На уроках русского языка электронные средства обучения используются как источник учебной информации, наглядное пособие с качественно новым уровнем возможностей мультимедиа, тренажёр, средство диагностики и контроля.
Включение в процесс обучения электронных динамических схем и моделей, таблиц, красочных иллюстраций и т.п. позволяет усилить продуктивность визуальной среды.
При наличии цифровых образовательных ресурсов ИКТ можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении.
Уроки, проводимые с использованием ИКТ в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала. Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука[1]. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции[2].
Изучению русского языка в начальной школе отводится одно из центральных мест, поскольку этот учебный предмет открывает ученику способность к усвоению других дисциплин.
Формы и методы работы на уроке могут быть различными, исходя из специфики учебного предмета, требований учебной программы, дидактической цели урока, задач и содержания.
На уроках русского языка электронные средства обучения используются как источник учебной информации, наглядное пособие с качественно новым уровнем возможностей мультимедиа, тренажёр, средство диагностики и контроля.
Включение в процесс обучения электронных динамических схем и моделей, таблиц, красочных иллюстраций и т.п. позволяет усилить продуктивность визуальной среды.
При наличии цифровых образовательных ресурсов ИКТ можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении.
Во время составления плана урока с применением компьютера важно продумать цель, задачи и целесообразность использования ИКТ, структуру урока, формы организации деятельности учащихся и контроля усвоения материала. И, конечно, необходимо учитывать требования санитарных норм и правил, что обеспечивает здоровьесберегающий режим обучения.
В ходе изучения нового материала обычную доску заменяет интерактивная доска. Одновременно возможна работа со словом, текстом в режиме онлайн: выделение орфограммы, слов, восстановление деформированного текста, добавление необходимых элементов. Это позволяет повысить роль наглядности, даёт учащимся более полную и достоверную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу.
На этапе закрепления, используя цифровые средства обучения, я могу проследить уровень усвоения учебного материала. Для этого обычно делят класс на группы, каждая из которых работает в своём режиме. Это позволяет усвоить материал даже ученику, испытывающему трудности в обучении.
При повторении, обобщении и систематизации знаний можно использовать графические возможности интерактивной доски, программы-тренажёры, которые помогают учащимся самим определить степень усвоения материала, исправить ошибки.
При проверке и контроле знаний использование ИКТ по сравнению с традиционным подходом имеет существенное преимущество. Обучаемый получает оценку своих знаний не напрямую от учителя, а от героя-мультяшки, который ему близок и абсолютно не пугает. Оценка становится более объективной, а значит не вызывает страха.
Использование ИКТ позволяет дифференцировать процесс обучения, например, учащиеся с более высоким уровнем развития могут при помощи цифровых средств обучения углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности, а учащиеся, испытывающие трудности в обучении могут выполнять посильные задания, каждый раз испытывая ситуацию успеха.
Конечно, из вышесказанного не следует, что теперь уроки надо проводить с использованием ИКТ и всё изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Учитель может и должен чередовать разнообразные методические приемы. Например, часть урока преподаватель может объяснить сам, другую – используя электронного помощника. В зависимости от типа урока по-разному можно использовать ИКТ в своей работе.
Уроки с использованием ИКТ – это один из самых важных результатов инновационной работы в современной школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
Использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя.
Для успешного формирования понятия «Имени прилагательного», в процессе педагогической практики в школе был выбран веб-сайт, как средство, позволяющее объединить многообразие отобранных нами ресурсов в единый электронный образовательный ресурс.
Данный сайт предназначен для учителей начальных классов и может использоваться как методическое сопровождение различных типов уроков, а также как демонстрационный и контрольно-оценочный материал в рамках темы «Имя прилагательное» предмета «Русский язык» в третьем классе, в рамках системы развивающего обучения Л.В. Занкова[4].
В разделе «Главная» дано общее описание сайта. В разделе «Справка» дается описание основных характеристик имени прилагательного. В разделе «Задания» дается основной материал, посвященный имени прилагательному. В разделе «Доп. материал» представлены аудио фрагменты и иллюстрации по теме «Имя прилагательное». В разделе «Фрагменты» представлена подборка методических видеофрагментов для учителя.
