ДЕТСКАЯ ХОРОВАЯ МУЗЫКА А. Н. ПАХМУТОВОЙ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДЕТСКАЯ ХОРОВАЯ МУЗЫКА А. Н. ПАХМУТОВОЙ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ.

Дворовая А.А. 1, Кобозева И.С. 1
1ФГБОУ ВО "Мордовский педагогический институт им. М.Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важнейшей целью Российского образования XXI века является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В парадигме современного образования приоритет отдается воспитанию, которое было и остается неотъемлемой частью педагогической деятельности российской школы наряду с обучением.

Основу духовно-нравственного развития и воспитания школьника составляют базовые национальные ценности, источниками которых для каждого являются Родина, народ, семья, созидательный труд, искусство, наука, религия, природа. Роль искусства в концепции определена развитием личности школьника, формированием его культуры, значением эстетического воспитания.

Существенной особенностью музыки как вида искусства является ее ярко выраженный эмоциональный характер воздействия. Музыка – предмет и источник духовного общения, личностного совершенствования. На протяжении всей истории человечества музыка играла важную роль в развитии личности человека. Занятия музыкальным искусством (на любом качественном уровне: восприятие, познание, самостоятельная творческая деятельность) не только способствуют пониманию и созданию прекрасного, но и развивают образное мышление и фантазию, стимулируют духовные силы и творческую потенцию личности, несут положительную энергию, жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что в целом дает хорошую базу для успешного развития не только специальных художественных способностей, но и всеобщей универсальной способности к творчеству (М. С. Каган, Л. С. Выготский и др.). Такая многозначность и многофункциональность музыкального искусства актуализирует необходимость полноценного использования хорового искусства для решения широкого спектра педагогических задач

К идеям эстетического воспитания средствами хорового искусства, обращались философы, педагоги, музыканты всех времен (Аристотель, Платон, Н. Дилецкий, Г.А. Струве). Задача, которую они ставили перед собой – как с его помощью воспитать чувства человека, сделать благородными его помыслы и деяния.

Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. В современном мире значение хорового пения как воспитывающего фактора, поднимающего уровень всех детских и юношеских занятий, возрастает неимоверно. В отличие от взрослых, умудренных жизненным опытом, воспринимающих искусство не только эмоционально, но и на основе своего жизненного опыта, дети, с самых ранних лет входящие в мир искусства, впитывают эстетические впечатления одновременно с восприятием окружающего мира. Дети, поющие в хоре, где ставятся определенные художественно–исполнительские задачи, выполняют их параллельно с выполнением пусть маленьких, но для них очень важных «детских» жизненных задач. Какая же огромная ответственность ложится на педагога–музыканта, на руководителя детского хора, которому вверено музыкальное просвещение детей, а, следовательно, и воспитание маленького человека — будущего полноправного гражданина своей страны.

Хоровое пение способнорегулировать индивидуальное, социальное поведение учащихся и удовлетворять их личностно-познавательные цели. При правильно организованной работе хорового коллектива создаются условия для выработки и проявления у детей определенных норм поведения, общения с товарищами, уважения к труду учителя, дисциплины, воли, чувства ответственности и целеустремленности, серьезного отношения к порученному делу, внимания и усидчивости, стремления отдать свои способности общему делу. А значит, фундаментом массового воспитания, способным сформировать общенациональную культуру нашего общества, должна стать общеобразовательная школа как с обычными уроками пения, так и обычными школьными хорами.

К созданию детских песен обращались многие композиторы, среди которых М. В. Иорданский, Д. Б. Кабалевский. З. А. Левина, А. И. Островский, Е. Н. Тиличеева, Ю. М. Чичков, В. Я. Шаинский, М. А. Парцхаладзе, Г. А. Струве и многие др. Хотим обратить внимание на то, что каждый композитор, имевший в своем творчестве песни, не обошел проблему хорового воспитания стороной, в том числе и А. Н. Пахмутова.

Не так уж обширен список сочинений для детей, написанных Александрой Пахмутовой. Песня — один из самых популярных и широкодоступных жанров музыки — является и одним из самых трудоёмких, самых «трудноподдающихся» родов творческого самовыражения. Песни А. Н. Пахмутовой для ребят — настоящий праздник музыки. Она дарит ребятам свои певучие, красивые мелодии, она изобретательно, щедро инструментует каждую песню. Рождается настоящая музыкальная картинка, оживают такие выразительные музыкальные образы, что они, как краски в руках художника, рисуют и портреты героев, и картины природы.

Слушая произведения А. Н. Пахмутовой, ребята входят в увлекательный, чудесный мир музыки. Талантливый композитор, большой мастер, с любовью и радостью пишет для детворы. И эти произведения всегда встречают самый горячий отклик всех ребят.

