РОЛЬ КРУПНОГО БИЗНЕСА В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ КРУПНОГО БИЗНЕСА В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях жесткой конкуренции между странами за самое успешное развитие экономики важную роль играют инновации, ведь они переводят экономику страны на более высокий уровень, способствуют повышению качества жизни населения.

28 января 2016 года на одном из российских федеральных телеканалов состоялось интервью с вице-губернатором Самарской области, министром экономического развития А.В. Кобенко. Темой беседы стало обсуждение инновационного развития Самарского региона. Министр экономического развития отметил: "Если говорить о показателях по региональной научно-инновационной деятельности, то мы находимся в первой пятерке крупнейших регионов, которые заинтересованы в развитии подобных направлений. У нас очень сильная промышленность, и мы понимаем, что без сильной конкурентоспособной промышленности мы не сможем реализовать свои амбициозные цели как регион, а сильная промышленность не появится без инноваций. Инновации не появятся без инвестиций в науку и образование. И поэтому всю эту цепочку мы имеем в поле зрения, и всей этой цепочкой занимаемся". А.В. Кобенко так же привел цифру, примерно 14,5 млрд. рублей, которые были потрачены в прошлом году на исследования и разработки. Это является высоким показателем.1 Таким образом, можно наблюдать достаточно серьезную поддержку развития науки в регионе.

18 сентября 2015 г. состоялся IX Самарский межрегиональный экономический форум. На нем много было сказано о роли крупного бизнеса в инновационном развитии. Так в подведении итогов работы Н. И. Ларионова, директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития Российской Федерации, сказала: "...интересно представлены крупные компании. Они подтвердили, что они ищут ни какой-то продукт, который они хотят купить у малого бизнеса, а действительно ищут компанию, с которой они готовы встроить долгосрочные партнерские отношения. Они готовы вкладываться в развитие этих компаний, понимая, что это займет не год, ни два, а может быть и три".2

Инновации, понятие, структура и источники их формирования. Исследование данной проблемы предполагает рассмотрение таких ключевых терминов как: инновации, инновационная фирма, инновационное развитие, инновационный процесс, новации.

Ключевым понятием выступает "инновация", которое имеет латинское происхождение: "novatio" - обновление, "in" - в направление, таким образом дословный перевод - "в направлении изменений". Впервые данный термин ввел в экономическую теорию австрийский экономист Йозеф Шумпетер, в своей фундаментальной работе "Теория экономического развития" (1912 г.) он определил центральное положение инноваций в процессе экономического развития.

Существует множество определений термина "инновации", каждое из которых отражает его особенности. Так, в Большом экономическом словаре инновация это:

  1. "вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии;

  2. новая техника, технология, являющиеся результатом достижений научно-технического прогресса. Развитие изобретательства, появление пионерских и крупных изобретений является существенным фактором инновации.3"

Энциклопедия права представляет другую трактовку. Инновация это:

  1. "в широком смысле нововведение, преобразования в экономической, технической, социальной и иных сферах, основанные на новых идеях, изобретениях, открытиях и т.п.;

  2. в узком смысле первое использование изобретения, за которым следует распространение изобретения.4"

Термин "новация" имеет более узкий смысл, он представляет собой что-то совершенно новое, в отличие от "инновации", которая может быть и усовершенствованием.5

Под инновационной фирмой понимают: "фирму, созданную для отработки новых технологий на базе результатов научно-исследовательских работ фирмой, которая становится ее совладельцем."6 Для России такая форма деятельности является достаточно новой и только набирающей силу. К таким организациям можно отнести: венчурные фонды, спин-оффы, бизнес-инкубаторы, технопарки.

Инновационный процесс - "процесс, в ходе которого совершенствуются методы производства продукта, что не следует смешивать с инновационным продуктом , когда создается улучшенный или совершенно новый продукт. Часто инновации представляют комбинацию того и другого."7

Инновационное развитие - "преобразование всех сфер экономики и социальной системы на основе научно-технических достижений. Предполагает реализацию крупных национальных, региональных, отраслевых и корпоративных инновационных программ и проектов, развитие инновационного потенциала и инновационной культуры."8

Состояние инновационной сферы в России. Обострение кризисной ситуации и жесткой конкуренции во всех отраслях экономики обязывает предпринимателей использовать нестандартные методы конкурентной борьбы. Конкурентное преимущество обеспечивается за счет выпуска нового продукта, который по своим характеристикам и качеству будет опережать товары-субституты прочих предприятий отрасли. Выпуск такого товара называют внедрением инновации.

С помощью новых технологий увеличиваются объемы производства товаров и услуг, появляется их разнообразие, а так же многие разработки направлены на снижение вредоносного воздействия на окружающую среду от деятельности производства.

