиянием ситуации с ликвидностью банковского сектора изменялась и динамика краткосрочных ставок денежного рынка внутри процентного коридора Банка России. При этом значительный уровень структурного дефицита ликвидности, несмотря на его постепенное сокращение, а также особенности функционирования российского денежного рынка большую часть года по-прежнему оказывали повышательное давление на ставки межбанковского рынка. Исключением стал период января- февраля 2015 года, когда приток ликвидности в банковский сектор за счет высоких темпов расходования бюджетных средств привел к некоторому снижению ставок денежного рынка.

Банк России вполной мере компенсировал потребность банковского сектора в ликвидности в рамках своих аукционных операций. Объем предложения средств по операциям рефинансирования Банка России определялся спросом кредитных организаций на ликвидность и динамикой факторов ее формирования. При определении объема предоставления ликвидности Банк России исходил из того, что средства будут перераспределяться между кредитными организациями на межбанковском рынке. Возможность для такого перераспределения формировалась в том числе за счет предоставления кредитным организациям права на усреднение обязательных резервов, то есть возможности выполнять обязательные резервные требования, поддерживая часть обязательных резервов на корреспондентских счетах в Банке России в среднем в течение установленного периода. Структура задолженности по операциям ЦБ РФ представлена на рис.2.

Рис.2. Структура задолженности по операциям Банка России

Банк России продолжил работу по совершенствованию механизма обязательных резервных требований. Так, было принято решение повысить с 10.09.2015 коэффициент усреднения обязательных резервов, используемый банками для расчета усредненной величины обязательных резервов, с 0,7 до 0,84. Данная мера расширила возможности кредитных организаций по перераспределению средств на межбанковском рынке и повысила ихустойчивость к изменению уровня ликвидности банковского сектора. При этом изменение коэффициента усреднения привело к перераспределению средств между счетами кредитных организаций по учету обязательных резервов и их корреспондентскими счетами в Банке России и не оказало существенного влияния на потребность банковского сектора в операциях рефинансирования Банка России.[16]

Основными операциями рефинансирования, направленными на управление ставками денежного рынка, как и ранее, оставались аукционы РЕПО Банка России на срок 1 неделя. Наглядно структура операций рефинансирования представлена на рис. 3. По мере снижения структурного дефицита ликвидности объем предоставления средств в рамках данных операций существенно сократился. В 2015 году средний уровень задолженности по операциям РЕПО составил 1,6 трлн рублей (в 2014 году – 2,7 трлн рублей). При этом задолженность по этим операциям находится в диапазоне от 0,8 до 3,0 трлн рублей (от 1,8 до 3,8 трлн рублей в 2014 году). Дополнительным инструментом рефинансирования банковского сектора в 2015 году оставались кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами.

Рис.3. Структура операций рефинансирования ЦБ РФ

Сокращение структурного дефицита ликвидности, по оценкам Банка России, может способствовать снижению уровня задолженности по данным операциям с 4,4 трлн рублей в начале года до 2,1 трлн рублей по его итогам. При этом изменилась и структура задолженности кредитных организаций по этим операциям.

В первой половине 2015 года на фоне ожидаемого сохранения структурного дефицита ликвидности Банк России увеличивал объем предложения средств на аукционах по предоставлению кредитов под залог нерыночных активов, заместив таким образом задолженность кредитных организаций по аналогичным кредитам постоянного действия, предоставленным в декабре 2014 года. В результате задолженность кредитных организаций по кредитам постоянного действия, обеспеченным нерыночными активами или поручительствами, уменьшилась с 2,1 до 0,1 трлн рублей. Во второй половине года по мере изменения потребности банковского сектора в рефинансировании Банк России постепенно сокращал объем предоставления средств в рамках аукционов по предоставлению кредитов под залог нерыночных активов. В результате задолженность по данным операциям по итогам года сократилась с 2,4 до 2,0 трлн рублей. Объем депозитных операций в 2015 году также был незначительным. В рамках действующей операционной процедуры Банк России продолжал ежедневно оценивать потребность кредитных организаций в ликвидности.

