СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА В СЕМЬЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА В СЕМЬЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Начиная со школьных лет, нас учат, что семья - это ячейка общества, социальный институт. У каждого человека должна быть семья, она может быть маленькой или большой, не всегда семья бывает родной, но ни один человек не должен быть без семьи. Все наши первые открытия и достижения происходят в семье: родители помогают нам познакомиться с миром, учат нас не только ходить, но делать первые шаги, которые потом приводят нас к большим достижениям, родители учат нас общаться с людьми. Проще говоря, семья нас делает людьми. Семья прививает нам определённые ценностные ориентиры и жизненную позицию, определенные моральные и нравственные устои. Каждая семья имеет свои праздники, традиции, мечты, идеалы, стремления. Одним из важнейших правил дружной семьи является проведение совместного досуга. Ведь это то, что объединяет всех членов семьи, помогает почувствовать себя единой дружной командой. Такое времяпрепровождение является не просто полезным, а неотъемлемым, так как родители и дети могут лучше понять друг друга, раскрыться, разрешить важные друг для друга семейные вопросы.

Актуальна в настоящее время проблема российской семьи как ячейки социума, от уровня культуры которой во многом зависит духовное богатство и благополучие общества, его способность формировать креативную личность информационной эпохи; преодолеть социальную пассивность, демографический кризис, алкоголизм, наркоманию; утвердить в людях ценности гуманизма, этичности и толерантности; раскрыть им эстетический потенциал общения с природой, спорта, искусства, чтения, активного досуга.

Россия всегда исходила из позиции, в которой высшей ценностью было здоровое общество, недаром, издавна всем знакома старорусская пословица «В здоровом теле – здоровый дух!». Сейчас в нашей стране принят Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". В этом законе физическая культура и спорт направлены на профилактику заболеваний, укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности человека, а также воспитание патриотизма граждан, подготовка их к защите Родины, развитие и укрепление дружбы между народами. Целью данного закона является создание системных условий для реформирования важнейшего направления социальной сферы - физической культуры и массового спорта.

Именно благодаря оптимизации социально – культурной деятельности в настоящее время в семейном досуге немало важное место занимает творческая деятельность, которая сочетает в себе отдых, развитие на личностном уровне, воспитывает этически и нравственно. Так как досуговое творчество востребовано, то это позволяет повысить развитие ребенка нравственно, что влечет за собой формирование морального климата в семье, который, в свою очередь, обеспечивает психологический комфорт, защиту и гармоничное развитие ребёнка, как личности.

На протяжение многих веков предметом научного анализа был нравственно – воспитательный потенциал семьи. Духовная жизнь семьи исследовали такие знаменитые и выдающиеся личности как Аристотель, Платон, Эпикур, Гегель, И.Кант, И.Г.Фихте, Ф.Энгельс, так же, изучали эту тему Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, А.Ф.Лосев, В.В.Розанов, В.С.Соловьев, С.Л.Франк и другие русские философы.

В настоящее время есть целое направление посвященное исследованию проблем современных семей, большой вклад в это направление вложили исследования философов, социологов, психологов, экономистов, педагогов, благодаря которым мы стали более глубоко понимать многие важные тенденций развития общества.

Среди работ, посвященных проблемам семьи, ее психологии, социологии, стратегии жизнедеятельности, межличностных отношений членов семей, следует отметить труды таких российских исследователей как А.И.Антонов, А.В.Артюхов, Б.В.Дубин, О.М.Здравомыслова, Г.Г.Силласте, А.Г.Харчев и другие.

Существенные разработки общих проблем социально-культурной деятельности и ее роли в формировании культуры семейного досуга были внесены М.А.Ариарским, Г.М.Бирженюком, А.Ф.Воловиком, В.А.Воловиковой, А.Д.Жарковым и другими российскими учеными.

Однако, при всей широте и многообразии теоретического анализа духовного мира современной семьи ряд аспектов этой проблемы остаются еще за пределами педагогики и смежных наук. И наиболее остро сегодня стоит вопрос о обосновании эффективной методики использования сферы свободного времени для формирования культуры семейных отношений.

В качестве объекта исследования выступает досуговая деятельность.

Предмет исследования - организация досуга современной семьи.

Цель курсовой работы - анализ досуговой деятельности современной семьи, разработка анкеты и осуществление ее на определенной группе людей с целью выявления организацию семейного досуга.

Задачи исследования:

 Охарактеризовать изменения в современном досуге;

 Рассмотреть особенности досуговой деятельности в прошлом;

 Рассмотреть особенности досуга современной семьи;

 Создание социальной анкеты «Семейный досуг» и апробация ее.

В структуру курсовой работы включены следующие элементы: введение, две главы, заключение и список литературы. В первой главе рассматривается феномен досуга, его история и современность. Во второй главе представлена характеристика досуговой деятельности современной семьи, рассмотрена одна из форм досуга семьи - туризм, а также разработана анкета, выявляющая потребности у людей в проведении досуга с семьей.

Глава 1. Культурно – досуговая деятельность в прошлом и настоящем

  1.  
    1. Трансформация современной досуговой деятельности

Социально-культурные трансформации, происходящие в современном мире под влиянием процессов глобализации, повлекли за собой изменение всех сторон общественной жизни современного человека. Особой трансформации подверглась досуговая сфера жизнедеятельности человека.

Культурно – досуговая деятельность, как форма активности, выбирается индивидом самостоятельно, исходя из его предпочтений, возможностей, а так же уровня культурного развития.

Хочется разобрать понятие «культурная» деятельность. Такое название дали этому виду деятельности после его появления в России. Его происхождение европейское, по этому, оно приобрело статусное и строгое значение и России стало ассоциироваться с позитивным развитием человека.

Когда люди говорят о досуге, то чаще всего они имеют в виду свободное от работы и учёбы время. Под содугом современного человека мы поразумеваем время, которое человек свободно использует от трудовой деятельности в сфера общественного производства (работа). Таким образом, что бы понять сколько же у человека свободного времени необходимо вычесть время из суточного бюджета (24 часа) отдельного человека, которое он тратит:

  • на работу, включая дорогу к месту работы и обратно;

  • на сон, который бывает ночной и дневной;

  • какие – либо оздоровительные и гигиенические нужды (посещение врачей, спортивных центров, туалет, стирка, мытье посуды, уборка по дому);

  • покупка продуктов, готовка и употребление пищи;

  • приобретение необходимых товаров для жизни;

  • конечно же, воспитание детей, уход за больными, родителями, животными и д.р.

Если подумать, то список может продолжаться, образуя все новые и новые пункты. А что же тогда остается на досуг?! Та доля суток, которая остается у человека после вычисления всех ежедневных занятий, именуется досуг. Именно этой частью времени человек волен распоряжаться по своему усмотрению.

По подсчетам, это 1 -3 часа, так же это время может варьироваться, сокращаясь или увеличиваясь, в зависимости от индивида и его активности. Но вопрос стоит за тем, что кто – то использует эти оставшиеся часы за проблемами, связанными с основной работой, а кто – то проводит время, попросту ничего не делая. А люди, которые проводят свое свободное время в пассивном бездействии, сдерживают личностное развитие, и обрекают свою жизнь на существование с однообразным характером.

