ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

Чинякова Н.И. 1, Галстян Ю.М. 1
1Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для современного образовательного процесса характерно присутствие разнообразных форм организации учебной деятельности, которые динамично изменяются, дополняются, синтезируются между собой и с инновациями социума. К таковым относится конкурс (от латинского concursus – столкновение, стечение, содействие) – «соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, наилучшие работы» [2]. В сфере музыкального образования конкурсы традиционно используются и имеют довольно широкое распространение. Подтверждением этому служат конкурсы исполнителей на авлосе и кифаре, проводимые в рамках состязаний атлетов на древнегреческих Пифийских играх в Дельте. Пройдя многовековую историю своего развития, музыкальные конкурсы и сегодня продолжают совершенствоваться, на что особенно большое влияние оказывают новшества, связанные с использованием достижений научно-технического прогресса (телекоммуникации, технические средства записи и воспроизведения музыки, мобильность передвижения людей и т. д.).

Учитывая обязательность требования развития музыкально-исполнительских способностей школьников, их участие в конкурсах позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении, активизировать учебно-творческую деятельность детей, стимулировать посещение занятий в учреждениях дополнительного музыкального образования. Более того, рейтинговый подход в оценке результатов обучения учащихся и формирование ими личных портфолио, отражающих уровень достигнутых побед, сегодня учитывается при поступлении в средние и высшие профессиональные учебные заведения, что мотивирует школьников участвовать в разных музыкальных конкурсах, особенно если ребенок мечтает о карьере исполнителя. Как замечает О. Ю. Филатова, «звание лауреата международного, регионального или даже районного конкурса (не говоря о школьных или вузовских состязаниях) стало необходимым атрибутом современного исполнителя [4].

Присутствующая востребованность к музыкальным конкурсам различного уровня и направленности послужила толчком к их проведению в большом количестве. Особое значение в системе общего образования, на наш взгляд, имеет регулярность их проведения внутри учебно-воспитательного процесса школы. Это позволяет выявить талантливых детей, удовлетворить их желание в реализации данной деятельности, оценить и совершенствовать ее, что открывает перспективы для участия в конкурсах более высокого уровня. По словам С. Л. Емельянцева, многообразные конкурсы, организуемые в образовательной системе, объединяет добровольное участие в них школьников [1, с. 5]. Следовательно, от учителя требуется обеспечить появление этого желания, что подразумевает освоение конкурсных сочинений, умение исполнить их публично и на сцене, преодолев конкурсное волнение и страх быть побежденным. Это потребует проведения индивидуальных занятий с будущим конкурсантом, репетиционной работы, включая и сценический ее вариант, с последующим переходом к исполнительству перед слушателями, которыми могут выступать одноклассники. Такая организация процесса подготовки поможет преодолеть психологические сложности конкурсного исполнительства и создаст благоприятную атмосферу в коллективе класса (интерес, уважение и сопричастность к действиям конкурсанта, заинтересованность в их результатах, формирование желания к участию в конкурсах и т. д.). На этой основе может складываться интерес слушателей к общению с музыкой и исполнительству. Учитывая, что основным фактором педагогической целесообразности конкурса является возможность для самореализации школьника, необходимо его деятельность рассматривать как продуктивную, имеющую социальный характер «с организованным общественным признанием ценности личностных достижений учащихся» [1, с. 9].

Участие в конкурсах позволяет познакомиться с большим количеством произведений, услышать мнения о их исполнении и выработать собственный взгляд на них. Это весьма актуально, поскольку полученные в детстве музыкальные впечатления, как указывает Л. И. Разуткина, «способствуют развитию умений оценивать, понимать и наслаждаться произведениями музыкального искусства на все последующие годы» [3, с. 3]. Конкурс – это всегда стремление достичь наивысших результатов своих способностей, через их развитие; – это восприятие произведений, социализируемых в тех же условиях и с такими же задачами; – это общение исполнителями, имеющими идентичные цели; – это формирование музыкальной культуры, жизненных установок и личностных качеств, которые необходимы человеку в дальнейшем в любой сфере самореализации.

Список использованных источников

  1. Емельянцев, С. Л. Конкурсы достижений как средство самореализации старшеклассников : дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Емельянцев Семен Леонидович. – СПб., 1999. – 172 c.

  2. Конкурс / Педагогический терминологический словарь. – С.-Пб : Российская национальная библиотека, 2006. – URL: http://pedagogical_dictionary.academic.ru/1533/Конкурс

  3. Разуткина, Л. И. Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств : дисс. ... канд. пед. наук : 13 00 01 / Разуткина Людмила Ивановна. – Чебоксары, 2008. – 188 с.

  4. Филатова, О. Ю. О роли музыкальных конкурсов в системе творческих приоритетов современного исполнителя классической музыки / О. Ю. Филатова. – Н. Новгород, 2007. – URL: http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=14316

Просмотров работы: 460