По мере адаптации кредитных организаций к операционной процедуре, не предполагающей с февраля 2014 года проведение ежедневных аукционов РЕПО, потребность в проведении операций «тонкой настройки» уменьшается. Так, если с февраля по декабрь 2014 года Банк России провел 36 таких операций, то с января по октябрь 2015 года их количество сократилось до 19. Банк России в 2015 году реализовал ряд изменений в системе инструментов денежно-кредитной политики. Так, для расширения доступа кредитных организаций к рефинансированию Банк России в июне 2015 года дополнил систему инструментов денежно-кредитной политики аукционом «валютный своп» «тонкой настройки» на 1–2 дня. Данные операции будут проводиться по решению Банка России совместно с аукционами РЕПО «тонкой настройки» в случаях, если высокий уровень нагрузки на рыночное обеспечение по основным операциям может оказать негативное влияние на возможности Банка России по управлению процентными ставками денежного рынка. В 2015 году такие операции не проводились. Банк России продолжил в 2015 году работу по увеличению объема обеспечения, которое кредитные организации могут использовать в операциях рефинансирования Банка России. Был существенно расширен Ломбардный список Банка России, а также Перечень Банка России. С 2015 года в Ломбардный список Банка России включаются облигации юридических лиц – резидентов Российской Федерации, являющихся нефинансовыми организациями, и облигации с ипотечным покрытием, эмитенты (выпуски) которых не имеют рейтингов рейтинговых агентств или исполнение обязательств эмитента, по которым не обеспечено государственными гарантиями Российской Федерации либо солидарным поручительством ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию». В 2015 году также принимались решения об увеличении поправочных коэффициентов, снижении дисконтов, применяемых для корректировки стоимости активов, принимаемых в обеспечение по операциям рефинансирования Банка России.[14]

В настоящий момент сохраняется высокая неопределенность относительно того, как будет развиваться ситуация в российской экономике и на финансовых рынках, что может оказать серьезное влияние на формирование и реализацию инструментов денежно-кредитной политики ЦБ. Это вызывает необходимость изучения не только современного состояния, но перспектив развития денежно-кредитной политики.

Перспективы развития денежно-кредитной политики Банка России. Динамика российской экономики связана с внешними факторами, прежде всего с произошедшим изменением структуры нефтяного рынка и денежно-кредитной политикой стран – эмитентов резервных валют, а также от ее способности адаптироваться к возможным внешним шокам. Банк России разработал три сценария макроэкономического развития на 2016–2018 годы в зависимости от цены на нефть. Базовый сценарий предполагает сохранение среднегодовой цены на нефть на уровне 50 долларов США за баррель в последующие три года. Более оптимистичный сценарий предусматривает постепенное восстановление нефтяных цен до 70–80 долларов США за баррель в 2018 году. Рассматривается также стрессовый сценарий, в котором цены на нефть на протяжении трех лет остаются ниже 40 долларов США за баррель. Указанные сценарии существенно различаются по динамике ВВП, инфляции и других экономических показателей. В базовом сценарии в условиях заметного снижения экспортных доходов по сравнению с предыдущими годами восстановление выпуска начнется лишь в 2017 году. Годовая инфляция заметно снизится в 2016 году и в 2017–2018 годах будет находиться вблизи среднесрочной цели 4%. По мере замедления инфляции в соответствии с прогнозом Банк России будет постепенно снижать ключевую ставку. В оптимистичном сценарии при более благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре выход темпов прироста ВВП в положительную область произойдет уже в 2016 году. Инфляция снизится к целевому уровню быстрее, чем в базовом сценарии, при более мягкой денежно-кредитной политике. Наконец, в стрессовом сценарии существенное снижение цен на нефть будет новым шоком для российской экономики и приведет к более глубокому и продолжительному падению выпуска. Инфляция будет снижаться медленнее, что обусловит необходимость проведения более жесткой денежно-кредитной политики по сравнению с базовым сценарием. При реализации любого из сценариев Банк России продолжит проводить операции по предоставлению кредитным организациям иностранной валюты на возвратной основе в необходимых объемах для обеспечения бесперебойных платежей по внешнему долгу. Взависимости от того, по какому сценарию будут развиваться события, возможно как наращивание объемов предоставления валютной ликвидности, так и их сокращение. При появлении угроз для финансовой стабильности из-за возможных внешних шоков Банк России будет совершать валютные интервенции. [13]