Начиная с конца XIX в. идеи о пересмотре отношения к труду и праздному времени начинали реализовать на практике. Одна из основных идей того времени принадлежала П.Лафаргу, в его памфлете «Право на лень» открыто говориться об эксплуатации человеческой силы, ради достижения целей собственников. В этой работе автор подчеркнул право человека на безделье. Поздже в подтверждение тому последовала работа американского социолога Т.Веблена, в труде которого «Теория праздного класса» уже всерьез доказывается превосходство праздности, возвышая человека в глазах остальных людей.

Более глубокое изучение темы личностного досуга началось с начала XXв., заострив внимание между трудом и отдыхом.

До революции 1917 года в нашей стране понятие о досуге существовало лишь в теоретической форме.

С конца 60 – х годов изучение досуга и отдыха началось с более широкой теоретической позиции. Благодаря этой теме сформировались крупные специалисты в этой области – социологи, философы, психологи (А.В.Баранов, Э.П.Клопов, В.Д.Петрушев и д.р.). Все они обращались к работам зарубежных ученых, что позволило во многом прояснить основные аспекты данной темы.

В настоящее время огромный вклад в развитие и изучение досугового времени вносят экономические и управленческие дисциплины – сервисология, туристика, менеджмент социокультурной сферы.

Но для того, что бы разделить досуговую деятельность по характеристикам, необходимо для начала разобраться с потребностями, которые своейственны человеку. Для условности, разделим потребности человека на три типа:

«• первичные, или врожденные, - физиологические потребности в

отдыхе, пище, продолжении рода и др.; физические – в чистом возду-хе, геоландшафтных и климатических условиях жизни; материальные – в товарах повседневного спроса, пищевых продуктах и др.;

• социальные — потребности в общении, социальном обслужива-нии, транспортном передвижении и др.;

• культурные — потребности в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей и др.» [3]

Под влияние глобализации сложилось огромное многообразие культур, затем последовало усложнение структуры досуга, это все создало множество форм и видов досуговой деятельности.

В процессе досуга человек успевает реализовать все три типа потребностей. Но есть одна и две потребности, которые доминируют. Человек, прежде всего выбирает досуг, в котором будут удовлетворены именно эти потребности.

Конечно же, во время досуга для человека, это время, в которое он пытается испытать как можно больше положительных эмоций, добиться того состояния, которое связанно с рекреационным эффектом. Об этом эффекте будет рассказано немного позднее.

Таким образом, различные виды досуга, для человека, обращающегося к нему, будут как обращение к любимому делу. Все знают, что подобные занятия позволяют ощущать творческий подьем и саморелизацию. Диапазон таких занятий велик и постоянно расширяется, за счет появления новых увлечений, связанных с новыми реалиями жизни.

Самое первое изменение назовём «аксиологическим» или ценностным. Данное изменение дало начало формированию ценности свободы личности. Идея свободы повлияла на появление в новых образов и стилей жизни в разных социумах. Благодаря этой тенденции в постсоветском пространстве появились различные молодёжные субкультуры, например как панки, рокеры, байкеры и т.п., а за изменением сруктуры коллективного труда последовало формирование нового вида эконoмичeской дeятельности. В общественной жизни наряду с работниками бюджетной и государственной сферы появились и кооператоры, коммерсанты, различные виды предпринимательства, немереное количество олигархов и фрилансеры, люди, которые работают свободно, иначе говоря, частный специалист.

Формирование политической и экономической свободы общества и научно-технический прогресс привели к появлению нового сектора экономики - индустрии досуга, четко ориентирующейся на маштабные группы общества. Для культурного пространства стали характерными многоаспектность, которая объяснялась многообразием качеств и социальных ролей человека и полистиличность, которая проявлялась в общественной жизни во всем своем многообразии.

Из – за изменения ценностных ориентаций в обществе сформировались совершенно новые картины мира, а это повлекло за собой изменение представления о досуговой деятельности. Социально-культурная дифференциация детерминировала многовариантность форм и видов досуга - способов проявления и самовыражения индивида своей внутренней активности в свободное время. Благодаря этому в нем развились различные досуговые подпространства и слои, основу которых стали составлять «индустрия» или различные продукции культурной индустрии (кино – фильмы, музыкальные записи, телевиденье, книги, дизайн и другие виды и направления искусства).

Следующее изменение обусловлено способом организации досуговых пространств. Этот вид изменений условно можно назвать «регулятивный», в нём можно выделить два типа социально-культурной регуляции - централизованный, который реализуется при поддержке государственной социально-культурной политики, и самоорганизованный, он возникает посредством спонтанных действий индивидуумов в обществе. Для самоорганизованного типа социально – культурной регуляции характерна синергетичность, дающая импульс к постоянному развитию и усложнению форм и видов досуговой деятельности.

При централизованном типе организация досуговая деятельность реализовывается в специальных мультиплексных организациях культурно-досугового типа. Как правило, такой досуг регламентирован по времени и содержанию что в каком – то смысле является минусом, не смотря на все плюсы. При самоорганизованном типе досуга поведенческие стереотипы разрушаются, игра и свобода самовыражения – основная суть данного досуга. Таким образом, самоорганизованный тип досуга приобщается к неформальной культуре, которая проникает во все слои общественного бытия.

Последнее изменение связано с форматом досуга. Досуговое время становиться весьма неоднородным, проще его рассмотреть в трех параллельных плоскостях – реальной, виртуальной и идеальной. Если взглянуть на эти три плоскости через пространство досуга, то там они зачастую смешиваются, но при этом они находятся в обособленном состоянии от общественной жизни, как игра по концепции Й. Хейзинги. Одним из первых формальных признаков игры является «пространственная выхваченность досуговой деятельности из обыденной жизни. Некое замкнутое пространство, материальное или идеальное»[7], которое «обособляется, отгораживается от повседневного окружения»[7]. По этому принципу автор сопоставляет игровой процесс как «сакральное действие». Это, в свою очередь, определяет досуг как сакральное игровое действие, осуществляемое в реальном мире. По этому, досуг, в котором присутствует игровая деятельность, отличается особой специфичностью и привлекательностью. В таком досуге присутствует дух соревновательности.

Досуг имеет содержательные стороны. Один вид досуга, может включать в себя множество иных возможностей. На примере фитнес – клуба, который выполняет рекреационную функцию. Посетителям клуба предлагается ряд услуг, спортивно – оздоровительного и санитарно – гигиенического характера ( занятия в тренажерном зале, аквааэробика, просто плаванье в бассейне, лечебные массажи, продажа средств для занятий в клубе до и после и д.р.). Все эти условия отличный ход, который позволяет вызывать у посетителей данного клуба мотивацию трать постоянными посетителями.

Функции досуга в жизни человека

Рассмотрим подробнее назначение досуга в жизни людей. Выше функции представлены отдельно, теперь мы их разберем детально и обобщенно. Досуг дает возможность человеку реализовать потребности, развиваться, что не дает сполна рабочая сфера, либо домашний быт, на фоне ежедневных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции. Следует подчеркнуть воспитательные и просветительные функции досуговой деятельности. Эта функция остаётся важной для аудитории любого возраста. В повседневной жизни досуг выполняет реакреационно – оздоровительную и терапевтическую функции.

