Учитывая обязательность требования развития музыкально-исполнительских способностей школьников, их участие в конкурсах позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении, активизировать учебно-творческую деятельность детей, стимулировать посещение занятий в учреждениях дополнительного музыкального образования. Более того, рейтинговый подход в оценке результатов обучения учащихся и формирование ими личных портфолио, отражающих уровень достигнутых побед, сегодня учитывается при поступлении в средние и высшие профессиональные учебные заведения, что мотивирует школьников участвовать в разных музыкальных конкурсах, особенно если ребенок мечтает о карьере исполнителя. Как замечает О. Ю. Филатова, «звание лауреата международного, регионального или даже районного конкурса (не говоря о школьных или вузовских состязаниях) стало необходимым атрибутом современного исполнителя [4].
Присутствующая востребованность к музыкальным конкурсам различного уровня и направленности послужила толчком к их проведению в большом количестве. Особое значение в системе общего образования, на наш взгляд, имеет регулярность их проведения внутри учебно-воспитательного процесса школы. Это позволяет выявить талантливых детей, удовлетворить их желание в реализации данной деятельности, оценить и совершенствовать ее, что открывает перспективы для участия в конкурсах более высокого уровня. По словам С. Л. Емельянцева, многообразные конкурсы, организуемые в образовательной системе, объединяет добровольное участие в них школьников [1, с. 5]. Следовательно, от учителя требуется обеспечить появление этого желания, что подразумевает освоение конкурсных сочинений, умение исполнить их публично и на сцене, преодолев конкурсное волнение и страх быть побежденным. Это потребует проведения индивидуальных занятий с будущим конкурсантом, репетиционной работы, включая и сценический ее вариант, с последующим переходом к исполнительству перед слушателями, которыми могут выступать одноклассники. Такая организация процесса подготовки поможет преодолеть психологические сложности конкурсного исполнительства и создаст благоприятную атмосферу в коллективе класса (интерес, уважение и сопричастность к действиям конкурсанта, заинтересованность в их результатах, формирование желания к участию в конкурсах и т. д.). На этой основе может складываться интерес слушателей к общению с музыкой и исполнительству. Учитывая, что основным фактором педагогической целесообразности конкурса является возможность для самореализации школьника, необходимо его деятельность рассматривать как продуктивную, имеющую социальный характер «с организованным общественным признанием ценности личностных достижений учащихся» [1, с. 9].
Участие в конкурсах позволяет познакомиться с большим количеством произведений, услышать мнения о их исполнении и выработать собственный взгляд на них. Это весьма актуально, поскольку полученные в детстве музыкальные впечатления, как указывает Л. И. Разуткина, «способствуют развитию умений оценивать, понимать и наслаждаться произведениями музыкального искусства на все последующие годы» [3, с. 3]. Конкурс – это всегда стремление достичь наивысших результатов своих способностей, через их развитие; – это восприятие произведений, социализируемых в тех же условиях и с такими же задачами; – это общение исполнителями, имеющими идентичные цели; – это формирование музыкальной культуры, жизненных установок и личностных качеств, которые необходимы человеку в дальнейшем в любой сфере самореализации.
Список использованных источников
Емельянцев, С. Л. Конкурсы достижений как средство самореализации старшеклассников : дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Емельянцев Семен Леонидович. – СПб., 1999. – 172 c.
Конкурс / Педагогический терминологический словарь. – С.-Пб : Российская национальная библиотека, 2006. – URL: http://pedagogical_dictionary.academic.ru/1533/Конкурс
Разуткина, Л. И. Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств : дисс. ... канд. пед. наук : 13 00 01 / Разуткина Людмила Ивановна. – Чебоксары, 2008. – 188 с.
Филатова, О. Ю. О роли музыкальных конкурсов в системе творческих приоритетов современного исполнителя классической музыки / О. Ю. Филатова. – Н. Новгород, 2007. – URL: http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=14316