НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Бикметова Э.В. 1
1Башкирский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Жизнь и процветание любой страны в большинстве зависит от социальной деятельности государства и его общественных институтов, от уровня государственной поддержки тех или иных социальных слоев населения. В условиях современной жизни, развития экономики страны обновляется сфера общественной жизни, отсюда следует и обновление системы законодательства, которое должно отражать потребности общества.

Одним из приоритетных направлений как федеральных, так и региональных органов государственной власти является грамотная и продуманная государственная молодежная политика, так как именно молодежь является основой будущего гражданского общества Российской Федерации. Молодежь – это жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода. В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, к формулировке эвристических подходов, максимально работоспособен» - считает ректор Института молодежи И.М.Ильинский. Именно поэтому данная «энергия» стремится удовлетворить свои интересы, путем создания различных объединений.

Молодежная политика – это деятельность собственно государственных органов, а также политических и общественных объединений, прочих субъектов общественных отношений, направленная на осуществление продуманного воздействия на социальное становление и развитие молодежи. 1

Термин «молодежная политика» был широко введен в общественно-политическую и научную литературу в 1950-х годах, что обусловливалось как оформлением молодежи в самостоятельную социальную группу, так и необходимостью самоопределения в социально-политической сфере. В начале 70-х годов XX века большинство стран мира начинают рассматривать молодежную политику как самостоятельное направление в государственном планировании. Подтверждением тому становится принятие специальных программ и законов, направленных на расширение прав молодежи во всех сферах общественной жизни.

Впервые на территории Российской Федерации данное понятие было употреблено в 1993 году в документе под названием «Основные направления государственной молодежной политики Российской Федерации». Целью данного направления является создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежной объединений, движений и инициатив.

Формирование молодежной политики в Российской Федерации начинается с 1990-х годов. За столь короткое время были определены направления и механизмы реализации государственной молодежной политики, однако все еще не существуют внутренних законов, систем построения, а также единого общепризнанного стандарта, правил и традиций.

Развитие молодежной политики на прямую зависит от уровня развития нормативно-правового содержания. Целью создания нормативно-правовой базы является защита молодежной политики от изменений во внешней и внутренней политике государства, интересов отдельных личностей, определяющих и организующих реализацию молодежной политики.

В Российской Федерации действует несколько специализированных нормативных документов, регулирующих молодежную политику. Во-первых, это закон, гарантирующий поддержку государством молодежных и детских общественных объединений (опубликован 28 июля 1995 года под № 98-ФЗ).2 Во-вторых, это закон, касающийся высшего и послевузовского профессионального образования (от 22 августа 1996 года, № 125-ФЗ). Косвенно регулируют молодежную политику законы о физической культуре и спорте (от 29 апреля 1999 года, № 80-ФЗ) и о профилактике правонарушений и безнадзорности в среде несовершеннолетних (от 24 июня 1999 года, № 120 ФЗ).3

Кроме вышеперечисленных есть огромное количество нормативно-правовых документов, которые регулируют общественные отношения в сфере государственной молодежной политики. Среди них международные документы, федеральные и региональные законы, постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, подзаконные акты Президента РФ и Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств РФ, нормативно-правовые акты законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, муниципальные правовые акты. Все эти документы, в общем, и составляют законодательство России, которое направлено на регулирование молодежной политики.Кроме вышеперечисленных документов существует масса концепций, которые напрямую касаются развития молодежной политики. Одной из самых основных и важных является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, 4 данная концепция была утверждена еще в 2008 году. В данной концепции отдельное внимание уделяется молодежной политике, которой посвящен целый раздел. Цель в концепции соответствует целям, которые выдвигает Министерство образования. К таковым, например, относятся цель по «обеспечению соответствия школьного образования предпочтениям, способностям и жизненным планам школьников и их семей, перспективным задачам развития России», «созданию эффективной системы социализации детей и молодежи, выявление и развитие молодых талантов, «сделать доступным образование для детей и молодежи с ОВЗ и инвалидов».

Однако главная цель концепции заключается в том, чтобы создать условия для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также помочь в развитии потенциала молодежи и использовать данную инициативу для достижения интересов государства. Для достижения данных целей предлагается использовать несколько задач, например: вовлечь молодежь в социальную практику и дать возможность саморазвитию, поддержать активность молодежи, заниматься патриотическим воспитанием, содействовать формированию правовой, культурной и нравственной ценности среди молодого поколения.

Данные задачи нашли свое отражение в материалах и решениях Государственного совета РФ «О молодёжной политике в Российской Федерации» 17 июля 2009 г. В данном решении было сказано, что не только государство должно заниматься поддержкой инициативной молодежи, но и общественные структуры, бизнес-сообщества не должны забывать, что они также могут и должны им помогать. Именно поэтому был установлен единый возраст кандидатов для избрания в представительные органы муниципального самоуправления — 18 лет.

