НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ РФ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ РФ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В экономике налоги и налоговые системы занимают значительное место, являясь инструментом воздействия государства на внутренние процессы страны и выполняя множество функций.

Налоговая система – это совокупность предусмотренных налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

Каждый субъект РФ из налоговых и неналоговых поступлений формирует бюджет субъекта РФ.

Из этих бюджетов формируется Консолидированный бюджет субъектов РФ, а затем из консолидированного бюджета субъектов РФ и Федерального бюджета формируется Консолидированный бюджет РФ (рисунок 1).

Рисунок 1. Бюджетная система РФ

Консолидированный бюджет РФ на 1 января 2015 г. составляет 26 371 млрд. рублей. Из них консолидированный бюджет субъектов составляет 8 905 млрд. рублей. Опираясь на данные МинФина, можно проследить тенденцию роста Консолидированного бюджета за последние несколько лет (рисунок 2).

Рисунок 2. Консолидированный бюджет РФ, динамика исполнения доходов, млрд. руб.

Рассмотрим теперь тенденции развития Консолидированного бюджета субъектов за последние несколько лет и долю каждого субъекта в консолидированном бюджете субъектов РФ.

Нужно подчеркнуть, что большую долю в консолидированном бюджете субъектов занимает Центральный федеральный округ. Сумма консолидированных бюджетов субъектов, которые в него входят, составляет на 1 января 2015 г. 2 899 млрд. рублей, что составляет 33% от общей суммы бюджета. На втором месте стоит Приволжский ФО. Он занимает долю в 15 %. Самый низкий показатель в Северокавказском ФО - всего 4% (350 млрд. рублей) (рисунки 3.1 и 3.2).

Разница в показателях обусловлена различными факторами, начиная от природно-климатических и заканчивая демографическими факторами.

Также стоит заметить общую тенденцию повышения доходов субъектов РФ, входящих в федеральные округа за период 2012-2015 гг.

Рисунок 3.1. Динамика консолидированного бюджета РФ по Федеральным округам за 2010-2015 гг.

Рисунок 3.2. Доля консолидировованных бюджетов субъектов в консолидированном бюджете РФ

Рассмотрим структуру доходов консолидированного бюджета РФ.

Основными статьями выступают:

- Налог на прибыль организаций;

- Налог на доходы физических лиц;

- Акцизы;

- Налог на имущество организаций;

- Налог на добычу полезных ископаемых.

А теперь можно соотнести показатели и разобраться с долей отдельных статей консолидированного бюджета субъектов РФ, входящих в федеральные округа, в консолидированном бюджете РФ.

Начнём с налога на прибыль организаций.

В РФ на 1 января 2015 г. этот налог составил 1 961 млрд. рублей (рисунки 4.1 и 4.2).

Рисунок 4.1. Динамика консолидированных бюджетов субъектов по налогу на прибыль организаций в консолидированном бюджете РФ

Рисунок 4.2. Доли консолидированных бюджетов субъектов по налогу на прибыль организаций в консолидированном бюджете РФ

Наибольшую долю занимает Центральный ФО (36%), затем можно выделить Уральский, Приволжский и Северо-западный Федеральные округа. Они занимают доли от 16 до 12%. Остальные регионы занимают доли ниже 10%.

По налогу на прибыль организаций можно проследить следующую тенденцию изменения с 2012 по 2015 г. Количество налога, поступающего в Консолидируемый бюджет субъектов РФ, было неравномерным. За 2013 г. доля поступлений снизилась по всем ФО, а уже к 2015 г. дошла до уровня предыдущих периодов, а в некоторых регионах даже превысила уровень 2012 г.

Но это не всегда означает, что реальная прибыль организаций возросла, это может быть связано и с инфляцией, и с тем, что данный показатель исчисляется в рублях.

Налог на доходы физических лиц составил 2 679 млрд. рублей (рисунки 5.1 и 5.2).

Рисунок 5.1. Динамика консолидированных бюджетов субъектов по НДФЛ в консолидированном бюджете РФ

Рисунок 5.2. Доли консолидированных бюджетов субъектов по НДФЛ в консолидированном бюджете РФ

Здесь можно наблюдать похожую ситуацию, ЦФО занимает долю 39%, далее идут ПФО, УФО и СЗФО и так далее.

Также тут прослеживается общая тенденция к повышению количества собираемых налогов.

Акцизы занимают не такую большую долю, как предыдущие, и составляют 478 млрд. рублей (рисунки 6.1 и 6.2).

Рисунок 6.1. Динамика консолидированных бюджетов субъектов по акцизу в консолидированном бюджете РФ

Рисунок 6.2. Доли консолидированных бюджетов субъектов по акцизу в консолидированном бюджете РФ

Здесь наблюдается немного другая картина. ЦФО продолжает занимать лидирующее положение в 28%, но можно заметить, что доля Приволжского ФО, составляя 24%, является тоже значительной.

В целом только в Приволжском ФО наблюдается тенденция повышения этого налога. По остальным федеральным округам этот налог имеет тенденцию снижения.

Такая ситуация могла быть вызвана ограничением времени на приобретение алкогольных напитков и повышением цен на сигареты, так как в основном акциз распространяется на эти виды товаров.

Налог на имущество организации, составляя 634 млрд. рублей, ведет себя подобно налогу на прибыль, но он гораздо меньше (рисунки 7.1 и 7.2).

