ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА

Чинякова Ю.В. 1, Чинякова Н.И. 2
1ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
2Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В большинстве сфер своего существования цивилизация сегодня достигла достаточно высокой ступени развития, что требует готовности ее субъектов к продуктивному функционированию в социуме. В данном контексте важную роль играет способность людей качественно выполнять профессиональные задачи, обеспечивая себя и общество возможностью жить на имеющемся уровне, а также двигаться в направлении дальнейшего прогресса. Это актуализирует проблему воспитания творческого, активного человека. Более того, современная действительность показывает, что в условиях технократизма, коммерциализации, преобладания индивидуальных интересов над коллективными, распространения в социуме множества негативных явлений возрастает необходимость повышения внимания к формированию положительных личностных качеств у населения, независимо от профессиональной принадлежности его субъектов. Указанные потребности в системе высшего образования служат основой к всестороннему развитию обучающихся, не замыкаясь на формировании у них только профильных знаний и навыков. Это находит отражение, например, в изучении студентами вузов разной направленности истории, философии, иностранного языка, социологии и т. д. Их освоение способствует обеспечению готовности решать профессиональные задачи будущими специалистами, через формирование у них определенных компетенций, в первую очередь общекультурных. Не случайно Д. Б. Бабаев и В. В. Чекмарев подчеркивают, что актуальная для ВПО культурная составляющая предполагает с чтением курсов и спецкурсов, семинарами, одновременно «и такую постановку всего учебного процесса, которая обеспечила бы формирование современного «культурного человека», способного нести приобретенную «культуру в массы народа» [1, с. 54].

Достижение данной цели возможно не только посредством реализации учебных дисциплин, но и в рамках различных видов воспитательной работы и художественного творчества обучающихся. К таковым, в частности, относится довольно широко присутствующая в учреждениях высшего образования деятельность студентов в сфере музыкального творчества, имеющего повышенный интерес у современной молодежи. Надо отметить, что этот вид функционирования обучающихся обладает, на наш взгляд, большим потенциалом, способствующим становлению специалистов, будущая профессиональная деятельность которых не связана с музыкой и реализацией в ней. Рассмотрим ведущие положения данных перспектив на примере экономического образования.

Музыкальная деятельность студентов чаще осуществляется как исполнение и слушание музыки на занятиях в студиях, кружках, творческих объединениях, на воспитательных мероприятиях музыкальной и общекультурной направленности. Планомерность и систематичность их проведения организует действия участников и позволяет целенаправленно совершенствовать обучающихся, стимулировать интерес к искусству и самовыражению в нем, что повышает перспективы повышенной эффективности реализуемой деятельности. Наиболее очевидными результатами общения студентов с музыкой является формирование их культуры и личностных качеств, вытекающих из функций музыки. Но данное совершенствование может иметь продолжение, если рассматривать его как основу профессионального становления в сфере экономики.

В ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), утвержденного Минобрнауки России (приказ №1327 от 12.11.2015 г.), обозначены требования к результатам обучения – обладание выпускниками определенными компетенциями [2, с. 8]. Формированию некоторых из них может способствовать музыкальная деятельность студентов. Так, развитие умений коммуникации на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4), получит дополнительную практику не только в переводе иноязычных текстов песен, но и в понимании смысла международного языка музыки как своеобразного средства передачи информации, отражающей традиции культуры определенного народа и взаимоотношений его представителей. Содержание произведений искусства всегда имеет идею, образно-драматургическое развитие, в которые заложены смысловые элементы философского, исторического, психологического и иного знания. Следовательно, интерпретация музыкальных сочинений помогает формированию мировоззренческой и гражданской позиции бакалавров (ОК-1, 2).

Музыкальная деятельность всегда связана с публичностью реализации, учитывающейся также при ее освоении и анализе результатов. Включаясь в данное функционирование, студент получает практику работы в коллективе, толерантно воспринимая различия его участников (ОК-5), подразделяющихся на «категории исполнителей, слушателей, педагогов и организаторов, ролевое взаимодействие которых обеспечивает осуществление» общения с музыкой [4, с. 178]. Указанные условия повышают ответственность бакалавров за свои действия, активизируют поиск оптимальных организационно-управленческих решений (ОПК-4, ПК-9, 11), стимулируют их к самоорганизации и самообразованию (ОК-7). Развивая указанные способности в сфере реализации музыкальной деятельности, студент может впоследствии адаптировать их и в профессии. Учитывая специфику современного социума, в ходе организации или реализации музыкальных концертов, конкурсов и т. д. могут быть весьма востребованы экономические и правовые знания бакалавров (ОК-3, 6), например, для повышения финансовой рентабельности выступления, рекламной компании и т. п.

Отсутствие со стороны субъектов обучения представленного расширенного взгляда на музыкальную деятельность студентов обычно порождает отношение к ней как к фактору, отвлекающему от учебы, развивающему некие способности, актуальные в дальнейшем на уровне личного хобби (посещение концертов, выступления на корпоративах перед сотрудниками будущего места работы и т. д.). Подтверждением сказанному может служить, например, минимальная степень или полное отсутствие учета музыкальных коммуникаций обучающихся в балльно-рейтинговой системе оценки их действий, что демонстрирует и закрепляет поверхностное отношение к этому виду функционирования. Учитывая, что, помимо перечисленного, музыкальная деятельность положительно влияет на физическое здоровье человека (ОК-8) и, направленно воздействуя на психику, способствует формированию «ценностно-эмоционального отношения индивида к профессиональной деятельности», следует стимулировать данные действия, рассматривая более полно их потенциал [3, с. 45].

Список использованных источников

  1. Бабаев, Б. Д. Методология, теория и методика экономики образования / Б. Д. Бабаев, В. В. Чекмарев // Экономика образования. – 2011. – №4. – С. 49-62.

  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 №1327. – 19 с.

  3. Пугачева, Н. Б. Приоритетные задачи высшего профессионального образования в современной теории и практике / Н. Б. Пугачева // Социосфера. – 2011. – № 1. – С. 42-46.

  4. Чинякова, Н. И. Системный подход к классификации учебного концерта / Н. И. Чинякова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2013. – №7. – С. 177-180.

Просмотров работы: 267