РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Алексеева А.А. 1
1Старооскольский филиал «Белгородского государственного национального исследовательского университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл» К.Д. Ушинский.

Чтение - один из основных способов приобретения информации, поэтому овладение навыком полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием обучения в школе по всем предметам. Как особый вид деятельности, чтение предоставляет большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития ребенка. Из этого следует необходимость целенаправленной систематической работы над развитием и совершенствованием навыка чтения у младших школьников.

Цель обучения чтению: сформировать младшего школьника, как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению; владеющего способами работы с читаемым текстом или детской книгой, обладающего определённой начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.

Сознательная читательская деятельность в свою очередь невозможна без овладения технической стороной чтения: усвоения его форм, видов и способов; правильного воспроизведения и воссоздания читаемого текста.

Без навыка беглого, правильного чтения невозможно развитие других видов читательской деятельности. Преждевременное использование другой деятельности при не сложившемся навыке чтения и раннее переключение навыка чтения на средство обучения тормозит нормальное развитие чтения, как читательской деятельности.

Процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон: смысловой и технической, охватывающих зрительный и звуко-слухо-речедвигательные механизмы. В развитых формах процесс чтения протекает так, что его техническая сторона работает в своеобразном автоматическом режиме, как навык. Контроль за которым, осуществляется на подсознательном уровне. Смысловая же сторона проявляется как более сложное умение, связанное с переработкой и усвоением содержания читаемого текста. Развитие таких характеристик навыка чтения как сознательность и выразительность тесно взаимосвязано с развитием беглости и правильности, т.е. технической стороны чтения.

В начальной школе учащиеся осваивают изучающее чтение (равномерно-внимательное). Изучающее чтение требует от ученика определенных технических навыков и понимания информации, степень полноты которого должна достигать 100%. Изучающее чтение вслух предназначенное для слушателя, это четкое внятное чтение целыми словами, без неоправданных пауз, безошибочное, в нормальном темпе и достаточно выразительное.

Существуют различные взгляды на развитие технической стороны чтения. Согласно В. Н. Зайцеву необходимо добиваться «оптимального чтения». Оптимальное чтение - это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание смысла текста. Нормативное чтение, как известно, имеет минимальное значение 80-90 слов в минуту для учеников переходящих в 5 класс. Это не совпадает с оптимальной скоростью разговорной речи, следовательно, норматив сильно занижен.

В пользу быстрого чтения В.Н.Зайцев приводит следующие аргументы:

-скорость чтения является самым важным фактором, влияющим на успеваемость, особенно, в старших классах, где домашнее задание на день составляет примерно 8 страниц учебника (9 класс) или 6500 слов, на неуспеваемость обречены те, кто не умеет хорошо читать;

-от скорости чтения также зависит процесс развития: совершенствуется оперативная память, устойчивость внимания, повышается умственная работоспособность;

-воспитательный аспект оптимального чтения состоит в том, что если выпускники начальной школы плохо читают, то в старших классах падает их успеваемость и начинает преобладать психология троечника – «сколько ни учись, всё равно выше оценку не получишь».[1]

Поэтому необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имела скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.

С другой стороны в последнее время появился ряд рекомендаций по увеличению скорости чтения. Физиологи и психологи доказали, что увеличение скорости чтения вслух свыше 75-90 слов приводит к нарушению психофизиологических механизмов восприятия текста на слух, к расстыковке зрительных и моторных процессов, отставанию речи и мысли от восприятия. Информация не усваивается полноценно. Главным в чтении является понимание информации, сближение понимания с восприятием. Высокая скорость чтения тормозит эти процессы.