Когда речь заходит о культурно – досуговой деятельности, то в настоящее время этот вид деятельности сроднился с явлением рекреации (от лат. Гесгеацо – возвращение к здоровью, восстановление). Это понятие понимают как вид биологической активности человека, которая влечет за собой восстановление физических сил человека, и что наиболее важно для современного человека – восстановление и оздоровление душевных и духовных сил, которые истощаются в процессе рабочих будней, однообразных ежедневных занятий и тем более болезней. Для кого – то может показаться, что человек занимается каким – то пустяком, (например, читает книгу, либо рисует) а для него это будет нести огромную положительную энергетику и давать восстановление сил. Тем самым можно объяснить то, что рекреационный досуг для каждого свой, как и досуг, впрочем. Но так или иначе, у для всех рекреационный досуг строит барьер перед стрессами, нервными срывами, психическими расстройствами, которые переходят в хронические заболевания.

Реакционная активность происходит в соответствии с потребностями индивида, его традициями и интересами. Рекреационный эффект проявляется в испытании человеком чувства бодрости, удовлетворения, поскольку его организм восстановился, уровень энергообъёма достиг своего пика, и человек в итоге получил душевное равновесие.

Благодаря изучению культурно – досуговой сферы задействовался весь комплекс научных направлений, образовательных дисциплин и прикладных знаний. Теперь, все эти дисциплины накопили огромный склад знаний, количество которых не прекращает расти, хотя, немало выводов лишь на теоретическом уровне, многие уже используются на практике.

Досуг задействует множество сторон жизни человека, его интересы и соединяет их воедино, формируя тем самым представление о полноценном существовании. Без досуга жизнь может стать не просто ущербной, а трудно подъёмной!

1.2 Первоначальное значение понятия «досуг»

Не смотря на то, что предпосылок к понятию «досуг» было много, начиная с первобытных времён, в своем первоначальном значении оно восходит к древнегреческой культуре. Досуг был наиважнейшей составляющей жизни индивидов, он занимал одно из главнейших мест в системе социальных институтов, восхвалялся Сократом и являлся, по его мнению, «драгоценным состоянием», неотъемлемым свойством жизни древнегреческого общества.

Прежде чем перейти к теме античного досуга, хочу рассказать, что послужило предпосылкой к развитию этого вида деятельности. Как мы знаем, первобытный человек в силу своих возможностей не имел досуга, в той форме, какой мы его воспринимаем сейчас. Все, на что была направлена его деятельность, так это добыча пропитания, простейшее устройство жизни и организация «межличностных отношений», конечно же, на простейшем уровне. В ходе усложнения всех видов деятельности доступных первобытному человеку, то есть ведения хозяйства, коллективные связи, последовало усложнение и изменение его мышления. А так называемым продуктом изменения хода мышления стало Мифологическое сознание. Позже все эти мифологические представления переросли в целую религиозную систему и стали развиваться в первобытном искусстве. Стали появляться первые игры, связанные с состязаниями в силе и ловкости. Можно считать, что подобные занятия и послужили предпосылкой к началу развития досуга.

Досуг, еще с Древних времен был связан объединением большого количества людей во время празднеств. На таких праздниках получили распространение зрелищно – развлекательные мероприятия, которые стали первыми в истории. Так как дальше речь зайдет об античном досуге, то уместно упомянуть о таких массово – зрелищных мероприятиях как театр и драматургия, либо ораторское искусство. Кстати, именно Греки первыми начали проводить подобные мероприятия, в том числе спортивно – цирковые. Эти мероприятия были настолько крупные, что даже если сравнивать их с мероприятиями нашего времени, то они покажутся в огромные разы менее массовыми.

В течение долгих времен древними философами решался важный вопрос о том, какое должно быть идеальное государство, дабы обеспечивать полноценную жизнь человека и осуществлять в нем скрытую (латентную) божественную природу. По мысли Платона, самым главным элементом досуга должны быть досуг и искусство. Юноши в древней Греции основную часть досугового времени проводили за философскими беседами, занимались науками. Благодаря развитию в себе высших человеческих качеств - разумности и мудрости - они находили в досуге счастье.

Платон писал в своих трактатах, что «войны присходят ради стяжания богатств, а стяжать их нас заставляет тело, которому мы по рабски служим. Вот по всем этим причинам - по вине тела - у нас и нет досуга для философии»[1].

В античном мире досуг ассоциировался с счастьем, он формировал крепкое государство, порядок и гармонию во взаимодействии человека и окружающего мира.

Идеальное государство по модели Аристотеля имело цикличность. Жизнь, по его мнению, «распадается на занятея и досуг, на войну и мир, а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное». Для идеального государства необходимо что бы «грждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но, что еще предпочтительнее, наслаждаться мирской жизнью и пользоваться досуговой деятельностью, совершать все необходимое и полезное, а еще более того - прекрасное». Бертран Рассел изучив этот вопрос, указал то, что при формировании такого устройства жизни именно законодатель обязан был обеспечивать возможность правового регулирования досуга жителей государства.

Поставив перед собой задачу об идеальном государстве, Аристотель, отвечат на вопрос о значимости досуга в жизни индивида, аналогично Платону. В обществе, устроенном по правилам, которые удовлетворяют желания и потребности государства и людей, все сосуществует в гармонии. Досуг необходим для созерцания и мудрстввания, которые в свою очередь дают счастье, а значит, и нужны для счастья. «Наивысшее счастье заключается в применении разума, так как разум более чем что-либо другое, есть человек. Человек не может целиком отдаться созерцанию, но, поскольку он таков, он причастен к жизни богов»[1].

Досуговая деятельность – это, прежде всего деятельнсть. По этому поводу Аристотель так же имел свои нравственные идеалы. «По Аристотелю, жизнь есть деятельность (energeia), а деятельнсть, активность, есть жизнь»[1]. Исходя из логики Аристотеля, которая гласит, что человек не может существовать вне деятельности и его высшего блага – счастья, блаженства, то какой же должна быть досуговая деятельность, не сложно догадаться.

Аристотель считает, что счастье что счастье состоит в досуге «ведь ми лишаемся досуга, что бы иметь досуг, и войну ведем, что бы жить в мире»[1].

«Деятельность божества, будучи самою блаженною, есть созерцательная деятельность»[1]. Орудуя интеллектом во время досуга человек сближается с наивысшими силами, познает мудрость божества, так ведь при этом происходит действие его души, потому что «назначение человека - это не что иное, как деятельность его души».

Аристотель считал, что такая деятельность должна «совершаться на протяжении всей человеческой жизни, ибо ни за день, ни даже за краткое время никто не делается блаженным и счастливым»[1]. Исходя из этих слов, мир и досуг являются необходимыми условиями прекрасного, блаженного и счастливого существования в городе с правильным устройством.

Современный исследователь, изучавший античное временя Е.Д. Елизаров характеризует досуговую деятельность эллинов как «длительный и напряженный труд исполненной благородством души»[7]. В этой цитате досуговая деятельность определяется как естественный способо времяпрепровождения у людей. При этом Аристотель считает «художественный и эстетический досуг наивысшей добродетелью или, по крайней мере, путем к ней»[1].

