ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Ковалева Н.Н. 1
1Старооскольский филиал «Белгородского государственного национального исследовательского университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время чрезвычайно актуальны проблемы речевых нарушений у детей. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу общества. У детей часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы.

К сожалению, данные обследования детей свидетельствуют о тревожной тенденции снижения у них уровня развития кистевой моторики. У большинства современных, а в особенности у городских детей. отмечается общее моторное отставание. Если еще каких-то 20 лет назад родителям, а вместе с ними и их детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать, то сейчас все это делают машины. Даже детская обувь чаще встречается на липучках, чем на шнурках. Итог – слабое развитие руки, а соответственно – проблемы с речевым развитием.

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений по воспитанию у ребенка здоровой речи.

Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости, следовательно, идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук тревожат расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Систематические упражнения по тренировке этих движений оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Это доказано рядом исследователей (М.И.Кольцова, Е.И. Исенина и др.)

Функция кисти уникальна и универсальна. «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов», - писал Джордано Бруно [14, 18].

Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще Марией Монтессори. Она выявила закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие [11].

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период жизни, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитие общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. На руке находятся биологически активные точки нашего организма. В настоящее время огромной проблемой является развитие речи детей раннего возраста. Поэтому, одним из основных показателей становится развития ручных умений у ребёнка, то есть мелкой пальцевой моторики. Мелкая моторика - набор скоординированных действий, в выполнении мелких движений пальцами рук и ног. Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдается отставания в развитии речи.

В.М. Бехтерев писал, что движение руки тесно связано с речью и ее развитием. В.А. Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики». Уже с первых дней жизни малыша начинается его речевое развитие. Нужно с самых первых дней начинать говорить с ребенком. Именно впервые годы жизни происходит созревание нервной системы. Развитие действий с предметами в наиболее раннем возрасте положительно влияет на формирование познавательных психических процессов восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти рук, расположенная очень близко от речевой зоны. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных координационных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов), так как руки, обладая многообразием функций, является специфическим человеческим органом. Интересен онтогенез развития действий рук ребенка. И. М. Сеченов был одним из первых ученых, который подверг критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка, как результата созревания определенных нервных структур. Он писал, что «движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше нормы. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. Все эти факты должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Основной задачей речевого развития в раннем возрасте является развитие словаря.

В.И. Логинова отмечает, что развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения

В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения.

А.Н. Леонтьев отмечает, что овладение словарем является важным условием умственного развития ребенка

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Вместе с развитием речи успешно развиваются все психические процессы (мышление, память, внимание, воображение). К концу третьего года своей жизни дети начинают задавать много вопросов, что свидетельствует также о развитие речи и мышления

Психологи считают, что формирование мышления и речи происходит в процессе практической деятельности. Язык, как средство общения людей, является особым видом интеллектуальной деятельности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.П. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия)

Проблема взаимосвязи речи и мышления всегда находилась в центре внимания психологических исследований (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Развитие мелкой моторики движений руки благотворно влияет на формирование речевых умений ребенка. Развивая мелкую моторику рук, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи доказали работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонова, А. Р. Лурия, Н. С. Лейт, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова. Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше двигательная активность ребенка, тем он быстрее и лучше развивается. Поэтому начиная с самого раннего возраста развитию общей и мелкой моторики детей необходимо уделять особо пристальное внимание.

Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, и это позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции нарушений и стимуляции развития другой. При развитии мелкой моторики происходит достаточно быстрое улучшение речи и мышления ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Секрет такой взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием речи состоит в том, что при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка.

Таким образом, чтобы механизм саморегуляции двигательной и речевой функции «сдвинул» речевое развитие в позитивном направлении, необходимо использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук. Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому задача педагогов и родителей - превратить обучение в увлекательную игру. Для развития мелкой моторики в дошкольных образовательных учреждениях эффективным средством являются пальчиковые игры - своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, помогают концентрировать внимание, развивают координацию движений.

Просмотров работы: 1253