Это было сделано для того, чтобы молодежь смогла реализовать свои идеи и проекты в жизни. Немаловажным способом воздействия на совершенствование государственной политики оказывают законы федерального значения. Например, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который включает в себя способы и формы воспитания детей и молодежи на территории Российской Федерации. Дальнейшему правовому упорядочению сферы молодежной политики способствовало в 2009-2012 годах принятие международных документов, посвященных государственной молодежной политике по линии СНГ. К числу таких документов относится стратегия международного молодежного сотрудничества государств — участников Содружества независимых государств на период до 2020 года, которая была утверждена решением Совета глав государств СНГ от 10.12.2010 г. В данной стратегии были определена основа, которая связана с развитием молодежного сотрудничества, а также раскрытие потенциала молодежи. В числе форм и механизмов стратегического сотрудничества в молодежной сфере, данный документ создает базу проектов молодежи, помощь в их реализации, а также возможность проведения мероприятий, с которыми выступает молодежь. Кроме того, что сфера молодежной политики регулируется на федеральном и международном уровне регионы также не могут оставить данный вопрос без внимания. Помимо того, что в регионах России не только раскрываются общие положения, но и вводятся главы, которые помогают раскрыть ключевые проблемы молодежной политики.

Несмотря на такой объем, нормативно-правовых актов связанных косвенно или напрямую с молодежной политикой остается огромное количество вопросов, на которые нужно найти ответы. Кроме этого существует проблема, которая остается до сих пор нерешенной - это отсутствие единого федерального закона который бы являлся основой молодежной политики в Российской Федерации.

Как следствие, очень часто законы регионов Российской Федерации вступают в противоречие с федеральными законами, хотя должны конкретизировать друг друга.

В современных условиях государственная молодежная политика призвана стать универсальным инструментом по преобразованию страны. Эффективный сценарий развития событий требует заинтересованности со стороны всех участников процесса, начиная с государственных органов, общественных организаций и заканчивая самой молодежью. Стратегическая цель молодежной политики должна быть максимально связанной с глобальной стратегией развития России как государства.

В настоящее время понятия «молодёжь» и «молодёжный» встречаются в 14 законодательных актах, принятых в Российской Федерации. Среди них ФКЗ «О Правительстве РФ», Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений», «Об общественных объединениях», «О воинской обязанности и военной службе», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», закон Российской Федерации «Об образовании» и др. Несмотря на наличие такого большого количества нормативных актов, законодатель однозначно не определяет термин «молодёжь». Анализ научной литературы по вопросам правового статуса молодёжи показал, что он, в основном, нацелен на изучение особенностей правового регулирования труда молодёжи, социологические исследования доли молодёжи, психологические аспекты молодёжного возраста.

На сегодняшний день существует огромное количество молодежных объединений, которых объединяет одно - это работа с молодежью и создание условий для достижения цели и удовлетворения интересов молодых людей.

Однако, как было сказано выше нет четкого нормативно-правового регулирования, что дает возможность анархично создавать молодежные организации, которые на деле не приносят никакой пользы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);

  2. Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/103544

  3. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 26.04.2016) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

  4. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

  5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment.

  6. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 03 июня 1993 года № 5090-I "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sbornik-zakonov.ru/245079.html.

  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=347726#0

  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/199483.

  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf

  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/1584972/

  11. Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 года № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/106683.

  12. Указ Президента Российской Федерации от 15 сентября 1994 года № 1922 «О Федеральной программе «Молодежь России»» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=219183&dst=100012#0

  13. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/90356.

  14. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/94365.

Специальная литература:

  1. Бабинцев В.П., Морозова Т.И., Реутов Е.В. Самоорганизация российской молодежи: препятствия и механизмы. Монография. Белгород, 2009. 35 с.

  2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический пор- трет. М., 2010. 215 с.

  3. Голубев С.В., Шалаев В.П. Молодежные организации как фактор гражданского общества в современной России: синергетический аспект (по материалам Республики Марий Эл) // [Электронный ресурс]: http://www.regioncentre.ru/generation/publications/publication7. Центр изучения молодежи «Поколение NET» при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров.

  4. Елишев, С.О. Молодёжная политика в процессе формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. URL: http://elibrary.ru/download/44053170.pdf. - 11.12.2012 г.

1 О Федеральной программе Молодежь России: Постановление Правительства РФ // СЗ РФ. 2010. № 2. Ст. 172

2 Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/103544.

3 Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/12116087.

4 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/94365.

Просмотров работы: 929