Процесс создания и внедрения инноваций является творческим, но в то же время очень сложным, так как требует серьезных умственных усилий, креативного подхода, а так же способности идти на крупные риски.

В настоящее время инновационное развитие России сильно отстает от других стран. Об этом свидетельствует ежегодное исследование "Глобальный индекс инноваций 2015". В рейтинге представлены данные об уровне инновационного развития 141 стран. Россия занимает лишь 48 место, а ведущими странами-инноваторами являются: Швейцария, Соединенное Королевство, Швеция, Нидерланды и Соединенные Штаты Америки. В отчетной таблице страны располагаются в убывающем порядке, по размеру индекса инноваций, который рассчитывается как "взвешенная сумма оценок двух групп показателей:

  1. располагаемые ресурсы и условия для проведения инноваций;

  2. достигнутые практические результаты осуществления инноваций".9

Максимальный индекс 68,30 был присвоен Швейцарии, Российский индекс составил 39,32.10 Однако инновационное развитие России нельзя назвать динамичным, так в 2014 г. индекс России составил 39,111, а в 2013 г. 37,212 (см. Приложение 1).

Такие результаты могут быть связаны с некоторыми трудностями, так как процесс разработки и внедрения инноваций требует наличия развитой законодательной базы, затрат большого количества интеллектуального труда и финансовых средств.

Однако в Российской Федерации был принят курс на переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. Данное положение представлено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Для достижения поставленной цели необходимо: "создание максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью."13 Особое значение имеют крупные компании, находящиеся как в частной, так и в государственной собственности. Им отводится роль значимых игроков на мировом рынке, а так же производителей инноваций для государственных нужд.

Инвестиции как основной источник формирования инноваций. Существует неразрывная связь между такими понятиями как "инновации" и "инвестиции", где инвестиции составляют основу ресурсного обеспечения инновационной деятельности.

Все источники инвестиций можно подразделить на три большие группы:

  • собственные средства предприятий;

  • привлеченные средства;

  • заемные средства.

Как правило, основным источником инвестирования являются собственные средства, которые формируются из полученной прибыли, но их может оказаться недостаточно, и фирма будет вынуждена искать дополнительные источники (Рис. 1).

Рис. 1. Источники финансирования для создания инновационных продуктов14

К привлеченным средствам можно отнести средства бюджетов разных уровней. Заемными средствами выступают: кредиты коммерческих банков, денежные средства, предоставленные другими предприятиями, полученные средства от эмиссии ценных бумаг и др.

На этапе привлечения денежных средств от других субъектов рынка предприятие может столкнуться с рядом проблем: высокие процентные ставки по кредитам, а так же недоверие потенциальных инвесторов. Для решения последней необходимо провести предварительные расчеты по оценке результатов инновационного проекта, а так же провести ряд деловых встреч для обсуждения спорных моментов.15

Влияние трудовых ресурсов на качество инновационного развития. Важным условием инновационного развития является качество трудовых ресурсов, так как руководители и специалисты генерируют идеи повышения уровня развития производства, находят оптимальные варианты внедрения новаций в производство и отслеживают эффективность их действия, а рабочие и служащие непосредственно внедряют и используют новации в производстве, тем самым выводя экономику предприятия на новый инновационный уровень. К основным факторам, влияющим на качество трудовых ресурсов можно отнести:

  • качество образования;

  • уровень безработицы;

  • уровень заработной платы;

  • конкуренция на рынке труда.

В современных условиях, при разработке новых продуктов или услуг, топ-менеджеры должны обладать высоким интеллектуальным потенциалом, который позволит им работать на стыке нескольких дисциплин и синтезировать на их основе инновационные управленческие решения.

Государственное регулирование инновационных процессов. Государство оказывает существенное влияние на экономическое развитие. В условиях современной экономики государство должно стимулировать предприятия для того, чтобы последние осуществляли инновационную деятельность. К основным методам стимулирования можно отнести:

  • налоговые льготы;

  • государственные заказы;

  • льготное государственное кредитование.

В структуре предприятий государственный сектор имеет большое удельное значение. Он составляет, по оценкам разных специалистов, около 25%. Здесь наиболее эффективным методом стимулирования инновационной деятельности являются дивиденды, выплачиваемые владельцам акций.

Одним из основных нормативных актов, регулирующих инновационное развитие экономики страны, является Федеральный закон "О науке и научно-технической политике" от 23.08.1996 № 127-ФЗ, ред. от 13.07.2015. В соответствии с ним органы государственной власти:

  • "гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок;

  • гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;

  • признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно-технической деятельности;

  • обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической информации;

  • гарантируют подготовку кадров для научных организаций;

  • гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам."