Свободное время было важной частью жизни древних греков. Вообще понятие «свободы» у греков имело сакральный смысл. Умение правильно потратить своё время, и в ходе этого времени постигать мудрости оценивалось достаточно высоко. Это обусловило и этимологическое значение греческого слова «досуг».

Изначально, значение слова «схолэ» был досуг (у Пиндара, Эсхила, Геродота), а второстепенным – «свобода» или «отдохновение (от чего-либо)» (у Софокла» и «ничегонеделание», «безделье»).

Досуг имел сакральное значение и был мерой оценки не только человеческого в человеке, но и сверхчеловеческого - божественного. Во время досуга человек постигал мудрость, интеллектуально развивался. Досуг был схож понятию «игра», но не смотря на это включал в себя такие важные критерии как: свобода мысли, творческого воображения, созидающая человека в человеке и приближающая его к подобию бога. Все эти ценнейшие качества и знания получали в процессе досуговой деятельности, при этом, она не несла в себе тяжелой нагрузки, повторюсь, она была родственно схожа понятию «игра».

Если следовать концепции нидерландского учёного Й. Хейзинги, то игра являет собой более древнее состояние мира, чем культура. Игровая деятельность является собой первородной по отношению к человеку, более того, она присуща животным. В процессе игры произошло превращение неразумного примата в человека, и это факт.

Если заглянуть немного глубже, в момент мироздания, то по описаниям древних религиозных трактатов и античной мифологии, можно увидеть, как боги, «играя», создавали Вселенную, планету, животных и человека по образу и подобию своему. Мир бытия, а затем и культура изначально были присущи божественному миру. Исходя из этого, можно утверждать, что игровое начало так же присуще и человеческой натуре.

В исследованиях Й.Хейзинга игра определяется как «добровольное действие или занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но для всех абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная жизнь»»[17].

Исходя из этого, понятие игра для нас оставляет важными два момента: добровольное действие, или свобода, а также напряженность, сопоставимая с радостью.

Развитие сферы досуга привело его к выходу за рамки повседневности, обыденности, но это не подразумевает выход за рамки дозволенного. На сегодняшний день именно досуг – это та единственная часть социального времени, позволяющая человеку встать над бытом и обыденностью, приблизившись к осознанию в себе и вокруг себя божественной или сверхъестественной природы, дающей ему жизнь или ее отнимающей. Это все позволяет нам судить, что именно игра позволяет нам соприкоснуться с подлинным бытием.

Напряжение, возникающее во время досуга, связывает человека с миром сверхъестественных сил среди обыденной жизни. Если нет риска, если все ясно и известно о том, что впереди, то нет и игры. Игра происходит только в том случае, если влечёт за собой позитивный, либо негативный исход. Это, в свою очередь, формирует азарт, интерес к игре.

Социально-культурные изменения, происходившие на рубеже веков, а также продолжающиеся и в настоящее время, привели к тому, что феномен игры, по концепции Й.Хейзинги, выродился в суррогатные виды деятельности.

Опираясь в своих рассуждениях на античную культурную традицию, мы можем утверждать, что основой досуга является игра как свободное действие, выходящее за рамки обыденности, сопровождающее человека осознанием «иного бытия».

Досуг стал объектом систематического изучения в начале XX в., хотя опираясь на различные истояники античности, можно заметить, что философы Древней Греции и Древнего Китая уделяли этому вопросу не мало внимания. «Если греки считали, что досуг – это прежде всего стремление человеческой души к свободе, то китайцы видели в досуге возможность получать удовольствие и радость»[3]

Ученый в области досуга Г.Г. Волощенко в культурно-исторической традиции выделяет три сферы досуговой деятельности: «праздную», «высокую» и «высшую».

Сейчас можно заметить многслойность досугового пространства, пронизывающие человеческую жизнь. В нем мы можем наблюдать как высшую, так и высокую сферы досуга, однако праздная над ними превалирует. Тому есть подтверждения из многочисленных исследований, проводимых учеными в области социально-гуманитарных наук.

После свободного времени в жизни людей в структуре социального бытия и развитие научно-технического процесса повлекли за собой новый вектор развития досуга в XX в. Досуг наполнился массовой культурой, при которой он стал ассоциироваться с бездельем, развлеченьем, расслабленьем, наслажденьем.

Феномен массовой культуры рассматривается как следствие кризиса европейской культуры XX века, о котором заговорили впервые такие учёные, как Н. Данилевский, О. Шпенглер, И. Хейзинга, П. Сорокин. С течением научно – технического прогресса продвинулось развитие индустрии досуга, при котором высокое элитарное искусство стало ориентироваться на общественные массы и потеряло высокие гуманитарные смыслы, ориентируясь лишь на широкий спрос. Это дало ход распространению киноиндустрии, моде, которая постоянно принимает все новые и новые обличия. Не смотря на свою цикличность, которую можно прослеживать практически во всем, музыкальная индустрия, мир искусства, формироваться новые культурные бизнесы - туризм, шоу-бизнес, издательский бизнес, стали развиваться новые виды деятельности, такие как спорт. Французский социолог Дюмазедье, изучая тему досуга, отметил, что формируется тенденция цивилизованного досуга, а Э. Тоффлер заговорил о будущем обществе, которое постоянно испытывает при соприкосновении с новой действительностью «культурный шок». Отказываясь от сложной культуры общество примитивизируется, его потребности усыпляются, не смотря на тот факт, что использование новейших информационных технологий и многочисленные исследования наномира выводят цивилизацию на новый виток развития.

Не смотря на то, что наш век, считается веком технологий, и это так и есть, технологический прогресс очевиден, только прогресс в одном, влечет за собой регресс в другом. Такие крайности, как наказание за «ум человечества». Однако, перспективы развития современного человечества видятся туманно и рискованно.

Парадоксальность сложившейся ситуации заключается в том, что в формирующихся демократических государствах, главным принципом функционирования которых является свобода, люди стали избегать так называемой свободы, той самой свободы, к которой когда-то так стремились и за которую боролись, отдавая жизни. По мнению Э. Фромма, свободы стало не больше, а меньше. И человек, не замечая этого, сам ее избегает. Но суть ни в том, что свободу у людей отбирают, дело в том, что мы сами себя от нее ограждаем.

Множество культурных форм и разнообразие видов деятельности стало определенным критерием и показателем степени свободы современного человека. В основу такому разнообразию легла всеобщая доступность, простота в обращении, комфорт и, конечно, удовольствие. Преобладание массовой культуры, спорта и других видов досуга, не предполагающих свободы творчества и мышления, а также удовлетворения личности в развитии разума, лишено существенного признака досуга, а значит, лишено божественной высшей природы, о которой говорил Аристотель в своих трактатах. Здесь возникает вопрос, поставленный Ф. Ницше в своем философском трактате «Так говорил Заратустра», о природе сверхчеловека: «Человек, являясь мостом между неразумным приматом и сверхчеловеком, может ли войти в состояние своей сверхприроды?»[15].

