ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Кретова Е.В. 1
1Старооскольский филиал «Белгородского государственного национального исследовательского университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Применение информационных технологий в процессе обучения в начальной школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века.

На уроках русского языка электронные средства обучения используются как источник учебной информации, наглядное пособие с качественно новым уровнем возможностей мультимедиа, тренажёр, средство диагностики и контроля.

Включение в процесс обучения электронных динамических схем и моделей, таблиц, красочных иллюстраций и т.п. позволяет усилить продуктивность визуальной среды.

При наличии цифровых образовательных ресурсов ИКТ можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении.

Уроки, проводимые с использованием ИКТ в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала. Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука[1]. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции[2].

Изучению русского языка в начальной школе отводится одно из центральных мест, поскольку этот учебный предмет открывает ученику способность к усвоению других дисциплин.

Формы и методы работы на уроке могут быть различными, исходя из специфики учебного предмета, требований учебной программы, дидактической цели урока, задач и содержания.

На уроках русского языка электронные средства обучения используются как источник учебной информации, наглядное пособие с качественно новым уровнем возможностей мультимедиа, тренажёр, средство диагностики и контроля.

Включение в процесс обучения электронных динамических схем и моделей, таблиц, красочных иллюстраций и т.п. позволяет усилить продуктивность визуальной среды.

При наличии цифровых образовательных ресурсов ИКТ можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении.

Во время составления плана урока с применением компьютера важно продумать цель, задачи и целесообразность использования ИКТ, структуру урока, формы организации деятельности учащихся и контроля усвоения материала. И, конечно, необходимо учитывать требования санитарных норм и правил, что обеспечивает здоровьесберегающий режим обучения.

В ходе изучения нового материала обычную доску заменяет интерактивная доска. Одновременно возможна работа со словом, текстом в режиме онлайн: выделение орфограммы, слов, восстановление деформированного текста, добавление необходимых элементов. Это позволяет повысить роль наглядности, даёт учащимся более полную и достоверную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу.

На этапе закрепления, используя цифровые средства обучения, я могу проследить уровень усвоения учебного материала. Для этого обычно делят класс на группы, каждая из которых работает в своём режиме. Это позволяет усвоить материал даже ученику, испытывающему трудности в обучении.

При повторении, обобщении и систематизации знаний можно использовать графические возможности интерактивной доски, программы-тренажёры, которые помогают учащимся самим определить степень усвоения материала, исправить ошибки.

При проверке и контроле знаний использование ИКТ по сравнению с традиционным подходом имеет существенное преимущество. Обучаемый получает оценку своих знаний не напрямую от учителя, а от героя-мультяшки, который ему близок и абсолютно не пугает. Оценка становится более объективной, а значит не вызывает страха.

Использование ИКТ позволяет дифференцировать процесс обучения, например, учащиеся с более высоким уровнем развития могут при помощи цифровых средств обучения углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности, а учащиеся, испытывающие трудности в обучении могут выполнять посильные задания, каждый раз испытывая ситуацию успеха.

Конечно, из вышесказанного не следует, что теперь уроки надо проводить с использованием ИКТ и всё изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Учитель может и должен чередовать разнообразные методические приемы. Например, часть урока преподаватель может объяснить сам, другую – используя электронного помощника. В зависимости от типа урока по-разному можно использовать ИКТ в своей работе.

Уроки с использованием ИКТ – это один из самых важных результатов инновационной работы в современной школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

Использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя.

Для успешного формирования понятия «Имени прилагательного», в процессе педагогической практики в школе был выбран веб-сайт, как средство, позволяющее объединить многообразие отобранных нами ресурсов в единый электронный образовательный ресурс.

Данный сайт предназначен для учителей начальных классов и может использоваться как методическое сопровождение различных типов уроков, а также как демонстрационный и контрольно-оценочный материал в рамках темы «Имя прилагательное» предмета «Русский язык» в третьем классе, в рамках системы развивающего обучения Л.В. Занкова[4].

В разделе «Главная» дано общее описание сайта. В разделе «Справка» дается описание основных характеристик имени прилагательного. В разделе «Задания» дается основной материал, посвященный имени прилагательному. В разделе «Доп. материал» представлены аудио фрагменты и иллюстрации по теме «Имя прилагательное». В разделе «Фрагменты» представлена подборка методических видеофрагментов для учителя.

