РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЖАНРОВ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЖАНРОВ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Денисова Ю.С. 1
1Старооскольский филиал «Белгородского государственного национального исследовательского университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема использования малых форм фольклора изучена в работах М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, Н.В. Новоторцевой, О.С. Ушаковой и др. По мнению этих авторов, первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песенок, пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме - таят в себе немалые жанровые богатства.

Под развитием речи подразумевается обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа над употреблением частей речи) и развитие связной речи (обучение построению предложений и фраз). Младший возраст обладает особой восприимчивостью к малым фольклорным формам. У ребенка интенсивно формируются наглядно-действенное мышление, эмоциональность, воображение, речь, психическая деятельность обогащается опытом, возникает способность воспринимать окружающий мир и действовать по представлению. По мнению Г. Ивановой, В. Курашовой, малые формы фольклора максимально приближены к уровню когнитивно-речевого развития ребенка от 2 до 3 лет.

В работе с детьми раннего возраста используются следующие малые фольклорные формы: пестушки, колыбельные песенки, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки, считалки, заклички.

Для того, чтобы использовать малые фольклорные формы в речевом развитии, по мнению С.Е. Сазоновой, О.В. Малининой воспитатель должен: знать уровень развития своих воспитанников; научиться владеть художественными средствами; обеспечить понимание смыслового содержания народного произведения; петь и танцевать; использовать элементы артистичности (эмоциональную окраску речи, изменение тембра голоса); использовать красочность и богатство зрительных образов; применять забавный сюжет; больше использовать словесные, наглядные, игровые методы; варьировать методическими приемами.

Т. Пескишева выделяет следующие виды работы с использованием фольклора: занятия; игры; самостоятельная творческая продуктивная деятельность; досуги; календарные праздники.

Малые фольклорные формы оказывают на детей нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.

Постепенное поэтапное усвоение малых фольклорных форм включает в себя следующие задачи:

1. Первичное понимание предъявляемого материала.

2. Выполнение аналитических и синтетических упражнений на ограниченном фольклорном материале.

3. Заучивание или повторение текстов.

4. Последующее использование усвоенного фольклорного материала в игровой и речевой деятельности.

Малые фольклорные формы фиксируют свойства и состав языковых единиц и, являясь чувственной опорой мыслительных процессов, программируют операционный состав анализа и порождения речевого высказывания, т.е. служат основой развития когнитивно-речевой деятельности.

Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников. Отбор фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а также тематического принципа и взаимосвязи разделов программы.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей.

Содержание небольших произведений народного поэтического творчества - многоплановое. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок.

Педагог, занимаясь изучением данной темы и практикует ее в работе с детьми раннего возраста и большое внимание уделяет словесным, наглядным, игровым методам при ознакомлении с народными произведениями. Необходимо помнить, что ребенок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль.

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».

Нет ни одного вида занятий, куда невозможно было бы включить элементы фольклора, использование которого делает занятие более эмоциональным, развивает логическое и образное мышление. Загадки – замечательный материал для подобных развивающих игр-занятий.

Особое место занимает фольклор в игровой деятельности. Мы играем в народные игры, используя песенки, прибаутки, считалки. Дети очень хорошо их воспринимают и играют в песенные хороводные игры.

Например, в игры-забавы вводятся хорошо известные детям потешки для того, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре - забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленькая...».

В группе раннего возраста подобраны соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместились книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки. Здесь же мы поместили фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Формы подачи фольклора разнообразны. Необходимо использовать все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.

Таким образом, развитие речи детей раннего возраста через устное народное творчество помогает лучше адаптироваться в окружающем мире, пополняет активный и пассивный словарь, развивает художественно-эстетические, познавательные способности детей раннего возраста.

Просмотров работы: 362