В условиях кризиса культуры сформировался недостижимый образ идеального государства. Формирование городов-мегаполисов столкнуло современное человечество с проблемами, имеющими глобальный характер, что приводит к экстремальным сдвигам в экосреде, к нарушению сложившихся структур общественного бытия и в целом - к нарушению его гомеостаза в реальной и духовной сферах, понижению моральных и этических устоев, к последней относится досуг. Скученность в городах-мегаполисах, приводящая к одному из семи смертных грехов по Библии, по мнению австрийского ученого-этолога К. Лоренца – изнеженность человека, увеличивается в геометрической прогрессии, в массах растет агрессия, возрастает потребность в противопоставлении себя обществу, прежде всего это проявляется в среде молодежи в силу психолого-педагогических особенностей данного возраста. Это объясняет возникновение множества молодежных субкультур различной направленности, в которых цель досуг заключается в различных игровых «действах», позволяющих им выходить из круга повседневности, противопоставляя свою локальную культуру глобальной культуре общества. Но, увы, чаще всего такой выход находится на грани экстремального поведения, слишком высока степень риска для собственной жизни и своего здоровья, а значит, обеспечивающего свободу и радость от преодоления напряжения.

В заключение всего сказанного выше можно сказать, что изменения представлений о досуговой деятельности связаны с резкой динамикой развития общества и изменениями понятия "игра" и свободе личности, высшего ее предназначения. Досуг, как структурообразующий элемент общественной жизни, должен быть в центре внимания государственной системы.

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА

2.1 Семейная досуговая деятельность

досуг семейный туризм творчество

Организация досуга - одна из значимых функций семьи, главной целью которой является восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей семьи.

Сегодня в практике работы учреждений культурно-досуговой сферы и различного рода общественных организаций большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию молодого поколения. Но в то же время, учитывая возрастающие потребности молодежи к самореализации, различного рода социальной активности, самовыражению и саморазвитию, на сегодняшний день все – таки научные подходы развиты слабо, если обратить внимание к содержанию, педагогическим технологиям, которые были бы направлены на решение проблемы реализации духовно-нравственного потенциала культурно-досуговой деятельности. Тем более, в настоящее время в нашей стране сложилась определенная система обучения и воспитания юного поколения, которая не всегда соответствует стандартам ФГОС. В связи с этим возникает необходимость разработки и внедрения совершенно новой системы ценностей, которая будет выстраиваться общепринятых принципах морали и нравственности.

С течением прогресса во всем мире современной семье не хватает многообразия и вариативности досуговой деятельности и социально-психологических отношений, все это влечет к нестандартным досуговым занятиям.

Каждая семья, в которой есть дети, конечно, отдает свое предпочтение совместному досугу с ними. Но самое главное, что такие семьи ориентируются непосредственно на детские, а не на общесемейные формы и виды реализации досуга. Основное участие в таких мероприятиях занимают матери, а общесемейный досуг развит для этого недостаточно.

В современной жизни семья и место работы разделены между собой. В редком случае, бывает так, что место работы совпадает с местом проживания. Чаще всего дети не касаются семейных забот, родители ограждают детей от подобных тем, но тем самым они ограждают их от трудовых и нравственных традиций семьи, что приводит к утрате духовной близости между детьми и родителями, нарушению главной линии коммуникации внутри семьи - «старшее поколение - родители - дети». У детей, как правило, отсутствует образец активного труда родителей, пример для действенного подражания, но при этом в изобилии присутствуют примеры пассивного потребления. Учитывая же психологические особенности, например, детей дошкольного возраста, у которых подражание является основным методом приобретения и накопления действенного опыта, можно с уверенностью говорить о формировании потребительского поведения у целых поколений. Ведь подражание своим родителям, как примеру, это всегда неотъемлемая черта формирования личности. Но когда дети практически не взаимодействуют со своими родителями, то чему им подражать!? Уже по этой причине современному человеку необходимо больше свободного, то есть в данном случае, досугового времени. Но если заглянуть в историю, то еще в XVIII крестьяне не сталкивались с такой ситуацией, как современный человек, все потому, что место работы и дом были одинаковыми, работали дома, по этому дети были всегда под присмотром родителей, их воспитывали при совместной работе с ними. Конечно, важнее всего не тот факт, что свободное время есть, а тот, что оно правильно спланировано, так, что бы все члены семьи были задействованы в этом досуговом времени, получая радость, пользу и удовольствия, от такого времяпрепровождения.

Исходя из принципа организации досуга, основная его ориентация падает на членов семьи, как ни странно, учитывая разные факторы – возраст, физиологические особенности, а так же интересы и ценности каждого члена семьи.

Известный социолог Т. Г. Киселева, говорит, что «особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья - дети, семья - семья, дети - дети, дети - подростки - взрослые»[9]. Тот факт, что такие контакты происходят единовременно, придает досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисемейные досуговые отношения уже сами по себе несут реабилитирующую функцию, они создают благоприятный психологический климат в семье. Досуг, ориентирующийся на общественную пользу, положительно сказывается на сплочении семейных отношений.

Встает актуальный вопрос рационального использования досугового времени для воспитания детей и, в тоже время, организации досуга современной семьи. Большое значение имеет устранение стихийности в организации семейного досуга, а также повышения его культуры, ориентации на активные формы использования свободного времени.

Известная учёная М. И. Болотова в своей работе сказала, что «семейная досуговая деятельность - это социокультурный и педагогический феномн, находящийся в имманентной связи с обучением и воспитанием личности, имеющий ярко выраженные физиологические, психологические, социальные аспекты»[5]. Посредством учёта потребностей всех членов семьи семейный досуг открывает возможности для активного отдыха, он становится источником духовных ценностей, но и столь важно то, что бы досуг позволял личностно развиваться, и что бы это развитие касалось каждого члена семьи. Как же это здорово, когда задействован весь семейный коллектив, но при этом учтены все индивидуальные потребности и интересы.

Типы семейного досуга очень разнообразны, как и сами семьи, они различаются по количеству детей; составу; структуре; типу лидерства в семье; семейным укладам; однородности социального состава; семейному стажу; качеству отношений и атмосферы в семье; особым условиям семейной жизни.

Каждая семья удовлетворяет свои интересы по разному, это может быть досуг дома или досуг в специальных культурных учреждениях. По этому уместно разделить семейный досуг на домашний досуг и досуг с семьей вне дома.

Семейный домашний досуг может быть разных видов, например:

 хобби

 совместные просмотры телевизора, проведение время за компьютером или видео приставками;

 домашние спектакли  семейное чтение;

 различные настольные игры, которые вовлекают людей всех возрастов, «от мала до велика»

 праздники

Семейный внедомашний досуг, который намного разнообразнее предыдущего, это:

 рекреативный семейный отдых вне дома (дача, семейный туризм);

 оздоровительный и спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры, посещение бани, фитнесс - клуба и т. д.);

 совместное посещение театров, музеев, кино - театров, концертов и других культурно - зрелищных мероприятий;

 походы в гости;

 организация любительских семейных общностей и семейных коллективов художественной самодеятельности;

 участие в массовых праздниках и зрелищных мероприятиях;

 организация семейных праздников и ритуально - обрядовых действ (свадьба, похороны, поминки и т. п.) с привлечением предприятий культурно - досуговой сферы.