Государство определяет множество источников финансирования инновационной деятельности: средства федерального бюджета, фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, муниципальных образований, а так же личные средства физических и юридических лиц.

Поддержка государства имеет комплексный характер, для ее выполнения Правительство РФ разрабатывает целевые программы (со сроком реализации до 31 декабря 2020), для осуществления которых выделяются денежные средства из федерального бюджета:

  1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (ред. от 26.12.15) "Об утверждении государственной программы РФ "Экономическое развитие и инновационная экономика"". Программа включает в себя 10 подпрограмм, направленных на формирование благоприятной инвестиционной среды, стимулирование инноваций, подготовку кадров для инновационной экономики и др.;

  2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 301 "Об утверждении государственной программы РФ "Развитие науки и технологий"". Программа включает в себя 6 подпрограмм. В выделяемом бюджете заложены денежные средства на развитие технологических инноваций, приобретение, машин, оборудования и программных средств, и т. д.;

  3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 "Об утверждении государственной программы РФ "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"". В ее состав входит 21 подпрограмма, в соответствии с основными видами экономической деятельности. Задачами программы являются: создание инновационной инфраструктуры, снятие барьеров для вывода на рынок инновационной продукции и др.;

  4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 (ред. от 27.02.16) "Об утверждении государственной программы РФ "Развитие образования"". Программа включает в себя 5 подпрограмм. Ее основные цели: обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

Инновационное развитие Самарской области.

а) Доля крупных предприятий в экономике Самарской области. Ключевым элементом в инновационном процессе является предприятие.

В экономической теории известно множество видов классификаций предприятий. Одним из таких видов является классификация по среднесписочной численности работников. Так предприятия подразделяются на микропредприятия, малые, средние и крупные. К субъектам микропредпринимательства относят фирмы, численность работников которых не превышает 15 человек, на малых предприятиях не превышает 100 человек. Предприятия, на которых работают от 101 до 250 человек можно отнести к субъектам среднего предпринимательства.16 Соответственно, предприятия, на которых среднесписочная численность работников превышает 251, относят к крупному бизнесу.

В данной главе в таблицах 1-2 и рисунках 2-6 используются данные за 2014 г. Самарского статистического ежегодника.17

По данным официальной службы государственной статистики на 1 января 2015 г. в Самарской области осуществляли экономическую деятельность 111 525 предприятий различных видов экономической деятельности и форм собственности (Рис. 2,3). В данных статистической отчетности, предоставленной Федеральной службой государственной статистики, выделяются микро и малые предприятия, а средние и крупные предприятия рассматривают как совокупность.

Рис. 2. Структура предприятий Самарской области по среднесписочной численности работников в 2014 г.

Однако для определения роли крупного бизнеса необходимо выявить его долю в общем числе предприятий. В развитых странах, таких как Япония, Канада, США, страны ЕС-15, доля крупных корпораций менее 0,1% от всего количества фирм, 1% занимают средние фирмы, а доля малого предпринимательства примерно 97-99%.18 Экономика России имеет свои характерные особенности: мелкое предпринимательство в нашей стране только начинает свое становление и развитие, в то время как количество крупного предпринимательства достаточно высоко.

По данным Постановления Правительства Самарской области "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие предпринимательства, торговли и туризма в Самарской области"" от 29.11.2013 (ред. от 28.07.15) № 699 на 1 тыс. населения Самарской области в 2014 г. приходится 16,8 малых и средних предприятий.

;

Где a - количество малых и средних предприятий;

n - численность населения Самарской области в 2014 г.

Рассчитав количество малых и средних предприятий в Самарской области в 2014 г., можно определить, что в совокупности количество данных предприятий составляет около 53948 единиц.

;

Где k - количество крупных предприятий;

B - общее количество предприятий;

a - совокупное количество средних и малых предприятий;

d - количество микропредпринимательств.

Если вычесть из данного значения количество малых предприятий (6039), то получим, что средние предприятия составляют около 47909 единиц. Согласно произведенным расчетам количество крупных предприятий Самарской области составляет около 16705 единиц (14,9%).

Рис. 3. Структура предприятий Самарской области по среднесписочной численности работников в 2014 г.

б) Роль крупных предприятий в инновационном развитии экономики Самарской области. Для оценки роли крупных предприятий в инновационном развитии Самарского региона, необходимо изучить общую структуру организаций, которые осуществляли научные разработки (Рис. 4).

Рис. 4. Динамика организаций Самарской области, выполнявших научные исследования и разработки по секторам деятельности.

