ВЛИЯНИЕ СКРИПИЧНОЙ МУЗЫКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ СКРИПИЧНОЙ МУЗЫКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Сергеева А.О. 1, Кобозева И.С. 2
1ФГБОУ ВО "Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева
2ФГБОУ ВО "Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном образовании, проблема развития музыкальной культуры личности обучающихся по-прежнему остается одной из самых актуальных. И это не случайно, ибо в условиях активного перестроения социокультурной сферы общества одна из важнейших задач школы – не только дать знания, развить навыки и умения, но прежде всего пробудить у учащихся способность к полноценному восприятию, понимания прекрасного в искусстве и жизни.

Музыкальная культура — важнейший компонент духовной культуры личности, характеризующий степень овладения ею художественными (музыкальными) знаниями, потребностями, чувствами, идеалами, интересами, эстетическим вкусом, эстетическим отношением к природе и искусству, а также опытом творческой деятельности.

Таким образом, цель современного образования в том, чтобы средствами искусства, в том числе музыкального сформировать у учащихся эстетический вкус и эстетические ценности, как сторону духовно-нравственной составляющей.

Эстетическое освоение человеком мира — состоит из трех неразрывно связанных между собой сторон: 1) эстетического в объективной действительности; 2) субъективно-эстетического (эстетическое сознание); 3) искусства (как своеобразного единства субъективно- и объективно-эстетического). Эстетика изучает сущность, закономерности и конкретные проявления всех этих сторон в их диалектическом единстве [3].

Важнейшей составляющей современного социокультурного пространства является создание новых ценностей, а также процесс сохранения и передачи накопленного веками культурного наследия.

Категория «эстетическая ценность» понимается философией как ценность образного постижения мира в процессе любой деятельности человека (прежде всего в искусстве) на основе законов красоты и совершенства [2].

С точки зрения эстетики, как науки, эстетические ценности имеют различные формы проявления, фиксируемые эстетическими категориями. Прекрасное есть основная эстетическая ценность, ее эталон. Разновидностью эстетической ценности является и возвышенное. Если прекрасное и возвышенное представляют собой прямое воплощение эстетической ценности, то безобразное и низменное- ее антиподы, они относятся к эстетическим антиценностям, т.е., к объекту эстетического отношения, имеющему отрицательное ценностное значение [1].

Множество возможностей способствующих воспитанию музыкальной культуры школьников предлагает современное образование. В первую очередь способствует формированию культуры учащихся группа предметов, составляющая образовательную область «Искусство» (музыка, изобразительное искусство).Музыкальное искусство, как и любое другое, помогает детям постигать красоту окружающей природы, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Впечатления, накопленные от восприятия природных явлений, а также музыкальные впечатления дети переносят в свою музыкальную деятельность. На их основе у ребенка формируются художественные интересы, склонности, способности, развивается эстетический вкус.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыка самый мощный и эмоциональный вид искусства. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формируют представление о добре, красоте, духовных ценностях.

Признан очевидным факт влияния - скрипичной музыки на формирование духовного, душевного и физического состояний индивида, вовлеченного в процесс постижения и воспроизведения творений скрипичного искусства. Именно скрипичная музыка затрагивает самые тонкие струны души человека благодаря особому тембру данного инструмента, который максимально приближен к интонации человеческого голоса. Восприятие высокохудожественных, родственных голосу человека звуков скрипки способствует приобретению качественно нового сенсорного опыта.

Круг сведений о скрипичной музыке может на доступном уровне отражать ценностное богатство музыкальной культуры человечества. Известно, что в детском возрасте происходит интенсивный поиск духовно-нравственного идеала. Поэтому специфика педагогического воздействия в этот период заключается в том, чтобы научить школьника трансформировать на себе те духовно-нравственные идеалы, которые он увидит в абстрактных и реально существующих музыкальных образах скрипичного искусства.

В этой связи следует особо подчеркнуть огромный художественный потенциал скрипичной музыки, который необходимо использовать в процессе формирования музыкальных предпочтений и интересов школьников. В первую очередь следует иметь в виду богатейшую историю скрипичной музыки. Велико разнообразие образной сферы и ярких художественных скрипичных произведений как явлений стиля и жанра.

Достойное место в истории музыки занимают шедевры композиторской скрипичной музыки разных эпох и народов. Мировой скрипичный репертуар огромен - это произведения А. Вивальди, Дж. Тартини, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, И. Е. Хандошкина, Н. Паганини, Г. Венявского, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна и многих других композиторов. Среди шедевров скрипичной музыки – концерты для скрипки с оркестром русских и зарубежных классиков, сонаты, каприсы и др.

Ярчайшими композиторами-скрипачами были Н. Паганини, П. Сарасате, Г. Венявский и др. Неоценимый вклад в мировую музыкальную культуру внесли гениальные скрипичные мастера, которые создавали и совершенствовали этот инструмент, осуществляя бесконечные поиски уникальной красоты звучания скрипки – Андреа Гварнери, Николо Амати, Антонио Страдивари.

В отечественной музыкальной культуре особое место занимает великое искусство скрипача Д. Ойстраха, чье исполнительское творчество представляет целую эпоху в мировом музыкальном исполнительстве. Его исполнение отличалось виртуозным владением инструментом, техническим мастерством, ярким и тёплым звучанием инструмента. Имена современных скрипачей В. Репина, М. Венгерова и многих других талантливых исполнителей создают славу отечественной скрипичной школы и ее музыкальным традициям.

Смычковые инструменты известны с очень древних времен. Никто не смог точно определить место или время появления смычка, и все предположения исследователей основаны лишь на косвенных данных. Особенностью музыкально-исполнительского искусства, в том числе скрипичного исполнительства, является его соответствие конкретному историческому времени, условиям и формам его бытования. Особенность скрипичного искусства заключается и в том, что понятия, идеи, нравственный смысл музыкальных произведений выражены опосредованно, через движение, сопоставление запечатленных в нем эмоциональных состояний. Восприятие музыки не заканчивается непосредственным прослушиванием, а приводит человека к размышлениям над его содержанием, к анализу того впечатления, которое на него произвело музыкальное произведение.

Широкое развитие музыкальной культуры определило важное место, занимаемое скрипичной музыкой в современной общественной жизни и его большое значение как художественно-этической ценности, воздействующей на духовный мир человека в музыкальном образовании, способствующей развитию музыкальной культуры личности.

Список использованных источников:

1. Краткий словарь по эстетике. – URL.:http://esthetiks.ru/cennost-esteticheskaya.html

2. Некрасова, Н.А.., Тематический философский словарь : учеб.пособие/ Н.А. Некрасова, С.И. Некрасов, О.Г. Садикова.- М.: МГУ ПС (МИИТ), 2008.- 164с.

3. Философский словарь. - URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Dict_Fil/EE_2.php

Просмотров работы: 399