Главные характеристики досуга:

 продолжительность

 место проведения

 форма проведения

 нравственно-эстетический уровень

В книге Ю.Д.Красильникова есть такие слова: «Досуг - действенное средство воспитания, связано с тем, что в нем обогащение личности, ее духовности, происходит без особых дидактических усилий.

Недостатки в организации досуга не только снижают уровень семейного воспитания, но отражаются на содержании самих брачно - семейных отношений. Они ослабляют сопротивляемость семьи таким разрушительным фактором как алкоголь, скука, взаимное психологическое пресыщение, отчуждение»[9].

2.2 Семейный туризм, как форма досуговой деятельности

Одной из популярных на сегодняшний день форм внедомашнего досуга является туризм. Туризм представляет собой особую форму деятельности, тесно связанную с использованием свободного времени, а так же принятия участия всех членов семьи.

Г. Е. Зборовский считает, что преимущество у этого вида досуга в свободном выборе видов деятельности, которые лишены давления и контроля каких-либо обстоятельств, элементов непреложности и обязательности. «Ещё одним из важных факторов туристической деятельнсти заключается в культуре, благодаря разнообразию которой развиваются духовные, интеллектуальные, художественные, религиозные, моральные, связанные с искусством аспекты социального и личностного бытия человека. Безусловно, турзм стал одним из звеньев, которое соединяет в себе свободное время и, с другой стороны, он выполняет эту интеграционную функцию, замыкая их непосредственно на себя»[8]

Туриз проявляется в своем многообразии. Есть большое колличество классификаций видов туризма. В рамках моей курсовой работы рассмотрим способы организации семейного туризма.

«Туризм – это, прежде всего, временные путешествия с семьёй, либо это группы людей, состоящие из нескольких семей.»[22] Суть такой туристической деятельности отправление в местность, которая отлична от места жительства, конечно же, в свободное от дел и работы время. Думаю, данное определение очень четко дает понять истинную суть туризма. Главнейшая черта семейного туризма, как и любой формы семейного досуга, является взаимдействие всех членов семьи.

Это определение помогает понять, является данное путешествие семейным или нет. Например, когда родители на отдыхе сдать детей аниматорам, либо няням, а сами отправляются на экскурсию пляж или подобный отдых, то это, однозначно, не назовёшь «семейный туризм». Правильнее это будет назвать – семейный отдых.

Семейный туризм разрешает следующие задачи:

 помогает сплотить семьи и установить психологический и эмоциональный контакт, налаживает взаимопонимание и сотрудничество между родителями и детьми, корректирует отношения между родителями и детьми;

 реализует потребность в физически активном отдыхе. Это касается спортивных видов семейного туризма;

 нацелен на здоровый и активный образ жизни, помогает освоить технологии сберегающие здоровье;

 способствует активному развитию детей, потому что семейный туризм, это, прежде всего командная работа, основанная на сотрудничестве, которое сплочает, помогает взаимодействовать в команде, создаёт естественные условия для приобретения социального опыта у детей.

Г. В. Талалаева выявила ряд важных функций семейного туризма: «укрепление общественной стабильности, укрепление отношений в семьях, формирование картины мира, мировоззрения и нравственности у детей, обеспечение преемственности знаний поколениями по образу жизни, и закладывает в психику сценарий группового поведения»[14].Автор считает, что, «социальные виды туризма (к которым относится семейный туризм) отличается не только высоким показателем межличностного общения, но способствуют развитию коммуникации между поколениями на бытово уровне»[15]. Так же, это стало ускоренным способом передачи информации по томству о подлежажих и наиболее эффективных способах социальной ада птации и стратегиях уважительного поведения, позволяют одновременно и синхронно формировать полезный жизненный опыт у двух - трех и более поколений людей.

Сложность классификации семейного туризма заключается в том, что слишком многообразен и разнообразен, точно так же, если его сопоставить с семьями. По уровню организации из всех типов семейного туризма выделяются две крупнейшие группы:

Семейные туры от турфирм - этот вид деятельности отличается минимальной творческую активность, выбор маршрута осуществляется посредством туроператора, семья лишь отдает свои предпочтения. Во время изучения этой темы внимательно, я узнала, что туристический бизнес ориентирован на семьи, этот вид туризма приоритетный, потому что семейные туристы приносят хороший доход. Только вот практика говорит о том, что не всегда такие туры помогают взаимодействовать членам семьи. «Тур операторы всегда стараются уделять особое внимание семейной аудитории, затрагивая все вопросы, касательно проживания, питания, организации развлечения для всех членов семьи, удобство транспорта и д.р.»[22]

Самостоятельные путешествия. Этот вид туризма подразумевает самостоятельный выбор. Но такой туризм предполагает и большее взаимодействие между членами семьи на всех этапах подготовки и проведения, потому что все члены семьи совместно решают вопросы организации.

Основные вопросы:

Цель путешествия (Для чего? Зачем?).

Основной вопрос, он и определяет всю суть дальнейших действий. Необходимо решить разные вопросы: «зачем?», «зачем это надо моему ребенку?», весь семейный поход подразумевает участие детей, и «зачем это надо лично мне и моей семье?».

Замечательные слова сказал Д. В. Шмайгер в своей книге «Хочу увидеть Землю!», которая на протяжении тридцати лет не потеряла своей актуальности, в каждой строке которой есть любовь к своему делу и к детям: «Если вы решили взять ребенка (в продолжительное путешествие или в поход выходного) только потому, что его некуда деть, - одумайтесь! Вы испортите поход не только себе, но отравите отдых ребенку, у которого, возможно, навсегда останутся плохие ассоциации с походами и любой туристической деятельностью. Если у вас не получилось отправить свое дитя в сад или в лагерь, либо вы не смогли отдать его бабушке, тёте или нянечке - ну, что ж... посидите с ребенком дома или на даче. А в походы супруги пусть ходят поочередно»[18]

«Если же вам надоело общаться с малышом урывками, разрываясь между ним, работой и заедающим бытом; если вам грустно оттого, что воспитанием вашего ребёнка заняты бабушки, тёти, нянечки, учителя, соседи, улица - все, кто угодно, кроме вас самих; если вы вдруг почувствовали, что просто по-отцовски (по-матерински) любите своего ребёнка и готовы ради него поступиться некоторыми своими обязанностями, - значит, вы созрели для семейного похода»[18]

Время, которое вы готовы посвятить туризму?

Определившись со временем, которое у вас есть на путешествие, вы сможете выбрать и место для него, ведь, чем больше времени, тем дальше может быть пункт назначения. Но, даже если на отдых у вас выпал всего один денёк, то не стоит отказываться от него, можно устроить выходной поход на день. Так же, если на отдых у вас выпала неделя, то стоит отказаться от такого транспорта, как поезд, потому что дорога на отдых может занять добрую половину времени. Лучше, либо выбрать место отдыха поближе, либо раскошелиться на самолёт.

Денежный вопрос.

Актуальный вопрос. Он всегда встает перед путешествием. «Сколько же денег мы готовы потратить?» Исходя из суммы, которая есть на путешествие, можно решить как способ передвижения, так и место отдыха, размещения. Можно решить, на сколько дней вам позволяет остановиться та или иная сумма денег. Как говориться – «за ваши деньги, любые радости».

Семейный состав.

