ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДИСКОТЕКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДИСКОТЕКИ

Чинякова Н.И. 1, Фадейчев П.С. 2
1МГПИ имени М. Е. Евсевьева
2МГПИ им. М. Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воспитательный процесс школьников важное направление образования, являющееся ведущим средством формирования личностных качеств детей и усиливающее продуктивность их учебной работы. От его результатов во многом зависит где, как, с какой целью и эффективностью будут применяться обучающимися полученные знания и умения. Воспитательная работа осуществляется на уроках, но наиболее доминантную позицию она приобретает во внеклассной деятельности школьников, формы организации которой не имеют строгого регламента и в большей степени включают элементы из различных сфер жизни общества. Это активизирует связи обучения с социальной средой, способствует ускоренной адаптации и самоактуализации учащихся в ней.  

Довольно часто можно наблюдать использование в педагогическом процессе вызывающие повышенный интерес у детей и юношества нехарактерные для образования организационные формы или их структурообразующие и содержательные компоненты. Примером этому может служить дискотека, обеспечивающая определенным образом реализуемое общение с музыкой, которая имеет выраженную популярность среди современного подрастающего поколения и широкое распространение в общественной среде. Однако музыкальное искусство и другие элементы дискотек не всегда в полной мере выполняют заложенные в них педагогические функции, что в условиях школы минимизирует эффективность мероприятия, включенного в учебно-воспитательный процесс и, следовательно, подчиняющегося его целям. Для определения возможности преодоления данной ограниченности важно выявление ее причин, к которым, на наш взгляд, относится следующее.

В СССР первые дискотеки появились в середине 70-х годов ХХ века и довольно быстро получили широкое распространение. Так, А. Ю. Жданов в 1993 году указывает, что дискотека «уже на протяжении более 15 лет является популярной в среде подростков и молодежи формой организации досуга» [1, с. 3]. Это отношение к ней стимулировало появление исследований разных аспектов дискотеки (А. Ю. Жданов, А. С. Запесоцкий, Ю. И. Козюренко, Л. Б. Переверзев, Ю. Л. Томилин, А. К. Троицкий и др.), авторы которых в своих работах единогласно отмечают ее большие воспитательные возможности. Именно данный положительный потенциал обусловил отсутствие в государстве с тоталитарным режимом жестких запретов на проведение дискотек, при обязательном контроле их содержания со стороны комиссий из числа работников политических, культурно-просветительских, образовательных учреждений и организаций. Не случайно А. С. Запесоцкий пишет: «В нашей стране дискотеки развивались и лет десять существовали не просто как танцы, а как часть культурно-просветительской работы – в виде своеобразного лектория» [2, с. 26].

Однако надо отметить, что представленная оценка может соответствовать дискотекам, проводимым в основном в крупных городах и известными их энтузиастами (А. С. Запесоцкий, А. К. Троицкий, С. Ю. Минаев и др.). В целом по стране уровень реализации педагогического потенциала на разных дискотеках был различным. Одним из главных факторов, влияющих на данную заметную разницу, является быстрое и повсеместное распространение дискотек в стране, связанное со стремлением населения перенести на отечественную почву невероятно популярное «заграничное чудо», которое было интересно отечественной публике. Но для осуществления такой цели требуется дееспособная организационно-инициативная группа людей, подготовленный диск-жокей, доступ к музыкальной и вербальной информации, наличие соответствующего зала со специальной аппаратурой, присутствие специфического персонала, помогающего реализации мероприятия (танцоров, организующих публику, артистов, демонстрирующих развлекательные номера, и т. п.). Для многих из тех, кто хотел проводить дискотеки, указанные требования были невыполнимыми, поскольку обучение диск-жокеев велось спорадически и не могло удовлетворить повсеместно и все количество желающих, имеющих разные запросы и уровень подготовленности; финансирование проведения дискотек имели малые объемы или отсутствовали совсем, а самофинансирование затруднялось из-за несовершенства существующих правил экономических отношений; качественное оборудование не продавалось в магазинах, а имеющееся обычно не отвечало потребностям; фонозаписи музыки и информация о ней добывались с трудом и т. д.

Сказанное в период становления дискотек обусловило частую минимизацию разницы между ними и обычными танцевальными вечерами. Например, места их проведения оборудовались лишь тем, что к потолку закреплялся самодельный крутящийся зеркальный шар, на который направлялся луч света, а деятельность диск-жокея сводилась к объявлению известных ему названий композиций и имен исполнителей. Музыкальный материал нередко не представлял собой единую, заранее составленную программу, а складывался в ходе развертывания мероприятия согласно пожеланий присутствующих посетителей.

Данный вариант проведения дискотек стал на долгое время наиболее распространенным в общеобразовательной школе, не имеющей возможности соответствующим образом оборудовать актовый или спортивный зал и подготовить или пригласить диск-жокея, способного реализовать мероприятие на достойном уровне. Однако отказаться от осуществления дискотек в таких условиях школы обычно не могли, так как присутствовал большой интерес к ним со стороны обучающихся. Основываясь на данной заинтересованности, в содержание дискотек нередко включался музыкально-образовательный материал, проводились действия по развитию у школьников личностных качеств, коммуникативных умений и т. д. Целенаправленная реализация всего перечисленного способствовала решению учебно-воспитательных задач образовательного процесса. Более того, разрешение на проведение дискотеки и право участия в ней определенных учащихся или коллективов классов стало в школах рычагом налаживания дисциплины и стимулирования улучшения успеваемости. Также деятельность в роли диск-жокея или члена оргкомитета дискотеки позволяла школьникам проявить себя как лидера, стать известной и нередко авторитетной личностью среди учеников и учителей, расширить музыкальные знания и освоить определенные действия. Данный приобретаемый опыт передавался последователям, что постепенно формировало традиции проведения дискотек в конкретной школе.

Социально-экономические преобразования и технический прогресс способствовали активизации индустрии развлечений в России. Развитие информационных технологий и расширение социальных свобод сделали более доступным содержательный материал для дискотек. Появилась возможность подготовки их организаторов и Ди-Джеев. Так, в 1996 г. по инициативе DJ Славы Финиста при Российской академии музыки имени Гнесиных открылась первая школа для Ди-Джеев (по некоторым источникам единственная официальная школа в Европе), а с появлением специалистов в данной области количество образовательных проектов аналогичной направленности возросло (например, Ди-Джей школа Music Academy, основанная Д. Яблонским (DJ Deny) в 2008 г.).

В 90-х годах в России появились ночные клубы, для которых основным источником доходов стала продажа алкоголя и бронирование столиков, а мотивом посещения являлись не только танцы, но и возможность познакомиться, пообщаться. Ночные клубы начали конкурировать по популярности с дискотеками. Однако для школы именно дискотеки по сей день остаются наиболее оптимальными, при целенаправленной организации создающие условия для решения учебно-воспитательных задач в интересной досуговой деятельности.

Список использованных источников

  1. Жданов, А. Ю. Педагогические основы деятельности руководителя дискотеки по предупреждению негативных проявлений в поведении подростков: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / А. Ю. Жданов. – М., 1993. – 23 с.

  2. Запесоцкий, А. С. Из истории молодежной культуры: Возникновение и развитие дискотек / А. С. Запесоцкий. 2-е изд. – СПб : СПбГУП, 2004. – 44 с.

Просмотров работы: 270