РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В РЕШЕНИИ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В РЕШЕНИИ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ

Спыну А.А. 1
1СВФУ Институт психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Управление современной российской системой социальной поддержки населения переживает серьезные процессы модернизации, актуализирующие задачу социологического анализа социальных эффектов деятельности социальных служб. Поэтому необходимо изучать проблемы молодежи, анализировать работу социальных служб для молодежи. Так как молодежь – это часть современного общества, несущая особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге - за выживание народов как культурно-исторических общностей.

Молодёжь — это особая социально-демографическая группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума [6].

Ю. А. Зубок утверждает, что молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально-демографическую группу. Молодежь является наиболее энергичной, образованной, физически и профессионально подготовленной, мобильной, быстро воспринимаемой достижения научно-технического прогресса, более адаптированной к изменившимся социально-экономическим условиям, требованиям рыночной экономики [2].

Существующие экономические и социальные программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению особо важных, по мнению молодежи, сторон жизни, налаживание обратной связи. В современной молодежи заложен прообраз российского будущего. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России — это будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от настроя на активное участие в них российской молодежи. Следовательно, необходимо эффективное содействие динамичному развитию молодежного рынка труда.[1]

Допустимо утверждать, что недостаточное представительство молодежи в управленческих структурах выступает в качестве фактора, препятствующего модернизационному и по сути своей демократическому процессу в России. Но с другой стороны, можно отметить, что в последние годы Российская Федерация пытается всеми способами поддерживать молодежь в различных сферах: образование, трудоустройство, волонтерство и т.д.[3]

Основным нормативно-правовым актом в сфере труда и занятости является Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Данный документ определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

На основании российского законодательства безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста, и трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения.

Безработица — это неотъемлемая часть рынка труда, она имеет как позитивные, так и негативные последствия, которые выражаются в социальных и экономических аспектах.

Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи были созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, она занимается не только решением проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйствующих субъектов (работодателей и работников). Оказание помощи в трудоустройстве молодежи — одно из приоритетных направлений деятельности центра занятости населения.[4]

Организация занятости молодежи — сложная многоплановая проблема, носящая межведомственный характер. Она находится на стыке интересов целого ряда структур — службы занятости населения, образовательных учреждений и органов управления образованием, органов местного самоуправления и предприятий.[5]

Таким образом, содействие занятости и трудоустройству молодежи может быть организовано по нескольким направлениям:

  1. Образование молодежи — проблема комплексная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи.

  2. Содействие профессиональной подготовке молодежи.

  3. Изменение порядка приема молодежи на работу. Работодатели сегодня предъявляют завышенные требования к молодым специалистам.

  4. Квотирование мест для молодежи.

  5. Развитие предпринимательской деятельности. В системе занятости молодежи характерной является частичная или скрытая безработица, когда работодатель дает возможность трудиться неполный рабочий день, неделю или официально не регистрирует работника.

  6. Привлечение молодежи к оплачиваемым общественным работам.

  7. Организация ярмарок вакансий. В целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве в ходе сотрудничества с работодателями служба занятости организует ярмарки вакансий.

  8. Создание специальных молодежных организаций для решения проблемы занятости.

  9. Создание средств массовой информации для молодежи. Это позволит непосредственно стимулировать молодежные проекты и позитивно окрасит информационное пространство.

  10. Правовое регулирование молодежной политики. Необходимость формирования современной законодательной базы в области государственной молодежной политики определяется сохранением, а нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативно отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятельности и перспективах ее развития.

В заключении можно сказать (резюмируя выше изложенное можно отметить) , что сложившаяся ситуация на российском молодежном рынке труда является достаточно напряженной. Проблемы занятости молодежи во многом связаны с объективными процессами — сокращением рождаемости, ухудшением физического и психического состояния здоровья, снижением уровня жизни населения и влиянием социально-экономических факторов на образ жизни молодого человека. Трудовая социализация молодежи происходит в условиях противоречивых и неоднозначных структурных изменений в политической, экономической, социальной и духовной сферах. А поскольку молодежный контингент крайне неоднороден по возрасту, образовательному и профессиональному уровню, каждый нуждается в особом подходе к решению проблемы занятости.

На основе теоретического анализа литературы можно предложить следующие меры по борьбе с молодежной безработицей:

  • Проведение систематической работы в области профессиональной направленности и ориентации молодежи;

  • Разработка различных программ социальной адаптации для молодых специалистов;

  • Информирование молодежи о положении на рынке труда, о востребованных профессиях (ТВ, социальные сети);

  • Проведение семинаров по профессиональной ориентации для школьников из неблагополучных семей при посещении школ, детских домов, интернатов, воспитательной колонии и др.

  • Усовершенствование системы информационного обеспечения рынка труда.

Использованная литература

  1. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью.- М.: Гардарики, 2008.

  2. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного. – СПб.,1998.

  3. Ковалева А.И. Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.,1999.

  4. Мутко В.Л. Государственная молодежная политика и гражданское становление молодежи// Молодежь в российских регионах: перспективы гражданского и профессионального становления . – М. 2006.

  5. Скворцов Э.Г. Духовный и нравственный потенциал социальной политики // Социальное развитие молодежи: тенденции, перспективы, проекты. Выпуск 4. – Чеб., 2005.

  6. Хохлушкина Ф.А. Образование и жизненные траектории молодежи. - М., 2011;

Просмотров работы: 2002