Прежде чем выбрать маршрут и место отдыха необходимо разрешить ряд вопросов. В их число могут входить такие вопросы, как, колличестко членов поездки, возрастной состав, то есть пожилые или совсем маленькие члены группы. Учесть факторы и показатели здоровья. И уже после обращать внимание на интересы и предпочтения. Всем известно, что детям до 3 3 лет не желательно покидать родную климатическую зону. Даже взрослые люди подвергнуты акклиматизации, что уж думать о детях. В этот период лучше вывозить маленьких в загородные дома отдыха или на дачу, например. «И не забудьте, что переходы должны быть короткими: дети быстро устают от езды на родителях (впрочем, они быстро устают от любой езды, в том числе и в поезде, так что поездки не должны быть дальними). Почаще останавливайтесь на подходящих полянах, где малыш сможет безопасно порезвиться»[18]

Другие участники туристского путешествия. Надо определиться отправляется ли семья в путешествие одна или подбирает себе попутчиков и

единомышленников.

На примере практики можно просмотреть, что в пешие походы с детьми целесообразнее идти группой из нескольких семей (например 2 – 4 семьи) общим количеством человек в 8 – 12, которые отличаются хорошими отношениями и знакомством друг с другом. Благодаря таким семейным походам детям не сложно найти себе компанию для общения, а взрослые без проблем могут заниматься организацией всех остальных видов досуговой деятельности. Конечно, семья вполне может отправиться в поход и в «одиночестве», но в данной ситуации (в зависимости от возраста детей) оптимальным выбором будет викенд.

Таким образом, семейный туризм представляет собой насыщенную, интересную, весьма многообразную форму культурно - досуговой деятельности семьи и оказывает большое влияние на семейные взаимоотношения. Обдуманное планирование, учет интересов всех членов семьи в выборе путешествия позволит полноценно провести свободное время.

2.3 Социальный опрос. Анкета «СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ»

В настоящее время очень возрос интерес в глазах населения к семейному досугу. Походы, совершаемые всей семьёй, посещение музеев, театров, кинотеатров различных выставок, совместные занятия разными видами спорта и т.д. получают все больший интерес. Семейный досуг позволяет скрепить семью едиными занятиями, единым делом. Семейный досуг также всегда играл огромную роль в педагогике, потому что в первую очередь он направлен на поддержание семьи, сплочению членов семьи и воспитание детей с устоявшимися устоями внутри семья.

Если взглянуть глубже, то можно заметить, что семейный досуг оказывает воспитательное и развивающее действие на все стороны жизнедеятельности ребенка, приобщает его к изучению богатств духовной культуры, реализует то лучшее, что собственно есть в человеке.

Анкета «Семейный досуг»

Мною была взята анкета с сайта http://www.scienceforum.ru/2013/236/3436, вопросы данной анкеты помогли мне в проведении анкетирования с целью выявления потребностей у людей в проведении досуга с семьёй. Респондентами стали студенты ШФ «ИвГУ» и другие люди, имеющие семьи.

Анкета «Семейный досуг»

Уважаемые респонденты, просим вас ответить на несколько вопросов по теме «Семейный досуг»:

. Возраст

. Пол

. Нравится ли вам проводить время со своей семьей?

. Сколько времени вы тратите на досуг с семьей в неделю?

. Как вы проводите досуг с семьей?

. Что бы вы хотели добавить к досугу своей семьи?

. Что мешает проведению досуга с семьей?

. Каким вы видите досуг в вашей будущей семье?

. Что является для вас главным в общении с семьей?

. Укажите состав вашего семейного досуга?

Благодарим за участие!

В анкетировании приняли участие 40 человек. Из них 20 мужчин 50% и 20 женщин 50%.

Результаты моего опроса показали:

На первый вопрос – «Нравится ли вам проводить время со своей семьей?» 98% респондентов дали положительный ответ, и только 2% ответили отрицательно. По данным ответам мы видим, что респонденты стремятся и хотят проводить время в кругу своей семьи.

Во втором вопросе «Сколько времени вы тратите на досуг с семьей в неделю?» 60% ответили, что затрачивают 2 дня, 38% ответили, что тратят на досуг с семьей 1 день, 22% ответили, что тратят на это 3 часа, 11% ответило, что тратят все выходные - 2 дня. Исходя из данных ответов, можно увидеть, что большинство респондентов проводят два дня на досуг с семьей.

В третьем вопросе «Как вы проводите досуг с семьей?» мы получили следующие ответы: 48% респондентов ответили, что в их досуг семьей входит только просмотр TV, 20% выбрало туризм, 18% - прогулки, 5% - кино, 8% - спортивные мероприятия, 3% - театр, 5% - просто ходят в гости к родственникам и друзьям. Ответы говорят о том, что в нынешнее время семейный досуг почти полностью состоит проведения времени перед телевизором, на втором месте туристические мероприятия и прогулки и уже после находятся театр, кино, спортивные мероприятия.

На 4 вопрос «Что бы вы хотели добавить к досугу своей семьи?» 28% - хотели бы туризм, 24% хотели бы добавить больше семейных мероприятий в свою семью, 20% опрошенных ответили, что ни чего бы ни хотели добавить к досугу своей семьи, 16% - предпочли театр, 10% - кино. 4% - выбрали прогулку. Это подтвердило тот факт, что респондентам не хватает таких досуговых семейных мероприятий как туризм, спортивные мероприятия. Некоторые респонденты заявили, что не хотели бы ничего менять.

На пятый вопрос «Что мешает проведению досуга с семьей?» все 100% единогласно дали ответ, что учеба или работа, потому что они занимают практически все количество их времени.

На шестой вопрос, «Каким вы видите досуг в вашей будущей семье?» были получены следующие ответы: 5% дали ответ, что скорее всего, это время проведенное перед телевизором или за компьютером, либо игровой приставкой, 43% сказали, что хотели бы путешествия по миру с семьёй, 22% - дали предпочтения спортивным мероприятиям, 11% - кино, 5% прогулки семьей, 4% - театр, 10% - ходить в гости. В данном вопросе большинство отдали свое предпочтение туризму, следующее место по баллам спортивные мероприятия, а кино и походы в гости получили ровное количество баллов.

На 7 вопрос «Что самое главное в общении с семьей для вас?» 55% респондентов ответило, что это взаимопонимание, 25% - доверие, 20% - сказали, что любовь. Самым главным в общении с семьёй опрошенные считают взаимопонимание.

На последний вопрос «Укажите состав вашего семейного досуга?» 18% ответили, что досуг проводят совместно с друзьям, 38% ответили, что проводят это время исключительно в кругу семьи, 4% - сказали, что соседи бывают членами их досуга, 40% - дали ответ, что в их досуге принимают участия как родные, так и близкие и знакомые.

В ходе апробации мною данной анкеты, выявились, как положительные, так и отрицательные качества. К положительным относится то, что респонденты хотят иметь полноценный семейный досуг, они всецело стараются его стараются разнообразить свой семейный досуг, с удовольствием стремятся к общению с близкими, желают поводить больше времени со своей семьей. Плюс, так же, выражается в желании добиться в семейном досуге чего-то большего, позитивного и нового, они смотрят на этот вопрос серьезно, потому что считают, что без этого семья может разрушиться.