Рисунок 7.1. Динамика консолидированных бюджетов субъектов по налогу на имущество организаций в консолидированном бюджете РФ

Рисунок 7.2. Доли консолидированных бюджетов субъектов по налогу на имущество организаций в консолидированном бюджете РФ

Здесь наблюдается такое же распределение регионов по местам, как и в налоге на прибыть организаций, и прослеживается общая тенденция к увеличению поступаемости этого налога.

И, наконец. Налог на добычу полезных ископаемых. В консолидированном бюджете субъектов он составляет 46 237 млн. рублей (рисунки 8.1 и 8.2).

Рисунок 8.1. Динамика консолидированных бюджетов субъектов по НДПИ в консолидированном бюджете РФ

Рисунок 8.2. Доли консолидированных бюджетов субъектов по НДПИ в консолидированном бюджете РФ

Если рассмотрим представленные диаграммы, то заметим, что структура распространения этого налога по округам существенно различается.

Первое место, с долей в 47%, занимает Дальневосточный федеральный округ, затем, с долей в 29%, стоит выделить Сибирский ФО. Что касается остальных ФО, то они занимают доли меньше 10%.

Можно сделать вывод, что ДФО и Сибирский ФО, даже с учётом их долей по другим налогам, играют важную экономическую роль для нашей страны.

Структура налоговой системы любого государства определяется следующими факторами:

1) уровнем экономического развития;

2) господствующими производственными отношениями;

3) господствующей в обществе экономической доктриной;

4) государственным устройством общества;

5) историческим развитием налоговой системы.

Согласно мнению некоторых исследователей, российская налоговая система во многом не отвечает реалиям российской действительности, не соответствует базовым критериям эффективности и справедливости и не способствует реализации инновационной стратегии развития на уровне малого и среднего бизнеса.

Кроме того, налоговую систему России можно охарактеризовать как перенасыщенную управляющими и контролирующими органами.

По агрегированному показателю качества налоговой системы Россия занимала в 2014 г. 130-е место из 178 стран мира. В 2015 г. по этому же показателю Россия занимает уже 112-е место.

Модернизация российской экономики требует, прежде всего, модернизации администрирования налоговой системы, в целях пересмотра удельного веса федеральных, региональных и местных налогов, правильного определения налогового бремени, усиления значимости экономических функций налогов, определения экономического и налогового потенциалов российских регионов.

Налоговый потенциал, в широком смысле, – это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории.

Относительно высокое налоговое бремя в высокоразвитых странах сочетается с высоким уровнем среднедушевых ВВП и доходов населения.

Налоговое бремя и среднедушевой валовой внутренний продукт – это корреспондирующиеся понятия.

По уровню ВВП, приходящегося на душу населения, Россия серьезно отстает от западных стран, а по налоговому бремени стоит в одном ряду со Швейцарией, Великобританией, Германией.

На примере экономических потенциалов федеральных округов, которые являются основой налогового потенциала, было показано, что их налоговый потенциал должен отличаться, поскольку социально-экономическое, географическое, демографическое, климатическое и прочее различно.

Необходимо хотя бы на мегауровне учесть специфические отличия в российской налоговой системе, поскольку она определяется их экономическим и налоговым потенциалом. Впоследствии региональные налоги в зависимости от объективных экономических условий могут и должны также различаться, в первую очередь, это касается налогообложения сферы природопользования, где должны появиться новые налоги, так как дифференциация НДПИ имеет определенные границы, все экологические платежи должны превратиться в налоги.

Эффективность налоговой системы следует определять не затратами на взимание налогов, а социально-экономической результативностью их использования.

Необходимо шире использовать неналоговые формы доходов (муниципальные займы, региональные и муниципальные пенсионные и инвестиционные фонды, банки, систему лицензирования и концессий).

Использование любых налоговых форм должно учитывать уровень богатства страны. Налоги призваны обеспечивать рост богатства путем социализации части индивидуальных богатств, в свою очередь, налоговые формы и налоговые ставки должны соответствовать уровню общественного богатства страны, величине ее ВНП и его душевому потреблению.

Россия относится к числу немногих самодостаточных стран по кадровой, ресурсной и земельной обеспеченности, протяженности и различий климатических условий ее народнохозяйственного комплекса.

Все это требует учета в налоговой системе и в налоговой политике региональных особенностей экономических и налоговых потенциалов и создания налоговых анклавов в различных формах свободных экономических зон.

Список использованной литературы

1.Джусоева Лариса Хасановна. Теоретические и практические аспекты использования налогового потенциала региона в планировании налоговых поступлений // УЭкС. 2012. № 40 (40). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty-ispolzovaniya-nalogovogo-potentsiala-regiona-v-planirovanii-nalogovyh-postupleniy (дата обращения: 10.04.2016).

2.Залуцкая Наталья Михайловна. Налоговый потенциал как фактор территориального развития // Вестник БГУ. 2012. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nalogovyy-potentsial-kak-faktor-territorialnogo-razvitiya (дата обращения: 28.03.2016).

3.Туктарова Ф. К., Талышева Т. В., Генгина А. В. Формирование и оценка налогового потенциала региона // УЭкС. 2013. №51 (3). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-otsenka-nalogovogo-potentsiala-regiona (дата обращения: 17.04.2016).

4.Тюрина Ю. Г. Современные подходы к определению налогового потенциала региона // Проблемы современной экономики. 2014. № 3 (51). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-opredeleniyu-nalogovogo-potentsiala-regiona (дата обращения: 17.04.2016).

5.Министерство финансов Российской Федерации (Официальный сайт) URL: http: // minfin.ru.

Просмотров работы: 933