Так, например, в песне «Утро, здравствуй» прослеживается тема морали, нравственности, любви к окружающему миру. Исполняя это произведение хором дети учатся, прежде всего, уважать друг друга, уважать природу и с трепетом относится к экологии.

А. Н. Пахмутова создала много хоровых произведений для детей, среди них есть песня, которая не оставит равнодушным любого ребенка подросткового возраста. «Дикая собака Динго» - хоровой шедевр отечественной музыки. На этой песне воспитывалось целое поколение молодежи. Песня о первой любви, о дружбе, о минутах раздумья о родном, сокровенном, близком, – все это много значит для ребят. В подростковом возрасте каждый ребенок ищет свое «Я», ему кажется, что он «сильный и взрослый». А. Н. Пахмутова, понимая внутренние переживания, отображает в произведении «Дикая собака Динго» настоящую дружбу, которую так недолговечна в этом возрасте, показывает, что нужно ценить моменты, потому что юность – это самая прекрасная пора в жизни человека.

Когда слушаешь произведения А. Н. Пахмутовой для детских хоров, думаешь, что у композитора и у поэтов есть свой «пропуск» на планету детства. Они будто знают какой-то пароль, открывающий им сердца и мысли ребят.

В произведениях «Дарите радость людям» и «Улица Мира» важно подчеркнуть тему добра и мира. В сегодняшний век электронных технологий, дети стали забывать о важных моральных и нравственных ценностях. Они стали замыкаться в своих гаджетах, совсем перестали общаться друг с другом. И поэтому, так важно показать им, что именно в детском возрасте учишься быть добрым, дружелюбным, учишься быть миролюбивым человеком. Главная задача педагогов и родителей, показать ребятам каким может быть их детство. А хоровое пение, при правильной работе хорового коллектива, способствует удовлетворению личностно-познавательных целей, регулирует поведение детей. В хоре складываются определенные нормы поведения, такие, как чувство ответственности, воля, уважение к своими товарищу и учителю, внимание, усидчивость и др.

Все детские произведения А. Н. Пахмутовой написаны от лица ребят. Герои песен композитора бывают не только веселыми, радостными людьми. Ребята часто думают о большом, серьезном, вечном, что не потеряет актуальности в любое время. В песне «Просьба» на слова Р. Рождественского композитор старается донести через ребят, через хор, что нужно защищать природу, заботиться о ней. На протяжении всего произведения сохраняется подчеркнутость в исполнении хора, только на текст «Ведь небо без птиц − не небо, а море без рыб – не море! И земля без зверей – не земля, не земля, не земля!» меняется характер произведения на более нежный, действительно напоминающий просьбу, мольбу. В этих, казалось бы, простых словах, очень много смысла. Это произведение могло бы быть написано для взрослого солиста, но композитор отнес его именно к детским произведениям, с целью воспитания нравственного отношения к природе у молодого поколения. Ведь, если дети будут чтить и уважать природные ценности и богатства, со временем, это будут делать все.

Специфика хорового пения создает условия, при которых стеснительные, робкие, неуверенные в себя учащиеся, затрудняясь петь индивидуально, с удовольствием присоединяют свой голос к голосам товарищей. Не каждый ребенок музыкально одарен. Но во время хорового пения каждый, чувствуя "локоть друга", способен раскрепоститься, а это важнейшее условие гармоничного развития личности. В произведении «Хор хороший», написанное А. Н. Пахмутовой в 1982 году, отражается вся стилистика хорового звучания. Это произведение можно считать гимном для детских и юношеских хоров. В произведении повествуется о том, как хор сплачивает детей, о том, как одна мелодия способна вызвать бурю эмоций и воспоминаний, о том, как важно чтобы «не было фальши», ведь эти слова находят отражение не только в хоре, но и в жизни.

Хоровые произведения А. Н. Пахмутовой написаны от детского «мы». Это, прежде всего, дружная семья. Ребенку важно чувствовать себя частицей «мы», большой частицей дружной семьи. Этому можно научиться только в хоровом коллективе, у которого одна важная цель – объединение детских сердец музыкой.

Литература

  1. Генина, Л. Предисловие к сборнику «Песни на стихи С. Гребенникова и Н. Добронравова». М., изд-во «Советский композитор», 1972.

  2. Добрынина, Е. А. Александра Пахмутова / Е.А. Добрынина. - Москва : Советский композитор, 1973. - 141 с.

  3. Лойтер, Е. Рассказ о Пахмутовой в сборнике песен композитора «Чьи песни ты поёшь». М., изд-во «Музыка», 1965.

Просмотров работы: 517