Для того, чтобы запустить сайт, необходимо дважды кликнуть на файле index.

Апробируемый веб-сайт:

- соответствует по содержанию Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения и системы развивающего обучения Л.В. Занкова учебной дисциплины «Русский язык»;

- обеспечивает поддержку различных видов занятий по дисциплине «Русский язык» и полноту включенного в ЭОР учебного материала;

- включает материалы, позволяющие проводить контрольно-оценочную работу;

Описание электронного образовательного ресурса содержит в себе методические материалы для учителей по примерам применению ЭОР в учебном процессе, снабжается инструкцией по установке и эксплуатации ЭОР.

В качестве примера приведем фрагмент урока с использованием электронного образовательного ресурса - веб-сайта:

Тема урока: «Имя прилагательное».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: обеспечить первичное усвоение нового материала по теме: «Имя прилагательное»; совершенствовать уровень подготовки учащихся по орфографии; создание условий для развития речи учащихся, обогащая их словарный запас; совершенствовать навыки работы в паре, группе.

Практическая работа учащихся: Работа с разделом «Справка».

Контроль: текущий - фронтальный, промежуточный - во время практической работы.

Оборудование: компьютеры, электронный образовательный ресурс «Имя прилагательное», рабочие тетради, письменные принадлежности.

Структура урока:

  1. Организационный момент - 5 минут.

  2. Актуализация знаний - 10 минут.

  3. Сообщение темы урока - 5 минут.

  4. Работа по теме урока - 15 минут.

Ход урока:

Младшие школьники сначала садятся за свои парты, отвечают на вопросы учителя относительно материала предыдущих уроков, предполагается фронтальный опрос:

1. Что обозначает имя существительное?

- На какие вопросы отвечает?

- К каким существительным задаём вопрос кто? Приведи примеры.

-К каким существительным задаём вопрос что? Приведи примеры.

- Какого рода бывают существительные? Приведи примеры.

- Как изменяются существительные?

- Как определить род существительного во множественном числе? Приведи примеры.

В рамках выполнения практического задания предполагается сначала разделить младших школьников на пары с учетом успеваемости. Затем, используя веб-сайт, младшие школьники в парах обсуждают данные вопросы, после обсуждения проверяют себя по появляющимся по щелчку справкам:

- Что такое имя прилагательное?

- Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает?

- Как изменяется?

- С какой частью речи употребляется?

- Чем является в предложении?

- Для чего используется в нашей речи?

В данном задании у младших школьников формируется обобщенные знания об имени прилагательном.

Дома младшие школьники предлагается поработать с заданием «Мозаика». На сайте представлен текст с пропусками, на месте которых должны быть расположены имена прилагательные, также дана подборка имен прилагательных, из которых младшие школьники должны «собрать» рассказ.

Данное задание позволяет разнообразить деятельность учащихся, обобщить знания об имени существительном и систематизировать знания об имени прилагательном. Может быть использовано как в урочное, так и во внеурочное время. Использование веб-сайта дает преимущества в систематизации работы и комплексном подходе в организации учебного процесса.

Таким образом, ИКТ существенно помогают педагогу в его работе. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей.

Список использованной литературы

  1. Бордовский, Г.А. Информатика в понятиях и терминах [Текст]: учебное пособие / Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков. – М: Просвещение, 1991. – с. 235

  2. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1966.- 321с

  3. 3анков, Л.В. Беседы с учителем (Вопросы обучения в начальных классах). [Текст]/ Л.В. Занков. - М.: Просвещение, 197 5.-191 с

  4. 3анков, Л.В. О начальном обучении. [Текст]/ Л.В. Занков. - М.: Академии педагогических наук РСФСР, 1963.- 74с.

  5. Захаров, В.А. Информационное общество [Текст] / В.А. Захаров, М.Б. Игнатьев, Ю.Ф. Шейнин //Системы и средства информатики. –1999. - №9. – С. 4 – 7.

  6. Обучение и развитие. Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. Л.В. Занкова. - М., 1975. - 440с.

  7. Полякова, А.В. Русский язык в начальных классах: Метод рекомендации: 1-2 кл.: Пособие для учителя. [Текст]/ А.В. Полякова. - М.: Просвещение, 2002.-93с.

Просмотров работы: 295