РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ЧУВСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ЧУВСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Шишкина С.В. 1, Баляева Л.К. 1
1ФГБОУ ВО "Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Внеклассные занятия решают задачу развития у детей интереса и любви к музыке в обстановке диалога, комфорта, доверия, добровольности; они позволяют воспитывать эмоциональную отзывчивость, формируют умение определять музыкальный образ произведения, следить за развитием музыкальной мысли, понимать заложенные композитором в музыке идеи и чувства и др. Занятия музыкой во внеурочное время позволяют также успешно решать задачу развития музыкальных способностей детей и, в частности, музыкально-ритмического чувства. Наиболее эффективной формой развития данного чувства у младших школьников является факультатив по ритмике. Факультативные занятия, в отличие от урока музыки, углубляют, делают более устойчивыми и целенаправленными интересы детей в области ритмики, при этом они позволяют отвести больше времени выполнению учащимися различных творческих заданий.

В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическое выражение музыкального материала. Движения под музыку способствуют развитию умений согласовывать моторику с музыкой, ее образом, динамикой, темпом. В свою очередь, моторно-пластическое выражение музыки позволяет закрепить у детей представления об элементах музыкальной речи, о средствах музыкальной выразительности, ощущения единства музыки и движения, а также прослеживать динамику развития музыкального образа.

Моторно-пластические движения обеспечивают разностороннее музыкальное развитие младших школьников: у детей развивается музыкальность, творческие способности, формируются умения коллективных действий. Так, учащиеся младших классов по собственной инициативе с удовольствием импровизируют под музыку, используя ритмические движения, инсценированные действия с предметами, простейшими музыкальными инструментами. Вместе с тем, движения под музыку способствуют физическому развитию школьников, например, формированию у детей координации движений при ходьбе, беге, прыжках.

По мнению педагогов, музыкально-ритмическая деятельность младших школьников имеет три взаимосвязанных направления:

– первое отвечает за музыкальное развитие детей и включает в себя формирование музыкального слуха, умений двигаться под музыку, а также усвоение необходимых для этого знаний;

– второе связано с формированием двигательных навыков: ходьбы, шага, поскоков, хлопков, построения и перестроения, движений с предметами, элементов танцевальных движений. Наряду с перечисленными двигательными навыками второе направление включает также навыки игры на шумовых детских музыкальных инструментах;

– третье направление нацелено на формирование умения управлять музыкально-ритмическими движениями [1].

Музыкально-ритмическую (моторно-пластическую) деятельность младших школьников целесообразно организовывать следующим образом.

На первых занятиях деятельность педагога должна быть направлена на активизацию имеющегося музыкально-ритмического опыта учащихся, а также на освоение общефизических, импровизированных и элементов танцевальных движений в процессе выполнения упражнений ориентировочного характера. Затем учитель музыки переходит к формированию выразительности музыкально-ритмических движений, к тому, чтобы дети осознали их неразрывную взаимосвязь с музыкальным образом произведения. Для этого можно использовать на занятиях по ритмике музыкальные игры. И наконец, закрепление представлений об элементах музыкальной речи и средствах выразительности происходит в процессе выполнения учащимися творческих заданий, связанных с импровизацией и пластическим интонированием песен, пьес для слушания.

Приведем пример формирования у учащихся ощущения и осознания ритмической фигуры с четвертной паузой. Естественно, что недостаточно осознания паузы только через пение, следует освоить ритмическую фигуру с паузой при помощи моторно-пластических движений, например прохлопать и протопать. В качестве музыкального материала берем самую известную песню:

1) ученики много раз поют эту мелодию и одновременно прохлопывают длительности, шагают четвертями или делают другие равномерные движения;

2) после вопросов учителя дети устанавливают, что они шагали четвертями, а на четвертом шаге они не пели;

3) ученики еще раз поют эту мелодию, но теперь во время паузы вместо шага они немного склоняются вперед (безмолвное движение). Если ритм выполняли не шагом, а хлопками, то во время паузы ученики хлопают «безмолвно»;

4) объясним ученикам, что «тихое» движение продолжалось во время одного шага (или хлопка) и обозначало паузу, равную четверти.

Желательно, чтобы во время занятий на доске было изображение длительностей и пауз. Когда ученики произносят под музыку ритмические слова, они могут сказать и слово «пауза», но позже это не нужно, во время паузы они будут слушать тишину. Добиваясь, чтобы младшие школьники сознательно овладевали материалом, нельзя забывать, что на этой ступени подражание имеет очень важную роль, что нельзя требовать от каждого ребенка целиком сознательной работы. Интересным приемом является использование вопросов-ответов: педагог задает «ритмический вопрос», ученики коллективно ищут «ритмический ответ» (позже можно и наоборот). Первую и вторую часть ритмического ряда (вопрос-ответ) хорошо давать на инструментах различного тембра.

Методические рекомендации, представленные в данной статье, помогут педагогу-музыканту организовать факультатив по ритмике и способствовать развитию чувства ритма у учащихся начальных классов.

Литература

1. Разуваева, Н. Развитие музыкальных способностей детей средствами музыкально-ритмической деятельности [Электронный ресурс] / Н. Разуваева // Maam.ru : международный образовательный портал. – Режим доступа : http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-razvitie-muzykalnyh-sposobnostei-detei-cherez-muzykalno-ritmicheskuyu-dejatelnost.html

Просмотров работы: 295