Проанализировав диаграмму, можно сделать следующие выводы:

  1. Число организаций предпринимательского сектора, занимающихся научными разработками практически не возросло (с 2004 по 2014 г. возросло на 1 ед. (за 10 лет));

  2. Предпринимательский сектор имеет высокую долю в разработках (2004 г. - 44,4%, 2009 г. - 38,6%, 2014 г. - 40,3%).

Сопоставив количество предприятий, осуществляющих инновационные разработки с общим количеством предприятий по Самарской области, можно отметить, что они занимают очень малую долю в структуре всех предприятий области. Такое положение может быть связано с различными факторами, влияющими на инновационное развитие.

Предположительно, 25 предприятий, выполняющих научные исследования и инновационные разработки, представлены сектором крупного бизнеса. Это связано с тем, что ему доступны крупные финансовые ресурсы, а так же эти предприятия представлены важнейшими секторами экономики, которым оказывается мощная государственная поддержка.

Одним из таких предприятий является ОАО "Автоваз". В рамках постановления Правительства Самарской области от 04.06.2014 № 321 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Инновационное развитие машиностроительного комплекса Самарской области до 2020 года"" ОАО "Автоваз" является ключевой организацией отрасли, реализующей "Программу инновационного развития", в рамках которой будут разработаны:

  • Продуктовые инновации;

  • Инновационные технологии разработки автомобиля;

  • Технологические инновации;

  • Инновации в бизнес-процессах.

Вместе с этим ОАО "Автоваз" будет проводить кадровые программы совместно с ВУЗами.

В Самарской области развита нефтедобыча и переработка. Одним из ведущих предприятий данной отрасли является ОАО "Самаранефтегаз". Это предприятие входит в состав нефтегазовой компании "Роснефть", в годовом отчете 2014 г. которой было отмечено, что ОАО "Самаранефтегаз" провело успешные инновационные разработки и испытания, позволяющие качественно улучшить процесс нефтедобычи. Так же предприятие активно взаимодействует с Самарским государственным техническим университетом в целях поддержки программы обучения молодых специалистов.19

Еще одним предприятием, входящим в НК "Роснефть", и осуществляющим инновационную деятельность является АО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания". В 2014 г. данное крупное предприятие стало производить новый нефтехимический продукт, который остальные отечественные химпредприятия практически не производили.20

Как было определено в предыдущей главе, основным источником финансирования научной деятельности на предприятии являются собственные средства. Экономика Самарской области подтверждает это. Можно отметить относительное увеличение инвестирования за 9 лет (с 2005 по 2014 г.) на 649, 12% (Табл. 1). Однако в абсолютном соотношении увеличение затрат на инновации произошло всего на 49874,8 млн. р. за 9 лет (с 2005 по 2014 г.).

Таблица 1

Затраты на технологические инновации в Самарской области по источникам финансирования (млн. руб.)

Источники

2005 год

2009 год

2014 год

Собственные средства

7551,6

7370,8

31078,7

Средства федерального бюджета

-

288,4

16370,3

Средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

131,9

3,0

51,0

Средства внебюджетных фондов

-

-

3,5

Иностранные инвестиции

-

-

-

Прочие средства

-

261,0

10054,9

Всего

7683,5

7923,1

57558,3

Увеличение финансирования в последние годы может быть связано с реализацией государственных программ по поддержке инновационной деятельности стратегически важных предприятий.

Так же наблюдается значительное изменение структуры источников финансирования. Так в 2005 г. основной объем денежных вложений осуществляли сами предприятия, а к 2014 г. около половины всего финансирования стало оказываться средствами федерального бюджета и прочими средствами (Рис. 5).

Рис. 5. Динамика структуры инвестиций на технологические инновации в Самарской области по источникам финансирования

Рис. 6. Затраты Самарской области на технологические инновации в 2014 г. по видам инновационной деятельности, млн. руб.

Проанализировав данные диаграммы (Рис. 6), можно отметить, что 36,1% денежных средств инвестировались на исследование и разработку новых продуктов. 29,7% - приобретение машин и оборудования, 16,7% - прочие затраты, 9,8% - другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства, 6,5% - производственное проектирование и дизайн.

Такие результаты имеют положительное значение, так как более трети средств тратится на разработку собственных инноваций, однако доля приобретенных инноваций так же высока.

Важное значение в процессе разработки и внедрения инноваций имеют трудовые ресурсы. За последние 10 лет наблюдается отрицательная динамика количества персонала, занятого научными исследованиями и разработками (Табл. 2). Такое ухудшение может быть связано с низким уровнем заработной платы научных работников, недостаточным объемом знаний и квалификации, а так же отсутствием спроса на интеллектуальные разработки.