В предстоящие три года вероятно сохранение ряда проблем в российской экономике, требующих продолжения реализации Банком России дополнительных нестандартных мер. Данные проблемы будут носить как внешний, так и внутренний характер. Среди внешних факторов следует выделить сохранение санкций со стороны ряда стран в отношении российских компаний. Внутренние проблемы обусловлены текущей структурой российской экономики и ресурсными ограничениями, в том числе связанными с неблагоприятными демографическими тенденциями. Применяя дополнительные меры, Банк России продолжит оценивать их влияние на российскую экономику, стем чтобы не допустить искажения работы рыночных механизмов, а также формирования и наращивания дисбалансов. Для обеспечения стабильного функционирования банковского сектора и финансового рынка в условиях сохранения ограниченного доступа российских организаций на международные рынки капитала Банк России продолжит проведение операций рефинансирования в иностранной валюте. Данные операции будут проводиться преимущественно в форме аукционов. Решения об объеме предоставления иностранной валюты на аукционах будут по-прежнему приниматься Банком России на основе прогноза платежного баланса, в том числе будет учитываться ожидаемый объем погашения финансовыми и нефинансовыми компаниями внешнего долга. При развитии ситуации в экономике по базовому и оптимистичному сценариям по мере постепенной адаптации кредитных организаций и компаний к введенным ограничениям и переориентации на другие источники финансирования, в том числе азиатские рынки капитала, Банк России рассмотрит возможность сокращения объемов рефинансирования кредитных организаций в иностранной валюте. Вместе с тем при развитии ситуации по рисковому сценарию, вероятно, потребуется увеличение объема предоставления иностранной валюты кредитным организациям на возвратной основе. Банк России продолжит следовать режиму плавающего валютного курса, при этом в случае возникновения угроз для финансовой стабильности будет готов совершать интервенции на внутреннем валютном рынке. Для выявления возникновения угроз для финансовой стабильности Банк России будет осуществлять мониторинг широкого круга показателей, в том числе индикаторов волатильности на валютном рынке, а также показателей отклонения уровня валютного курса от фундаментально обоснованного уровня. Для того чтобы в случае возникновения продолжительных негативных шоков была возможность обеспечивать бесперебойное обслуживание иностранных обязательств в течение нескольких лет, а также для стабильного функционирования российской финансовой системы в целом и валютного рынка в частности необходим значительный объем международных резервов. Банк России оценил необходимый объем международных резервов на уровне около 500 млрд долларов США и планирует продолжить проведение операций по покупке иностранной валюты для увеличения объема международных резервов до указанного уровня. Как и ранее, Банк России не будет устанавливать конкретное значение курса рубля, при достижении которого проведение указанных операций может быть возобновлено или приостановлено. При принятии решений о проведении операций по покупке иностранной валюты и их объемах Банк России будет принимать во внимание тенденции в курсовой динамике, складывающиеся под влиянием фундаментальных и конъюнктурных факторов, состояние российской экономики и платежного баланса. В целом данные операции будут проводиться в небольших объемах равномерно в течение дня таким образом, чтобы не оказывать влияния на внутридневную динамику курса рубля. Опосредованное воздействие, которое интервенции для целей пополнения резервов могут оказать на курс национальной валюты в среднесрочной перспективе, будет приниматься во внимание при подготовке макроэкономических прогнозов и, следовательно, при принятии решений об уровне ключевой ставки. Кроме того, данные операции будут учитываться Банком России при принятии решений об объемах предоставления рублевой ликвидности банковскому сектору и не будут оказывать влияния на эффективность управления процентными ставками. Наращивание международных резервов до уровня 500 млрд долларов США потребует продолжительного времени и будет зависеть от развития ситуации по тому или иному сценарию. Операции по покупке иностранной валюты в целях пополнения международных резервов, как и операции валютного рефинансирования, направлены на достижение обеспечения стабильного функционирования финансового сектора, однако на разном временном горизонте. Использование операций предоставления иностранной валюты необходимо в наиболее острой фазе адаптации экономики к условиям ограниченного доступа на международные рынки капитала, а накопление достаточного уровня международных резервов позволяет увеличить запас прочности для прохождения внешних шоков в будущем. При этом в связи с тем, что операции предоставления иностранной валюты проводятся на возвратной основе, в среднесрочной перспективе они не оказывают влияния на уровень достаточности международных резервов, приводя только к краткосрочному сокращению их объема. В целях стимулирования отдельных сегментов кредитного рынка, развитие которых сдерживается структурными факторами, Банк России в 2016–2018 годах также продолжит использовать специальные инструменты рефинансирования, в рамках которых средства предоставляются кредитным организациям по льготным процентным ставкам на длительные сроки. Данные механизмы направлены наподдержку финансирования инвестиционных проектов, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, экспортно - ориентированных организаций, а также ипотечного кредитования. Банк России будет осуществлять мониторинг и анализ эффективности специализированных механизмов и принимать меры по оптимизации условий их применения. При этом Банк России по-прежнему будет ограничивать объемы предоставления средств в рамках данных программ, поскольку они не относятся к основным инструментам денежно-кредитной политики и их применение не должно снижать эффективность проводимой денежно-кредитной политики и препятствовать достижению цели по инфляции. Банк России планирует использовать специализированные инструменты рефинансирования до тех пор, пока на финансовом рынке не будут созданы условия для замещения программ стимулирования приоритетных сегментов экономики рыночными механизмами. В предстоящий трехлетний период также будет продолжена работа в направлении усиления координации мер, принимаемых Банком России при выполнении возложенных на него функций. Банк России продолжит изучение каналов взаимного влияния мер денежно-кредитной политики, макропруденциальной политики и политики по обеспечению финансовой стабильности в целом для обеспечения эффективности воздействия принимаемых мер. Банк России будет стремиться интегрировать количественные оценки данных взаимных влияний в существующие прогнозные модели для их более полного учета при принятии решений[11].

