ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДИНЕ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДИНЕ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВНИЯ

Апряткина Ю.М. 1, Кобозева И.С. 1
1ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Уровень развитости чувства любви к Родине у граждан любой страны имеет большое влияние на развитие всех сфер данного государства, что обу-славливает необходимость формирование указанного качества у подрастающего поколения. В связи с этим не случайно обращение ученых и практиков и к проблематике патриотизма. Труды исследователей различных направлений (И. А. Агапова, М. И. Афанасьева, М. П. Бузский, В. А. Датский, В. В. Дьяченко, Т. А. Коновалов, С. В. Кривых, В. П. Лукьянова, С. Е. Матушкин, М. В. Талдина, В. Ф. Фролов и др.) констатируют актуальность патриотического воспитания детей и учащейся молодежи.

Бесценное наследие по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к Родине у подрастающего поколения оставили В. Г. Белинский, М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др. [6, 60].

Как видим проблема формирования чувства любви Родине, патриотизма имеет глубокие корни. Но современный социальный мир раскрывает новые грани осуществления данного процесса в образовании, так как «патриотические чувства (А. С. Макаренко, В. А. Сластенин и др.) закладываются «в процессе жизни и бытия человека, находящегося в конкретной социокультурной среде» [6, с. 45].

Сегодня воспитание должно быть ориентировано на воспитание гражданина и патриота, что является одной из задач российского образования. Сказанное подтверждают слова К. С. Болдиной, которая говорит что «решая проблему патриотического воспитания школьников, современное общеобразовательное учреждение сосредоточивает свои усилия на формирование у детей ценностного отношения к явлениям общественной жизни, любви к Родине и своей малой родине» [2, с. 23].

Понятие «патриотизм» (от греческого patris – родина) включает в себя любовь к Родине, земле, где родился и вырос человек. Данную трактовку понятия подтверждают многие исследователи. Так, по мнению Е. Н. Вороновой, патриотизм – «синтез духовно-нравственных, гражданских мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли» [4, с. 99].

В. А. Сластенин рассматривает патриотизм как качество личности, которое проявляется «в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине» В патриотизме, по мнению ученого, заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; уважение к другими народами и странами [8, с. 307]. Таким образом, патриотизм любовь к Родине сочетаются с общечеловеческими чувствами. Поэтому базовой основой процесса формирования любви к Родине, чувства патриотизма в условиях современной школы являются духовно-нравственные общечеловеческие и национальные ценности.

Проявление любви к Родине, чувства патриотизма и их воспитание имеет свои особенности. Многие нравственные качества человека закладываются в школьные годы – детские и юношеские. Любовь к Родине, желание видеть родной край процветающим, обращение к общечеловеческим и национальным ценностям культуры – все эти чувства зависят от того, когда и насколько устойчиво они были заложены в человеке. Весьма важным является то, что процесс воспитания любви к Родине, патриотизма необходимо начинать как можно в более раннем возрасте, поскольку именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, мышления, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. О. Жавинина отмечает, что «уже в возрасте 6 – 7 лет ребенок хочет, чтобы с ним считались, внимательно слушали его рассуждения; он способен к сопереживанию, сочувствию, толерантности, проявлению нравственно-патриотических чувств» [5, с. 49].

Младший школьный возраст – это значимый период в формировании нравственных качеств личности, в овладении человеком нормами поведения. В младшем школьном возрасте, как подчеркивает Т. Бондаренко, в силу развитой подражательности, «дети нуждаются в нравственном просвещении со стороны взрослых и посредством общения с ними, что дает пример для их нравственного поведения» [3, с. 27]. Поскольку «об успехах в процессе патриотического воспитания младших школьников – как пишет В. И. Максакова, – можно говорить только при том педагогическом условии, когда у детей выработаны ценностные нравственные установки, собственный опыт патриотических чувств» [7, с. 176].

По мнению С. Александровой, процесс патриотического воспитания детей младшего школьного возраста имеет: «устойчивость и прочность взглядов и убеждений младших школьников достигается только тогда, когда обеспечивается единство интеллектуально-эмоциональных переживаний и мышления» [1, с. 24].

Как видим, чувства любви к Родине и патриотизма имеют огромное значение в духовно-нравственном развитии личности. На основе чувства патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется ответственность за ее могущество и независимость, сохранение ее материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство самой личности. Таким образом, чувство патриотизма выступает как интегральное качество личности, включающее в себя чувство любви человека к родным местам, гордость за свой народ, чувство ощущения неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатство своей Родины, сохранять и приумножать национальные и общечеловеческие ценности культуры.

Литература

  1. Александрова, С. Методика развития музыкального мышления младших школьников / С. Александрова, Г. Ананченко // Искусство в школе. – 2009. – № 2. – С. 22-24.

  2. Болдина, К. С. Как воспитывать патриотизм у школьников? / К. С. Болдина // Воспитание школьников. – 2000. – № 3. – С. 23-25.

  3. Бондаренко, Т. О педагогической импровизации на уроках музыки / Т. Бондаренко // Искусство в школе. – 2007. – № 3. – С. 24-28.

  4. Воронова, Е. Н. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры: метод. пособие / Е. Н. Воронова. – М.: Гардарики, 2008. – 153 с.

  5. Жавинина, О. Музыкальное воспитание: поиски и находки / О. Жавинина, Л. Зац // Искусство в школе. – 2008. – № 5. – С. 49-53.

  6. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей. Избр. пед. соч. – В 2-х т. – Т. 2. / А. С. Макаренко. – М.: Правда, 1986. – 571 с.

  7. Максакова, В. И. Организация воспитания младших школьников : пособие для учителя / В. И. Максакова. – М.: Просвещение, 2005. – 254 с.

  8. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин и др. – М.: Академия, 2002. – 576 с.

Просмотров работы: 990