Бесценное наследие по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к Родине у подрастающего поколения оставили В. Г. Белинский, М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др. [6, 60].
Как видим проблема формирования чувства любви Родине, патриотизма имеет глубокие корни. Но современный социальный мир раскрывает новые грани осуществления данного процесса в образовании, так как «патриотические чувства (А. С. Макаренко, В. А. Сластенин и др.) закладываются «в процессе жизни и бытия человека, находящегося в конкретной социокультурной среде» [6, с. 45].
Сегодня воспитание должно быть ориентировано на воспитание гражданина и патриота, что является одной из задач российского образования. Сказанное подтверждают слова К. С. Болдиной, которая говорит что «решая проблему патриотического воспитания школьников, современное общеобразовательное учреждение сосредоточивает свои усилия на формирование у детей ценностного отношения к явлениям общественной жизни, любви к Родине и своей малой родине» [2, с. 23].
Понятие «патриотизм» (от греческого patris – родина) включает в себя любовь к Родине, земле, где родился и вырос человек. Данную трактовку понятия подтверждают многие исследователи. Так, по мнению Е. Н. Вороновой, патриотизм – «синтез духовно-нравственных, гражданских мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли» [4, с. 99].
В. А. Сластенин рассматривает патриотизм как качество личности, которое проявляется «в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине» В патриотизме, по мнению ученого, заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; уважение к другими народами и странами [8, с. 307]. Таким образом, патриотизм любовь к Родине сочетаются с общечеловеческими чувствами. Поэтому базовой основой процесса формирования любви к Родине, чувства патриотизма в условиях современной школы являются духовно-нравственные общечеловеческие и национальные ценности.
Проявление любви к Родине, чувства патриотизма и их воспитание имеет свои особенности. Многие нравственные качества человека закладываются в школьные годы – детские и юношеские. Любовь к Родине, желание видеть родной край процветающим, обращение к общечеловеческим и национальным ценностям культуры – все эти чувства зависят от того, когда и насколько устойчиво они были заложены в человеке. Весьма важным является то, что процесс воспитания любви к Родине, патриотизма необходимо начинать как можно в более раннем возрасте, поскольку именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, мышления, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. О. Жавинина отмечает, что «уже в возрасте 6 – 7 лет ребенок хочет, чтобы с ним считались, внимательно слушали его рассуждения; он способен к сопереживанию, сочувствию, толерантности, проявлению нравственно-патриотических чувств» [5, с. 49].
Младший школьный возраст – это значимый период в формировании нравственных качеств личности, в овладении человеком нормами поведения. В младшем школьном возрасте, как подчеркивает Т. Бондаренко, в силу развитой подражательности, «дети нуждаются в нравственном просвещении со стороны взрослых и посредством общения с ними, что дает пример для их нравственного поведения» [3, с. 27]. Поскольку «об успехах в процессе патриотического воспитания младших школьников – как пишет В. И. Максакова, – можно говорить только при том педагогическом условии, когда у детей выработаны ценностные нравственные установки, собственный опыт патриотических чувств» [7, с. 176].
По мнению С. Александровой, процесс патриотического воспитания детей младшего школьного возраста имеет: «устойчивость и прочность взглядов и убеждений младших школьников достигается только тогда, когда обеспечивается единство интеллектуально-эмоциональных переживаний и мышления» [1, с. 24].
Как видим, чувства любви к Родине и патриотизма имеют огромное значение в духовно-нравственном развитии личности. На основе чувства патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется ответственность за ее могущество и независимость, сохранение ее материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство самой личности. Таким образом, чувство патриотизма выступает как интегральное качество личности, включающее в себя чувство любви человека к родным местам, гордость за свой народ, чувство ощущения неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатство своей Родины, сохранять и приумножать национальные и общечеловеческие ценности культуры.
Литература
Александрова, С. Методика развития музыкального мышления младших школьников / С. Александрова, Г. Ананченко // Искусство в школе. – 2009. – № 2. – С. 22-24.
Болдина, К. С. Как воспитывать патриотизм у школьников? / К. С. Болдина // Воспитание школьников. – 2000. – № 3. – С. 23-25.
Бондаренко, Т. О педагогической импровизации на уроках музыки / Т. Бондаренко // Искусство в школе. – 2007. – № 3. – С. 24-28.
Воронова, Е. Н. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры: метод. пособие / Е. Н. Воронова. – М.: Гардарики, 2008. – 153 с.
Жавинина, О. Музыкальное воспитание: поиски и находки / О. Жавинина, Л. Зац // Искусство в школе. – 2008. – № 5. – С. 49-53.
Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей. Избр. пед. соч. – В 2-х т. – Т. 2. / А. С. Макаренко. – М.: Правда, 1986. – 571 с.
Максакова, В. И. Организация воспитания младших школьников : пособие для учителя / В. И. Максакова. – М.: Просвещение, 2005. – 254 с.
Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин и др. – М.: Академия, 2002. – 576 с.