Банк России планирует проведение комплексной оценки влияния изменения пруденциальных нормативов на кредитную деятельность банков, операции Банка России и в целом на условия проведения денежно-кредитной политики. Полученная информация позволит Банку России в случае необходимости обеспечить возможность адаптации параметров инструментов денежно-кредитной политики к новым условиям. В целях повышения прозрачности проводимой денежно-кредитной политики, а также для обмена мнениями о ситуации в банковском секторе, экономике в целом и перспективах ее развития Банк России будет предпринимать дальнейшие шаги по расширению взаимодействия с кредитными организациями, банковскими ассоциациями, аналитиками и представителями научного сообщества. Банк России продолжит проведение регулярных встреч с экспертами банковского сектора, опросов кредитных организаций и банковских ассоциаций по наиболее актуальным вопросам денежно-кредитной политики и обеспечения финансовой стабильности.

Список использованной литературы

1.Бочаров В. В., Леонтьев В. Е., Радковская Н. П. Финансы: Учеб. СПб.: Питер, 2009. – 400 с.

2.Данилин В. Ф., Ильин В. В., Петелина Н. М. Финансы, денежное обращение и кредит. М., 2005. – 309 с.

3.Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. В 2-х т. М.: ИНФРА - М. 1999. - 974 с.

4.Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: Учеб. пособие. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. — 784 с.

5.Долан Э. Дж., Кэмпбелл Д. Деньги, банковское дело и денежно- кредитная политика. М., 1996.

6.Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1999.

7.Миллер Р. Л., Ван-Хуз Д. Д. Современные деньги и банковское дело. М., 2000.

8.Рогова О. Л. Воспроизводственный потенциал денежно- кредитной системы России: противоречия и перспективы. М., 2001.

9.Фридмен М. Если бы деньги заговорили… М.: Экономистъ, 2005.

10.Тершукова М. Б. Денежно- кредитная политика государства и методы ее реализации в современных условиях. СПб., 2009.

11.Жуков Е. Ф., Максимова Л. М., Маркова О. М. и др. Банки и банковские операции: Учеб. М.: ЮНИТИ, 1997.

12.Челноков В. А. Банки и банковские операции: Учеб. М.: Высш. шк., 1998. - 272 с.

13.Галицкая С.В. Финансы. Конспект лекций: учеб. М.: Эксмо, 2007. - 336 с.

14.www.cbr.ru.

Просмотров работы: 6630