Таблица 2.

Численность персонала Самарской области, занятого научными исследованиями и разработками, человек

 

Всего

в том числе:

исследователи и техники

вспомогательный персонал

прочий персонал

Численность персонала – всего

       

2004

24035

8752

8838

6445

2005

24506

8342

9158

7006

2006

24856

7999

10629

6228

2007

23390

8398

9397

5595

2008

20462

7431

7900

5131

2009

20627

7405

7773

5449

2010

20189

6838

7620

5731

2011

15666

7274

5000

3392

2012

17306

7543

4793

4970

2013

16721

7587

4528

4606

2014

12894

7371

2886

2637

в) Влияние региональных органов власти на инновационную деятельность крупных предприятий. Органы государственной власти, регулирующие развитие экономики на региональном уровне, оказывают многостороннее воздействие на стимулирование инновационного развития предприятий. К основным направлениям можно отнести следующие:

  1. Создание грамотной законодательной базы, позволяющей осуществлять инновационные разработки. Одним из основных нормативных актов является Закон Самарской области "О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области" от 09.11.05, № 198-ГД, ред. от 06.02.15. В законе определены принципы государственной поддержки инновационной деятельности, полномочия Самарской Губернской думы и Правительства Самарской области в сфере государственной поддержки, субъекты инновационной деятельности, основные направления, программы, формы государственной финансовой поддержки. Важным является нормативный акт Постановление Правительства Самарской области "Об утверждении государственной программы Самарской области "Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области" на 2014-2018 годы" от 14.11.13, № 622, ред. от 04.12.15, в котором определяется, что одной из основных задач программы является создание благоприятной инвестиционной среды.

  2. Одной из ключевых форм государственной поддержки предприятий, реализующих инновационные программы и разработки, является налоговая политика. Согласно Закону "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" от 25.11.03, № 4-ГД, ред. от 13.07.15 от уплаты налогов освобождаются "управляющие компании технопарков - в отношении имущества, относящегося к специализированному имущественному комплексу технопарков Самарской области и используемого при реализации деятельности по развитию и функционированию технопарков".

  3. В рамках законодательства предприятия имеют следующие формы государственной финансовой поддержки инновационной деятельности:

    • "субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков для субъектов инновационной деятельности;

    • долевое участие в уставном капитале юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность;

    • предоставление средств областного бюджета на развитие, строительство и реконструкцию инновационной инфраструктуры Самарской области;

    • предоставление государственных субсидий;

    • приобретение оборудования за счет средств областного бюджета в собственность Самарской области для его дальнейшего предоставления субъектам инновационной деятельности на льготных условиях.21

  4. Конкурсные государственные заказы;

  5. Организация форумов и других мероприятий, где на одной площадке могут взаимодействовать фирмы, заказчики инновационной продукции, инвесторы.

г) Основные проблемы инновационного развития крупных предприятий Самарской области. Самарская область является одним из сильнейших индустриальных регионов страны с развитым уровнем экономического развития, высокой концентрацией обрабатывающих производств и мощным научно-инновационным потенциалом.

Основу развития экономики области составляют высокотехнологичные обрабатывающие производства: автомобилестроение, авиационно-космический комплекс, производства в сырьевых и химических отраслях, металлургия. Внедрение инновационных технологий – важнейшее условие их конкурентоспособного развития.

Институтом статистических исследований и экономики знаний "Высшая школа экономики" был составлен индекс инновационного развития субъектов Российской Федерации в 2015 году. В рейтинге представлены данные о 83 российских регионах. Лидирующие позиции занимают: Москва, Республика Татарстан и Калужская область, соответственно. Самарская область занимает 25 место со значением индекса 0,4085. Наивысшее значение индекса у г.Москвы 0,5908. По сравнению с 2014 г. индекс Самарской области снизился на 0,0049 (в 2014 г. он составил 0,4134)22 (см. Приложение 2).

Рейтинг базируется на 36 ключевых показателях, сгруппированных в четыре основные группы:

«Социально-экономические условия инновационной деятельности» — оценка экономического, образовательного и информационного уровней развития региона, характеризующих потенциал к созданию, адаптации, освоению и реализации инноваций.

«Научно-технический потенциал» — оценка развития наиболее важных составляющих научно-технического потенциала: уровня финансового и кадрового обеспечения научных исследований и разработок, публикационной и патентной активности, числа создаваемых передовых производственных технологий, поступлений от экспорта технологий.

«Инновационная деятельность» — оценка интенсивности процессов создания, внедрения и практического использования технологических, организационных и маркетинговых инноваций.