К проблемам относится то, что у респондентов практически не хватает времени на досуг с семьей. Из-за работы родителей и учебы детей, теряется связь между ними. Проблемой современного общества является то, что за повседневными заботами и домашним бытом они забыли, что такое семейный досуг. Очевидно, что современным семьям не хватает взаимопонимания, доверия, общения и интереса к взаимной деятельности, которые включает в себя досуг.

Так же, большим минусом является нехватка мест, соответствующих предпочтениям респондентов, для проведения досуга всей семьей, этот момент уже обуславливается городом. Так как в городе Шуе не хватает ни мест для соответствующих мероприятий, ни самих мероприятий, на которых можно было бы отдохнуть с пользой целой семьёй!

Участие родителей в жизни собственных детей дело совсем не трудное, наоборот, оно доставляет даже удовольствие. Каждый родитель сам устраивает свой семейный быт, такой, который больше подходит особенностям их семьи. Большую роль в семейном воспитании играет эмоциональный фон в семье, отношения между родителями и детьми, их умением поддержать любовь и теплоту к друг другу и детям. Только в здоровой семье, где царит любовь и взаимопонимание, могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни. По этому, очень важно выбирать правильный досуг для себя и своих близких.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном социуме существует масса причин, создающих негативную ситуацию для семьи, например: резкое разделение семей по уровню доходов, рождаемость уменьшается, а количество разводов непрестанно растёт, разрушается традиционная структура семьи; изменяются и вовсе забываются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми.

Тем не менее, на фоне культурного разногласия семья неизменно выполняет важнейшие функции по передаче глубинных культурных традиций народа, придает устойчивость и позитивную направленность процессу культурного развития и воспитания подрастающего поколения.

Досуг – это одна из важнейших сфер жизнедеятельности индивидов, в которой решаются задачи эстетического, нравственного развития, сохранение морального, психического и физического здоровья населения. Именно благодаря культурно – досуговой деятельности личность развивается благоприятно, целостно развиваясь, благодаря ей активизируются социальные механизмы, пробуждается личностная инициатива индивида на основе выбора благоприятствующего образа жизни и разнообразных форм досуга. В качестве одной из важнейших проблем современной семьи выступает организация её свободного времени, которая включает в себя семейный досуг.

Само понятие «досуг» часто толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д.

Семья в России как социальный институт по-прежнему находится в эпицентре экономических, социальных и иных проблем, обусловленных обрушившимся на страну экономическим и финансовым кризисом. Собственно проблемы семьи, которые рассматриваются как актуальные проблемы будущего страны, имеют устойчивую тенденцию к обострению.

Общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно-здоровой семье. Важно таким образом поставить практическую работу, чтобы она всемерно способствовали укреплению семьи, ее устоев. Необходимо, прежде всего, создать условия для совместного проведения досуга, культурных мероприятий, семейного отдыха.

В процессе исследования данного вопроса я провела анкетирование с помощью разработанной анкеты «Семейный досуг» среди студентов ШФ «ИвГУ» и другие люди, имеющие семьи для определения предпочтений в организации семейного досуга. В анкетировании приняли участие 40 человек. Из них 20 мужчин 50% и 20 женщин 50%.

В ходе проведения данного анкетирования, были выявлены положительные и отрицательные результаты опроса. Среди положительных оказались ответы респондентов, которые хотят и стремятся проводить свой досуг в кругу семьи. Так же, важен тот факт, что семьи желают его разнообразить, для того, что бы еще больше проводить время со своей семьёй, получая больше удовольствия от общения друг с другом. Плюс выражается еще и в том, что они действительно хотят добиться в семейном досуге чего-то большего, нового, они относятся к этому очень серьезно, потому что считают, что без такого досуги их семья может быть подвергнута разладам, ссорам, а что еще хожу, она может разрушиться.

К проблемам относится то, что у респондентов практически не хватает времени на досуг с семьей. Из-за работы родителей и учебы детей, теряется связь между ними. В современном обществе так же заметно то, что многие семьи просто уже и забыли, что такое семейный досуг и что в него входит. Очевидно, что в современном обществе не хватает семьям взаимопонимания, доверия, общения и интереса к взаимной деятельности, которая и включает в себя досуг.

Активное участие родителей в жизни собственных детей дело совсем не трудное, даже наоборот, оно дарит удовольствие и радость. В каждой семье выработаны свои устои, свой быт, который соответствуют особенностям каждого члена этой семьи. Огромную роль в семейном воспитании играет эмоциональный фон в семье, отношения между родителями, их умением поддержать любовь и теплоту друг другу и детям. Только в той семье, где есть любовь, доброта и взаимопонимание могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А.И. Доватура. М, 1983. 830 с.

  2. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М, 1983. Т. 4.

  3. Аванесова Г.А. Культурно – досуговая деятельность. Теория и практика/Уч.пос. для студентов и вуз. М.: Аспект Пресс, 2006. – 236с.

  4. Беляков О.И . Инновационные методы и направления в работе с геопространственной информацией //География и экология в школе XXI века № 8. М, 2008. С. 55-60.

  5. Болотова М. И . Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей. М, 2005. 52 с.

  6. Волощенко Г.Г. Досуг как явление культуры: генезис и развитие, Омск, 2006. 249 с.

  7. Елизаров Е.Д. Античный город. М, 2003. 88 с.

  8. Зборовский Г . Е . Социология досуга и культуры. М, 2006. С. 237.

  9. Киселева Т. Г, Красильников Ю.Д. . Социально-культурная деятельность. М, 2004. 539 с.

  10. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала / Пер. с нем. А.И. Федорова, Г.Ф. Швейника; Под ред. А.В. Гладкого; Сост. А.В. Гладкой, А.И. Федоров; Послесл. А.И. Федорова. М, 1998. 393 с.

  11. Лосев А.Ф. История античной эстетики (Аристотель и поздняя классика). М, 1975. Т. 4.

  12. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Пер. с нем. М, 2009. 314 с.

  13. Рассел Б. История западной философии / Под. текста и науч. ред. В.В. Целищева. Новосибирск, 1997. 815 с.

  14. Г. В. Талалаева Социальная демография Учебное пособие Науч. Ред. д-р А.В. Пономарев. Печатается по решению редакционно издательского совета ЕкатеринбургУГТУ-УПИ 2010

  15. Талалаева Г.В. Разработка инновационных технологий в сфере социального менеджмента // Успехи современного естествознания № 12. М, 2007. С. 511-512.

  16. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. М, 2002. 557 с.

  17. Фролов Э.Д. Парадоксы истории - парадоксы Античности: очерки. - СПб, 2004.

  18. Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. Г.Ф. Швейника, Г.А. Новичковой. - М, 2007. 272 с.

  19. Хейзинга Й. Homo Ludens: статьи по истории культуры / Пер., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д.Э. Харитоновича. М, 1997.

  20. Шмайгер Д . В. Хочу увидеть Землю. М, 1982. 112 с.

Интернет источники:

  1. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Platon/dial1.php 28.01.2016

  2. http://www.consultant.ru/law/doc/prj1/ 28.01.2016

  3. http://rucont.ru/rubric 26.01.2016

Просмотров работы: 2515