ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В РАМКАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В РАМКАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Зеленская Г.С. 1
1Филиал ФГБОУ ВО «КубГУ» в г.Тихорецке
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В системе экономической безопасности инновационная деятельность проявляется в виде достаточно сложных составляющих ее элементов, так как интенсивность внедрения нововведений сопряжена с большой совокупностью организационно-экономических факторов и возможностью использования разных направлений воздействия на устойчивость и безопасность социально-экономической системы государства.

Актуальность проведенного исследования обусловлена тем, что увеличение эффективности инновационных процессов является залогом повышения конкурентоспособности национальной экономики и источником устойчивого и сбалансированного развития страны. Переход на инновационный путь развития способствует формированию специфической институциональной системы, позволяющей обеспечить защиту субъектов хозяйствования от финансовых и коммерческих рисков.

Укрепление конкурентных позиций на мировом рынке отечественных товаров вследствие перехода субъектов хозяйствования на инновационный путь развития возможно при увеличении количества и степени радикальности нововведений, которые готовы воспринимать и адаптировать корпоративные и государственные институты. Соблюдение данных условий будет способствовать укреплению этих структур, повышению эффективности их производства и выпуска на этой основе инновационной продукции [1].

В условиях развития инновационной сферы экономики России в рамках обеспечения ее экономической безопасности следует обязательно брать во внимание субъектов угроз, которые могут нанести ущерб жизненно важным экономическим интересам субъектам хозяйствования или государства. Так можно выделить таких субъектов угроз как предприниматели, фирмы, фонды и благотворительные организации, государственные предприятия, иностранные организации, которые в процессе своей деятельности могут использовать ситуацию для применения противоправных действий (отмывание незаконных доходов и др.).

Следует отметить, что формирование институциональной инфраструктуры конкурентной инновационной экономики предполагает выдвижение в число весомых аргументов – способность экономических агентов, в лице субъектов хозяйствования и государства, быстро и адекватно реагировать на угрозы, возникающие в ходе конкурентной борьбы на национальном и мировом рынках, используя при этом возможности государственного регулирования экономических отношений и научно-технического прогресса в виде новых технологий и продуктов. Так, одним из направлений развития инновационной сферы экономики является изменение модели или способов ведения хозяйственной деятельности, на основе модернизации инвестиционной системы. Основными элементами такой инвестиционной системы должны быть:

1 программно-целевые или прямые, макроэкономические или косвенные методы государственного регулирования;

2 мероприятия по подготовке и переподготовке кадров для организации и осуществления инновационной деятельности;

3 специальные формы и методы финансирования и страхования по снижению экономических рисков в условиях инновационной деятельности;

4 информационная и организационная инфраструктура, которая будет способствовать созданию материальной и информационной основы для реализации инновационных процессов;

5 мероприятия по организации международного научно-технического сотрудничества с целью обеспечения оптимизации направлений инновационной деятельности и обмен ее результатами;

6 усовершенствованная нормативно-правовая база, которая будет способствовать повышению эффективности функционирования инновационной системы. В рамках обеспечения экономической безопасности России совершенствование каждого из этих элементов должно происходить в результате выработки конкретных направлений и путей развития экономических отношений, в основе которых должно быть заложено использование имеющихся ресурсов государственного влияния на экономические процессы [1].

Экономическая безопасность России должна характеризуется наличием стабильности доходов и ресурсов для поддержания уровня жизни в данный момент и в будущем. Как известно одной из проблем обеспечения экономической безопасности России является отсутствие развитой инновационно-ориентированной экономики. В последнее время в условиях всемирного финансового кризиса значительно возросла необходимость трансформации к инновационно-направленной экономике, владеющей достаточным разнообразием продуктов.

Развитие инновационной сферы возможно только при условии создания государственной инновационной системы, все компоненты которой согласованы. Результаты деятельности инновационной системы должны охраняться законом и обеспечивать устойчивое конкурентное преимущество на внутреннем и внешнем рынках. Экономические реформы, направленные на стабилизацию экономической ситуации в стране, должны быть нацелены на разработку мероприятий для сохранения научно-технического потенциала, его раз­вития, что будет способствовать обеспечению экономического роста. Отечественная система стимулирования инновационной деятельности должна быть основана на опыте развитых стран [2].