«Качество инновационной политики» — уровень проработанности нормативной правовой базы, наличие специализированного организационного обеспечения и масштаба бюджетных затрат на науку и инновации.23

Таким образом, Самарская область занимает достаточно высокие позиции по уровню инновационного развития в России, однако регион имеет все мощности для повышения этого показателя. Крупный бизнес является важнейшим субъектом инновационного развития. К основным проблемам крупного предприятия, возникающим при осуществлении инновационной деятельности, можно отнести следующие:

  1. Низкий уровень заинтересованности в разработке инновационных продуктов и технологий. Это связано с тем, что лишь малая доля предприятий осуществляет свою деятельность на международном рынке и не имеет стимулов для развития производства.

  2. Достаточно скромные потоки финансирования со стороны инвесторов. Это связано с высоким уровнем риска.

  3. Недостаток высококвалифицированных специалистов для разработки инновационных решений. Необходима модернизация процесса получения высшего профессионального образования в целях повышения его качества. Так же стимулом для притока научных сотрудников будет повышение уровня заработной платы.

Список использованной литературы

1.Федеральный закон "О науке и научно-технической политике" от 23.08.1996 № 127-ФЗ, ред. от 13.07.2015.

2.Постановление Правительства РФ "Об утверждении государственной программы РФ "Экономическое развитие и инновационная экономика"" от 15.04.2014 № 316, ред. от 26.12.15.

3.Постановление Правительства РФ "Об утверждении государственной программы РФ "Развитие науки и технологий"" от 15.04.2014 № 301.

4.Распоряжение Правительства РФ "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" от 17.11.2008 № 1662-р, ред. от 08.08.2009.

5.Закон Самарской области "О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области" от 09.11.05 № 198-ГД, ред. от 06.02.15.

6.Постановление Правительства Самарской области "Об утверждении государственной программы Самарской области "Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области" на 2014-2018 годы" от 14.11.13 № 622, ред. от 04.12.15.

7.Голова И.М. Инновационная конкурентоспособность российских регионов // Экономика региона. 2015. № 3. С. 294-311.

8.Дмитриева С.И. Состояние и пути решения проблем инновационного развития экономики России // Вестник МГОУ. 2012. № 4. С. 9-14.

9.Иванова Н.Е. Модели финансирования инновационной экономики на региональном уровне // Инновации и инвестиции. 2011. № 10 (193). С. 13-22.

10.Комаров В.Н. Основные положения теории инноваций: Учеб. - М.: Изд. дом "Дело", 2012. - 190 с.

11.Кононов А.А., Сергеев П.В., Гуров В.И. Особенности инновационного развития российских корпораций // Известия ЮЗГУ. 2014. № 4. С. 105-111.

12.Костяев И.Ф., Ищенко О.И., Прощенко М.А. Роль малого инновационного предприятия и крупного бизнеса в становлении национальной инновационной системы // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 6. С. 187- 192.

13.Пахомова Т.А. Роль инвестиций в инновационном процессе // Экономические науки. 2013. № 11. С. 286-289.

14.Суслов В.И. Инновационный бизнес: малый, средний, крупный? // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2014. № 1. С . 1-7.

15.Чилимова Т.А., Иваницкий В.П. Действенность отношений государства и корпорации в развитии инновационной экономики // Вестник Омского университета. 2015. №3. С . 296-301.

16.Шаховский Р.А. Актуальные вопросы инновационного развития российских предприятий на современном развитии экономических отношений // Вестник СамГУПС. 2014. № 4 (26). С. 125-129.

17.Самарский статистический ежегодник. 2015: Стат.сб./Самарастат.- 2015. – 355 с.

18.Инновационная активность крупного бизнеса в России: механизмы, барьеры, перспективы. URL: https://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/Innovation_by_Large_Companies_in_Russia_rus.pdf.

Приложения

Приложение 1

Анализ рейтинга стран мира по уровню инноваций в 201424-201525 гг.

1-20 позиции в рейтинге

Позиция в рейтинге

Страна

2014 год (индекс)

Страна (изменение по сравнению с 2014 г.)

