МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Гатамов В.Р. 1
1Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В нынешнее время особую актуальность приобретает экономическая безопасность страны, а ее основной задачей становится образование действенного механизма управления бюджетными ресурсами. Следует обратить внимание на то, что под механизмом обеспечения экономической безопасности государства понимается множество таких инструментов, способов, рычагов и стимулов, с помощью которых исполнительная власть на уровне государства и региона должна обеспечивать их стабильное развитие в системе экономического роста государства [1].

Накопившийся опыт говорит о том, что безопасность экономического развития государства или региона основывает ключевую составляющую, как внутренней, так и внешней политики.

С целью обеспечения эффективности воспроизводственного процесса страны, следует соблюдать стратегию обеспечения условий для экономической безопасности, которая занимает важное место в воспроизводстве национальной безопасности страны.

Учёные и исследователи заострили своё внимание на проблеме экономической безопасности страны, что обусловлено на сегодняшний день жизненно важными для России и ее регионов потребностями:

- устранить развивающийся системный кризис российского общества, получивший свое воплощение в уменьшении размеров производства, деформации общеотраслевой и территориальной структуры экономического комплекса, потере стратегических возможностей социально-экономического развития; сберечь собранный ресурсный, промышленный, кадровый, научно-технический и интеллектуальный потенциал в интересах достойного вступления и процветания Российской Федерации в XXI в.;

- сберечь и заложить базу для дальнейшего улучшения качества жизни населения, выбросить отрицательное влияние человека на природу и окружающую его среду.

Национальная безопасность Российской Федерации, вместе с внешнеполитическими и внешнеэкономическими факторами, непосредственно зависит от состояния российской экономики и оптимального совокупности интересов центра и регионов [2].

Следовательно, оценку экономической безопасности нужно проводить в объеме всех сфер жизнедеятельности с учетом политических, геополитических, социально-экономических и прочих условий, которые обеспечивают хорошую защиту жизненно важных интересов российского общества благодаря сбалансированному и активному развитию всех отраслей и территорий, развитию элементов внутреннего иммунитета и внешней безопасности от дестабилизирующих условий территориального, местного и федерального уровней, формированию положений для достижения ведущих позиций на мировом рынке товаров, труда и капиталов.

Окончательной же целью этого является увеличение качества жизни населения Российской Федерации, многостороннее и гармоническое формирование каждой личности.

Для повышения экономической безопасности страны нужно создание подходящего механизма ее снабжения [3]. Он представляет собой систему организационных, экономических и правовых мер по предотвращению финансовых угроз и содержит следующие элементы:

– объективный и всесторонний прогноз состояния экономики и общества в целях раскрытия, моделирования и предотвращения угроз экономической безопасности;

– выработку пороговых значений социально-экономических характеристик, неисполнение которых приводит к нестабильности и конфликтам;

– работа государства по раскрытию и предотвращению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.

Главной целью механизма обеспечения экономической безопасности, является формирование комплекса подходящих условий для жизнедеятельности и становления индивида, социально-экономической и военно-политической устойчивости российского общества, сохранения единства и государственности России, противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Для этого следует выработать государственную стратегию обеспечения экономической безопасности. Она должна быть нацелена на защиту населения страны, а также на сохранение и рост образовательного, научно-технического и производственного потенциала [4].

Механизм обеспечения экономической безопасности России осуществляет ряд крайне важных функций, к которым многие авторы относят защитную, регулятивную, превентивную (предупредительную), инновационную и социальную функции [5]. Рассмотрим их более детально.

Защитная функция предполагает ограждение экономики страны от внутренних и внешних угроз и объединена с наличием достаточного ресурсного потенциала. Для обеспечения работы защитной функции нужно наличие четырех неотъемлемых условий, среди которых:

а) наличие и действенное применение социально-экономических ресурсов страны;

б) рациональное применение и охрана существующих природных ресурсов;

в) улучшение управленческих и кадровых ресурсов на федеральном и региональных уровнях;

г) защита национальной экономики от внешнего воздействия, уничтожение внешних вторжений и рисков.

Регулятивная функция подразумевает два варианта нейтрализации угроз – регулирование «сверху вниз» и регулирование «снизу вверх».

Первый вариант создан на формировании в России совершенного механизма государственного регулирования экономики и имеющийся рыночных отношений. Государственное регулирование экономики обычно либо увеличивает рыночный механизм, либо ограничивает его потенциал и направлено на регулирование и трансформацию отношений рыночного саморегулирования.

Государственное регулирование нацелено не только на преодоление появляющийся угроз, но и на получение дополнительных возможностей и выгод. Соответственно, наиболее важную цель государственного регулирования можно определить, как оптимизацию степени экономической безопасности, нацеленную на обеспечение:

– баланса между сбережениями и инвестициями;

– макроэкономической устойчивости;

– стабильного экономического роста;

– условий функционирования хозяйствующих субъектов и их экономической безопасности.

Второй вариант подразумевает применение внутрихозяйственных элементов регулирования рынка, механизмов рыночного саморегулирования.

Особо важными элементами такого саморегулирования чаще всего выступают условия внешней и внутренней среды хозяйствующих субъектов, главные характеристики рынка – прежде всего конкуренция и уровень цен.

Наиболее подходящий баланc цен и конкуренции ведет к тому, что экономика переходит в сбалансированное состояние. Однако механизм рыночного саморегулирования не всегда действует, так как хозяйствующие субъекты в нашей стране различаются слабостью и неспособностью к принятию решений на высочайшем уровне. А это порождает некую неопределенность на рынке, зависимость от государства и определенных его решений.

Библиографический список

1. Молчан А.С., Шадрина Ж.А., Кочьян Г.А., Ивашин Д.И., Петров И.В., Лялюк А.В., Антошкина А.В., Добрунова М.А., Лехман Е.В., Птушкин С.Л., Тернавщенко К.О., Харченко С.В., Ильина Т.В., Малашенко Н.Л., Королюк Е.В., Хараджян Л.В., Солонина С.В., Франциско О.Ю., Ануфриева А.П. Макроэкономические тенденции и параметры эффективного развития субъектов региональной экономики в контексте мер обеспечения экономической безопасности: Коллективная монография / Краснодар, 2016.

2. Королюк Е.В. Ключевые направления обеспечения экономической безопасности государства. В сборнике: Условия, императивы и альтернативы развития современного общества: экономика, управление, социономия, право Материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.В. Королюк. 2016. С. 91-94.

3. Бурцев В.В. Проблемы государственной экономической безопасности // Финансы. 2009. № 5. С.50-52.

4. Сахарова Н.П. Методология формирования механизмов обеспечения экономической безопасности промышленности России // Управление экономическими системами. Электронный журнал. 2012. №7. URL: http:// иесв.пх/uecs-43-72012/item/1469-2012-07-28-06-09-00.

5. Фирсов В.А. Меры по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации // Вестник РАГС при Президенте РФ. 2008. № 2. С.46-48.

Просмотров работы: 3719