Для того, чтобы запустить сайт, необходимо дважды кликнуть на файле index.
Апробируемый веб-сайт:
- соответствует по содержанию Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения и системы развивающего обучения Л.В. Занкова учебной дисциплины «Русский язык»;
- обеспечивает поддержку различных видов занятий по дисциплине «Русский язык» и полноту включенного в ЭОР учебного материала;
- включает материалы, позволяющие проводить контрольно-оценочную работу;
Описание электронного образовательного ресурса содержит в себе методические материалы для учителей по примерам применению ЭОР в учебном процессе, снабжается инструкцией по установке и эксплуатации ЭОР.
В качестве примера приведем фрагмент урока с использованием электронного образовательного ресурса - веб-сайта:
Тема урока: «Имя прилагательное».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока: обеспечить первичное усвоение нового материала по теме: «Имя прилагательное»; совершенствовать уровень подготовки учащихся по орфографии; создание условий для развития речи учащихся, обогащая их словарный запас; совершенствовать навыки работы в паре, группе.
Практическая работа учащихся: Работа с разделом «Справка».
Контроль: текущий - фронтальный, промежуточный - во время практической работы.
Оборудование: компьютеры, электронный образовательный ресурс «Имя прилагательное», рабочие тетради, письменные принадлежности.
Структура урока:
Организационный момент - 5 минут.
Актуализация знаний - 10 минут.
Сообщение темы урока - 5 минут.
Работа по теме урока - 15 минут.
Ход урока:
Младшие школьники сначала садятся за свои парты, отвечают на вопросы учителя относительно материала предыдущих уроков, предполагается фронтальный опрос:
1. Что обозначает имя существительное?
- На какие вопросы отвечает?
- К каким существительным задаём вопрос кто? Приведи примеры.
-К каким существительным задаём вопрос что? Приведи примеры.
- Какого рода бывают существительные? Приведи примеры.
- Как изменяются существительные?
- Как определить род существительного во множественном числе? Приведи примеры.
В рамках выполнения практического задания предполагается сначала разделить младших школьников на пары с учетом успеваемости. Затем, используя веб-сайт, младшие школьники в парах обсуждают данные вопросы, после обсуждения проверяют себя по появляющимся по щелчку справкам:
- Что такое имя прилагательное?
- Что обозначает имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечает?
- Как изменяется?
- С какой частью речи употребляется?
- Чем является в предложении?
- Для чего используется в нашей речи?
В данном задании у младших школьников формируется обобщенные знания об имени прилагательном.
Дома младшие школьники предлагается поработать с заданием «Мозаика». На сайте представлен текст с пропусками, на месте которых должны быть расположены имена прилагательные, также дана подборка имен прилагательных, из которых младшие школьники должны «собрать» рассказ.
Данное задание позволяет разнообразить деятельность учащихся, обобщить знания об имени существительном и систематизировать знания об имени прилагательном. Может быть использовано как в урочное, так и во внеурочное время. Использование веб-сайта дает преимущества в систематизации работы и комплексном подходе в организации учебного процесса.
Таким образом, ИКТ существенно помогают педагогу в его работе. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей.
Список использованной литературы
Бордовский, Г.А. Информатика в понятиях и терминах [Текст]: учебное пособие / Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков. – М: Просвещение, 1991. – с. 235
Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1966.- 321с
3анков, Л.В. Беседы с учителем (Вопросы обучения в начальных классах). [Текст]/ Л.В. Занков. - М.: Просвещение, 197 5.-191 с
3анков, Л.В. О начальном обучении. [Текст]/ Л.В. Занков. - М.: Академии педагогических наук РСФСР, 1963.- 74с.
Захаров, В.А. Информационное общество [Текст] / В.А. Захаров, М.Б. Игнатьев, Ю.Ф. Шейнин //Системы и средства информатики. –1999. - №9. – С. 4 – 7.
Обучение и развитие. Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. Л.В. Занкова. - М., 1975. - 440с.
Полякова, А.В. Русский язык в начальных классах: Метод рекомендации: 1-2 кл.: Пособие для учителя. [Текст]/ А.В. Полякова. - М.: Просвещение, 2002.-93с.