2015 год (индекс)

1

Швейцария

64.8

Швейцария (+3.5)

68.3

2

Великобритания

62.4

Великобритания (0)

62.4

3

Швеция

62.3

Швеция (+0.1)

62.4

4

Финляндия

60.7

Нидерланды (+1.0)

61.6

5

Нидерланды

60.6

Соединенные Штаты Америки (0)

60.1

6

Соединенные Штаты Америки

60.1

Финляндия (-0.8)

59.9

7

Сингапур

59.2

Сингапур (+0.2)

59.4

8

Дания

57.5

Ирландия (+2.4)

59.1

9

Люксембург

56.9

Люксембург (+2.1)

59.0

10

Гонконг

56.8

Дания (+0.2)

57.7

11

Ирландия

56.7

Гонконг (+0.4)

57.2

12

Канада

56.1

Германия (+1.1)

57.1

13

Германия

56.0

Исландия (+2.9)

57.0

14

Норвегия

55.6

Южная Корея (+1.0)

56.3

15

Израиль

55.5

Новая Зеландия (+1.4)

55.9

16

Южная Корея

55.3

Канада (-0.4)

55.7

17

Австралия

55.0

Австралия (+0.2)

55.2

18

Новая Зеландия

54.5

Австрия (+0.7)

54.1

19

Исландия

54.1

Япония (+1.5)

53.9

20

Австрия

53.4

Норвегия (-1.8)

53.8

45-55 позиции в рейтинге

Позиция в рейтинге

Страна

2014 год(индекс)

Страна (изменение по сравнению с 2014 г.)

2015 год(индекс)

45

Польша

40.6

Греция (+1.4)

40.3

46

Чили

40.6

Польша (-0.4)

40.2

47

Катар

40.3

ОАЭ (-3.1)

40.1

48

Таиланд

39.3

Россия (+0.2)

39.3

49

Россия

39.1

Маврикий (-1.7)

39.2

50

Греция

38.9

Катар (-1.3)

39.0

51

Сейшельские Острова

38.6

Коста-Рика (+1.3)

38.6

52

Панама

38.3

Вьетнам (+3.5)

38.4

53

Южная Африка

38.2

Беларусь (+1.1)

38.2

54

Турция

38.2

Румыния (+0.1)

38.2

55

Румыния

38.1

Таиланд (-1.2)

38.1

133-143 позиции в рейтинге

Позиция в рейтинге

Страна

2014 год (индекс)

Страна (изменение по сравнению с 2014 г.)

2015 год (индекс)

133

Алжир

24.2

Зимбабве (-1.8)

22.5

134

Пакистан

24.0

Нигер (-3.1)

21.2

135

Ангола

23.8

Непал (-2.7)

21.1

136

Непал

23.8

Бурунди (-1.4)

21.0

137

Таджикистан

23.7

Йемен (+0.6)

20.1

138

Бурунди

22.4

Мьянма (+0.7)

20.3

139

Гвинея

20.2

Гвинея (-1.7)

18.5

140

Мьянма

19.6

Того (+0.8)

18.4

141

Йемен

19.5

Судан (+2.2)

14.9

142

Того

17.6

---

---

143

Судан

12.7

---

---

Приложение 2

Анализ рейтинга инновационного развития субъектов РФ в 201426-201527 годах

1-10 позиции в рейтинге

Позиция в рейтинге

Субъект

2014 год (индекс)

Субъект (изменение по сравнению с 2014 г.)

2015 год (индекс)

1

г. Москва

0,5850

г. Москва (+0,0058)

0,5908

2

Республика Татарстан

0,5606

Республика Татарстан (-0,0110)

0,5496

3

г. Санкт-Петербург

0,5382

Калужская область(+0,0305)

0,5239

4

Нижегородская область

0,5006

г. Санкт-Петербург (-0,0252)

0,5130

5

Калужская область

0,4934

Чувашская область (-0,0219)

0,4707

6

Чувашская область

0,4926

Свердловская область (-0,0060)

0,4695

7

Свердловская область

0,4755

Нижегородская область (-0,0321)

0,4685

8

Томская область

0,4755

Новосибирская область (+0,100)

0,4684

9

Московская область

0,4751

Томская область (-0,0132)

0,4623

10

Ульяновская область

0,4661

Пензенская область (+0,0219)

0,4555

18-27 позиции в рейтинге

Позиция в рейтинге

Субъект

2014 год (индекс)

Субъект (изменение по сравнению с 2014 г.)

2015 год (индекс)

18

Республика Мордовия

0,4263

Тюменская область (+0,0034)

0,4254

19

Тюменская область

0,4220

Хабаровский край (+0,0225)

0,4250

20

Самарская область

0,4134

Республика Башкортостан (-0,0236)

0,4210

21

Магаданская область

0,4117

Воронежская область (+0,0230)

0,4165

22

Липецкая область

0,4104

Белгородская область (+0,0096)

0,4138

23

Камчатский край

0,4061

Ярославская область (-0,0168)

0,4119

24

Белгородская область

0,4042

Липецкая область (+0,0006)

0,4110

25

Хабаровский край

0,4025

Самарская область (-0,0049)

0,4085

26

Воронежская область

0,3935

Волгоградская область (+0,0099)

0,3981

27

Ставропольский край

0,3914

Ставропольский край (-0,0024)

0,3890

74-83 позиции в рейтинге

Позиция в рейтинге

Субъект

2014 год (индекс)

Субъект (изменение по сравнению с 2014 г.)

