Как правило, при осуществлении учебно-концертной подготовки особое внимание уделяется становлению студентов как исполнителей. Но в наиболее благоприятном положении здесь находятся обучающиеся, показывающие отличные и хорошие результаты в этом виде музыкальных действий. По отношению к таким бакалаврам обычно не возникает вопросов о включении их в концертную деятельность. Классные концерты и мастер-классы по исполнительским дисциплинам не проходят без них. Номера в их исполнении входят в отчетные и шефские выступления; они становятся участниками фестивалей, конкурсов и обычно активно проявляют себя на смотрах самодеятельного творчества. Поэтому такие бакалавры получает разнообразный и объемный учебно-концертный опыт, и, имея повышенные результаты в исполнительстве, достигают еще больших высот, которые определяются как недосягаемые многими студентами, имеющими не столь яркие показатели в области публичного, сценического и концертного музицирования. Для развития именно у таких обучающихся концертно-исполнительских компетенций, на наш взгляд, можно использовать следующее.
Обычно для указанных студентов является проблематичным освоение произведений повышенного или высокого уровня сложности, которые традиционно представляют собой показатель мастерства студента-исполнителя и профессионализма его преподавателя. Но в социализации сочинения важно достижение художественных целей, через решение технических задач, что позволяет будущему учителю сделать воплощение художественного содержания профессионально значимым средством выполнения педагогических функций. Следовательно для достижения указанных установок исполняемое сочинение должно быть посильным студенту и тогда он сможет прийти к уровню, соответствующему требованиям его концертной социализации, то есть получить потенциальную возможность участвовать в учебном концерте и реализовать ее. Основой появления этой перспективы служит то, что качественная социализация простого по исполнительским требованиям произведения всегда будет восприниматься публикой лучше, чем исполнение с огрехами более сложного. Также и для самого концертанта не вполне удавшееся выступление может иметь отрицательные психологические результаты, особенно если он приложил много усилий, но так и не смог достичь желаемого звучания сочинения.
Изложенное акцентирует внимание на проблеме оптимального подбора репертуара преподавателем и его умении в сотворчестве со студентом достичь высокохудожественного воплощения произведения, независимо от степени его сложности. И здесь возникает задача трактовки сочинения, в которой воплощаются нюансы его образно-эмоциональной драматургии. Это сложный процесс и преподаватель должен помочь обучающемуся исполнителю его постичь, осознать, что простое произведение – не значит неинтересное, некрасивое, не несущее смысловой и художественно-эмоциональной нагрузки. Доказательством сказанному может служить наличие в репертуаре великих исполнителей прошлого и настоящего очень разных по уровню сложности сочинений, что не мешало блистательной их социализации.
Доминанта художественной и педагогической ценности исполнения в учебном концерте выравнивает возможности участия в нем студентов с отличающимся уровнем способностей. Это создает условия для формирования концертно-исполнительских умений всех обучающихся и учитывать их индивидуальные особенности. Равные потенции в исполнительской подготовке и их реализация уводят от возникновения у более успевающих исполнителей психологической установки «чрезмерной амбициозности учащегося, эгоцентристской ориентации в его деятельности», которые противоречат развиваемым профессионально значимым качествам, в связи с чем их появлению должен противостоять преподаватель [1, с. 7].
Список использованных источников
Чинякова, Н. И. Системный подход к классификации учебного концерта / Н. И. Чинякова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.– 2013. – №7. – С. 177-180.