Психологи утверждают что, изучающее чтение вслух и про себя должно быть обстоятельным и неторопливым, поэтому погоня за скорость неоправданна. Определен порог для изучающего чтения - минимальная скорость –50 - 60 слов в минуту. При такой скорости осуществляется достаточно полное понимание, однако это не означает, что при других формах и целях чтения она должна оставаться неизменной. В начальной школе при чтении вслух она колеблется от 70 до 90 слов, а при чтении про себя до 200 слов в минуту. Чтение текста с несвойственной данному ребенку скоростью, увеличенной из-за желания читать как другой ученик, приводит к искажениям слов, повторам и другим ошибкам, а, следовательно, непониманию содержания текста.

Совершенствование техники чтения не является самоцелью, но, поскольку, от неё зависят другие характеристики навыка чтения (осознанность, выразительность), а также качество знаний по предметам вообще, нужно добиваться правильного чтения в нормальном темпе.

Тем более, что в настоящее время почти 30% младших школьников характеризуются медленным темпом чтения. Этот недостаток беспокоит учителей и родителей, т.к. существенно затрудняет понимание детьми текстов (задач, художественных произведений и др.), а, следовательно, снижает эффективность учебной деятельности в целом.

Медленное чтение проявляется в низкой скорости произнесения слов и сопровождается частыми более или менее длительными паузами, побуквенным или слоговым чтением, неправильным называнием букв и прочитыванием

Медленный темп чтения может быть обусловлен разного рода психологическими причинами, которых достаточно много. Выделяют три основные группы таких причин:

-недостаток в развитии познавательных процессов учащихся (синтеза звукобуквенных элементов, недостаточность зрительного анализа, малый объём восприятия);

-недостаток в развитии психомоторной сферы учащихся (затруднения в артикуляции);

-природная медлительность, отражающая малоподвижность нервных процессов;

-наследственные особенности функциональной организации мозга (высокое развитие правого полушария, в результате чего в процессе чтения ученик ярко представляет читаемое, при этом процесс чтения замедляется).[3]

Что касается приёмов обучения чтению, то все методисты разделяют позицию, согласно которой необходимо сочетать обучение чтению в процессе многократного целенаправленного перечитывания со специальными заданиями, активно влияющими на становление чтения и развитие способов овладения этой сложной учебной деятельностью.

Управлять процессом формирования навыка чтения можно лишь при соблюдении следующих условий:

  1. при формировании этого навыка необходимо опираться на развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление;

  2. навык чтения значительно укрепляется и совершенствуется, если параллельно с ним развиваются и другие виды речевой деятельности (аудирование, говорение, письмо);

  3. формирование навыка полноценного чтения необходимо рассматривать не только как задачу специального урока, урока чтения, но и как одну из задач других уроков;

  4. занятия по чтению необходимо строить так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали у учащегося положительную мотивацию интерес к чтению и книге вообще.[2]

В целях предупреждения ошибок связанных с искажением и заменой слов учителю вместе с учениками целесообразно:

а) выяснить перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено;

б) предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;

в) создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста, четкая формулировка заданий и вопросов;

г) предварительное чтение текста про себя;

д) систематический контроль учителя за чтением учащихся;

е) методически верное исправление ошибки в зависимости от ее характера.

Исправляютсяошибки следующим образом:

  1. ошибки в окончаниях слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика;

  2. ошибки, искажающие смысл предложения, исправляют путем повторного прочтения или вопроса к прочитанному;

  3. ошибки, которые не исказили смысла, учитель отмечает после чтения;

  4. к исправлению ошибок, связанных с нарушением орфоэпических норм, привлекаются другие ученики.[3]

Учитель замечает и фиксирует все ошибки ученика, но прерывает чтеца лишь в случае искажения, мешающего пониманию текста.

Таким образом, решение сложных задач воспитания и развития ума, воли, чувств ребенка возможно лишь при условии владения техникой чтения. Развитие навыка чтения необходимо, поскольку данный навык является фундаментом для всего последующего образования.

1. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. —32 с

2.Климанова Л. Ф. Проблема совершенствования навыка чтения младших школьников: Автореф. канд. дис. М., 1977. 19 с

3. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М., Педагогика, 1997.

Просмотров работы: 1254