2015 год (индекс)

74

Республика Алтай

0,2638

Республика Тыва (-0,0417)

0,2341

75

Карачаево-Черкесская Республика

0,2500

Чукотский автономный округ (-0,0103)

0,2179

76

Ненецкий автономный округ

0,2376

Костромская область (-0,0168)

0,2176

77

Костромская область

0,2344

Псковская область (-0,0288)

0,2036

78

Псковская область

0,2324

Республика Калмыкия (+0,0229)

0,1944

79

Чукотский автономный округ

0,2282

Ненецкий автономный округ (-0,0444)

0,1932

80

Еврейская автономная область

0,1889

Еврейская автономная область ()+0,0031

0,1920

81

Республика Ингушетия

0,1854

Карачаево-Черкесская Республика (-0,0589)

0,1911

82

Республика Калмыкия

0,1715

Чеченская Республика (+0,0226)

0,1789

83

Чеченская Республика

0,1563

Республика Ингушетия (-0,0160)

0,1694

1 Сайт российского федерального общедоступного канала "ОТР" [Электронный ресурс] / Гамбургский счет. Александр Кобенко. URL: http://www.otr-online.ru/programmi/gamburgskii-schet-24869/aleksandr-kobenko-ya-49445.html.

2 Сайт IX Самарского межрегионального экономического форума [Электронный ресурс] / Материалы форума URL: http://forum.economy.samregion.ru/ru/node/3317.

3Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь. — М.: Институт новой экономики. 1997.

4Академик [Электронный ресурс] / Энциклопедия права. URL: http://encyclopediya_prava.academic.ru/2318;

5 Глоссарий по менеджменту [Электронный ресурс]. URL: http://www.progressive-management.com.ua/glossary-management.

6Академик [Электронный ресурс] / Экономический словарь. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/6806.

7 Академик [Электронный ресурс] / Экономический словарь. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/21112.

8 Толковый словарь "Инновационная деятельность". 2-е изд. - Новосибирск: Сибирское научное издательство. 2008.

9 Официальный сайт Информационно-аналитического агентства "Центр гуманитарных технологий " // Глобальный индекс инноваций. URL: http://gtmarket.ru/ratings/global-innovation-index/info.

10 Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности WIPO // Глобальный инновационный индекс 2015. URL: http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_gii_2015.pdf.

11 Официальный сайт Информационно-аналитического агентства "Центр гуманитарных технологий " // Глобальный индекс инноваций 2014. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/07/18/6841.

12 Официальный сайт Информационно-аналитического агентства "Центр гуманитарных технологий " // Глобальный индекс инноваций 2013. URL: http://gtmarket.ru/news/2013/07/01/6051.

13 Распоряжение правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) "О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года" (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года").

14 Шаховский Р.А. Актуальные вопросы инновационного развития Российских предприятий на современном развитии экономических отношений // Вестник СамГУПС. - 2014. - № 4 (26). С. 125-129.

15 Пахомова Т.А. Роль инвестиций в инновационном процессе // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-2. с. 286-289.

16 Федеральный закон РФ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 № 209-ФЗ, ред. от 29.12.2015.

17 Самарский статистический ежегодник. 2015: Стат.сб. /Самарастат.- 2015. – 355с.

18 Хасбулатов Р.И. Международное предпринимательство: Учеб. - М., 2015.

19 Официальный сайт ОАО "НК Роснефть" / Годовой отчет за 2014 год [Электронный ресурс]: URL: http://www.rosneft.ru/attach/0/02/01/a_report_2014.pdf.

20 Там же.

21 Закон Самарской области "О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области" от 09.11.05, № 198-ГД, (ред. от 06.02.15).

22 Официальный сайт Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" / Рейтинг инновационного развития субъектов РФ 2014 [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/primarydata/rir2014.

23 Официальный сайт Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" / Рейтинг инновационного развития субъектов РФ 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/primarydata/rir2015.

24 Официальный сайт Информационно-аналитического агентства "Центр гуманитарных технологий " // Глобальный индекс инноваций 2014. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/07/18/6841.

25 Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности WIPO // Глобальный инновационный индекс 2015. URL: http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_gii_2015.pdf.

26 Официальный сайт Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" / Рейтинг инновационного развития субъектов РФ 2014 [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/primarydata/rir2014.

27 Официальный сайт Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" / Рейтинг инновационного развития субъектов РФ 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/primarydata/rir2015.

Просмотров работы: 1024