Однако следует отметить, что основной проблемой стабилизации экономики на основе развития инновационной сферы выступает комплекс негативных послед­ствий экстенсивного развития экономики в России, а именно преобладание морально устаревших основных фондов с большой степенью износа и значительная доля в структуре российской экономики производств со старыми технологиями. Все это снижает уровень конкурентоспособности отечественных предприятий, так как предприятия с такой основной производственной базой уступают по уровню производительности труда и качества выпускаемой продукции не соответствуют жест­ким конкурентным требованиям мировых товарных рынков. В целом, сложившуюся экономическую ситуацию в стране можно охарактеризовать общим спадом конкурентоспособ­ности продукции и услуг, и еще из-за нехватки финансовых ресурсов, снижением заинтересованности в проведении инно­вационных мероприятий [3].

Особую роль в инновационном развитии России и субъектов ее федерации играет Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая разработана на основе положений Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» [4]. В настоящее время осуществляется реализация второго этапа данной стратегии, целью которого является увеличение доли расходов на инновации в бюджете страны и исполнение «дорожных карт» по развитию новых отраслей экономики в регионах.

Для того, что бы инновации в регионах имели место (обновлялись предприятия различных сфер хозяйствования) должны предъявляться жесткие требования к качеству обслуживания и минимизации затрат крупными бизнес-единицами. Выдвижение таких требований будет способствовать интеграции звеньев в единую цепь [4].

В данном случае инновации будут способствовать переходу к новому равновесному состоянию в результате согласования экономических интересов всех субъектов выстроенной цепочки. Звеньями данной цепи для достижения наибольшего экономического эффекта должны стать представители бизнеса, правительственные институты, научно исследовательские и образовательные учреждения, финансовые институты, «Мосты». Особая роль в данной цепи отводится такому звену как «Мосты», так как данное звено по средствам университетских интерфейсов, профессионального обучения, стажировки, научно-технических парков, бизнес-инкубаторов, информационных центров и малых инновационных предприятии обеспечивает более эффективное взаимодействие, направленное на получение знаний, необходимое для внедрения новаций во всех других звеньях цепи [4].

Для улучшения инновационной сферы экономики Росси в рамках обеспечения ее экономической безопасности принципы организации финансирования инноваций должны быть ориентированы на мно­жественность источников финансирования и предпо­лагать быстрое и эффективное внедрение инноваций. Важным моментом является тот факт, что тщательному обоснованию как с научно-технической точки зрения, так и по всем видам наиболее важных ре­сурсов подлежит реализуемость инновационного проекта, обеспечи­вающего маркетинговую стратегию развития [3]. Наиболее важным источником финансирования инноваций является бюджет. Он используется в основном при денежной поддержке практических апробаций и нововведений в оборонной промышленности, а также для финансирования расходов на организацию и проведение основных и дополнительных апробаций в университетских организациях. Опираясь на вышеизложенную информацию можно сделать вывод о том, что снижение спроса на научно-техническую продукцию на начальном этапе становления рыночных отношений привело к тяжелому финансовому положению многих научных организаций [2].

Для оценки финансовой эффективности инноваци­онного проекта целесообразно применять динамические методы, основанные преимущественно на дисконтиро­вании образующихся в ходе реализации проекта денеж­ных потоков, так как это позволит осуществить прогнозирование положительных и отрицательных денежных потоков на плановый период.

Подводя итог, отметим, что инновационная сфера требует постоянных улучшений, так как новации одна из составляющих обеспечения экономической безопасности на каждом из микроуровней, что создает условия для возникновения синергетического эффекта, который приведет к обеспечению экономической безопасности на макроуровне.

Библиографический список

1. Экономическая безопасность: теория, методология, практика / под науч. ред. Никитенко П.Г., Булавко В.Г.; Институт экономики НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2009. – 394 с.

2. Ребрина Т. Г. Инновационное направление экономики как гарант обеспечения экономической безопасности России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LXIII-LXIV междунар. науч.-практ. конф. № 7-8(60). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 55-60.

3. Иманова М.Г. Основные условия развития инновационного бизнеса в России // Приоритетные модели общественного развития в эпоху модернизации: экономические, социальные, философские, политические, правовые аспекты: материалы международной научно-практической конференции (25 марта 2016г.). - В 5-и частях. - Ч. 2./ Отв. ред. Н.Н.Понарина, С.С.Чернов. – Саратов: Изд-во «Академия управления», 2016. – С.122-125.

4. Иманова М.Г., Королюк Е.В. Вопросы эффективности построения региональной инновационной системы // Экономика и предпринимательство. 2016. № 8 (73). С.1055-1058.

Просмотров работы: 1196