ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

Воробьёва Ю.Ю. 1
1Филиал ФГБОУ ВО «КубГУ» в г.Тихорецке
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Земля - количественно ограниченный, ничем не заменимый естественный ресурс, выступающий в качестве объекта экономической безопасности и управления экономическими активами, являющийся фактором и средством производства, предназначенный для обеспечения потребителей необходимыми природными ресурсами и используемый как пространственная основа для жизнедеятельности [1].

Российская Федерация в настоящее время по объему земельных ресурсов, занимает одно из первых мест. Управление таким богатством является важнейшей базой для решения многих проблем, среди которых можно выделить такие как: социально-экономические, политические, экологические и других, что несомненно связано с обеспечением экономической безопасности страны.

С развитием рыночных отношений, происходил динамичный переход земельных ресурсов в частную собственность, во временное владение и пользование, которые прежде находились в государственной собственности. Практически одна треть земель, приватизированы, а следовательно стали средством получения дохода и фактором производства.

Следует отметить, что рынок земли представляет собой отдельный сегмент экономики, имеющий собственную инфраструктуру, включающий в себя оборот земель, развитие финансирование и управление которым осуществляется с использованием и посредством рыночных механизмов [2].

Уполномоченные органы государственной власти, применяя административные методы, обеспечивают достижение рыночного регулирования владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами.

Поэтому государству следует не только управлять земельными ресурсами, но проводить регулирование рыночного оборота и использования земель.

Управляя земельными ресурсами, государство должно установить такие земельные правила, которые гарантировали бы любому участнику рынка земельных отношений, предоставления земельных участков в нужном месте и по адекватной цене, сохраняя при этом экономическую эффективность землепользования.

Законодательство, регулирующее земельные отношения, классифицирует земли по следующим критериям: целевому назначению, формам собственности, видам использования и вовлечения их в экономический оборот.

Рассматривая управление земельными ресурсами, как фактор, обеспечения экономической безопасности страны, следует отметить, что это не только противодействие к различным угрозам, таких как, например, мошенничество, экологический ущерб, но и адекватная стоимостная оценка земли. Последний фактор может привести к занижению налоговой базы объекта земли, что приведет к снижению налоговых платежей, а также к поступающим платежам от приватизации земли.

Анализ прошедшей скупки земли для сельскохозяйственного использования, во многих регионах, выявил, что эти земли практически не обрабатывались, и как следствие вывелись из хозяйственного использования.

Еще одним фактором является и то, что правовая и информационная неосведомленность о земельных ресурсах, привела к тому, что земля была скуплена по заниженной стоимости, а впоследствии перепродана для строительства различных объектов.

Коррупция в органах власти привела к тому, что происходит снижение эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения, а то и вовсе их перепрофилирование. Впоследствии все это тормозит развитие различных отраслей экономики, и что особенно значимо к снижению инвестиционной привлекательности не только отдельных регионов, но и экономики в целом.

Официальной статистики, касающейся конкретно преступлений в сфере земельного оборота, в настоящее время в России не ведется. Данный вид преступности является частью преступлений против собственности и преступлений в сфере экономической деятельности, и вычленить ее из общего массива преступности очень затруднительно. Динамику развития данного вида преступности можно проследить по имеющимся данным о совершаемых преступлениях, предусмотренных ст. ст. 170 и 254 УК РФ [3].

Специфика преступлений, совершаемых в сфере земельных отношений, показала, что в основном данные посягательства относятся к корыстной, экономической, экологической и организованной преступности одновременно. Все это привело к распространению и применению ухищренных и замаскированных способов для преступлений в сфере земельных отношений.

К преступлениям этой группы можно отнести:

- совершение незаконных сделок с землей путем фальсификации документов, необходимых для купли-продажи, аренды земельного участка;

-подкуп должностных лиц с целью незаконного получения земельного участка;

-мошеннические действия с земельными участками;

- принуждение к совершению сделки с земельным участком или к отказу от ее совершения;

-вымогательство земельного участка либо отчуждение права собственности на него;

- получение либо вымогательство взятки за содействие в получении земельного участка либо за ускорение процесса его получения;

- умышленные действия, направленные на банкротство невыгодных покупателю предприятий, с целью завладения недвижимостью, в т.ч. земельным участком;

- регистрация незаконных сделок с землей и т.д. [4].

Следовательно, предупреждение данных преступлений, должно стать одной из первоочередной задачей государства, так как от этого зависит экономическая и социальная безопасность не только страны, но и общества в целом. Поэтому, внедрение новейших средств для пресечения данных форм преступлений очень актуален и использование тех инструментов, которые были присущи советскому периоду не даст эффективный результат. Новые схемы захвата имущества, в том числе земельных ресурсов, реализуется в настоящее время профессионалами высочайшего класса, которые используют как административные, так и судебные ресурсы.

Таким образом, данную проблему можно решать, в том числе и через совершенствование практики применения имеющихся уголовно-правовых норм.

С учетом высокой значимости земли как ресурса особого вида, имеющего огромное значение для нашей страны, нельзя не затронуть вопрос, касающийся угроз экономической безопасности страны.

На экономическую безопасность, связанную с использованием земельных ресурсов, влияет множество факторов, которые можно сгруппировать по отдельным группам:

- экономические, которые влияют на отдельные сегменты, путем снижения их привлекательности;

- социальные, которые, раскрывают конкретный вид угроз экономической безопасности, в сфере земельных отношений;

- правовые, которые характеризуют законодательство, действующее в данный момент, и регулирующее земельные отношения;

- организационные, т.е. факторы, которые показывающие организацию противодействия угрозам и преступлениям, касающихся земельных правоотношений.

На основании вышеизложенного, сделаем следующие выводы.

1 Приоритетной задачей государственных органов власти, осуществляющих регулирование и контроль в сфере земельных отношений, должны стать профилактические мероприятия, направленные на выявление и пресечение преступлений в данной сфере. А принятие нормативных актов, которые бы возложили функции контроля за сделками с муниципальной собственностью (землями), которые осуществляют органы местного самоуправления, на руководителей министерств и ведомств субъектов Российской Федерации.

2 В целях предотвращения криминальных действий, в сфере земельных отношений, необходима разработать действенных мер предупредительного характера, а также улучшить координацию и усилить контроль за деятельностью природоохранных, правоохранительных органов.

Таким образом, чтобы обеспечить экономическую безопасность земли, необходима поддержка всех органов государственной власти, включающая мероприятия, способные

Обеспечение экономической безопасности земельных ресурсов страны должно поддерживаться всей системой государственных органов и негосударственных служб и включать мероприятия, которые способны предупредить дестабилизацию экономической безопасности в сфере земельных отношений. Решение вышеизложенных проблем, обеспечит повышение экономической безопасности использования земельных ресурсов России.

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О кадастровой деятельности» // СПС КонсультантПлюс.

  2. Накова М.Р. Методическое обеспечение оценки экономической безопасности земельных ресурсов // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – М., 2013. – 214 с.

  3. Москалькова Т.Н. Рынок земли и преступления в сфере земельного оборота // «Национальные интересы: приоритеты и безопасность». – 2014. -1 (22) – С.24-26.

  4. Ильин Д.В. Криминальные схемы завладения землей и правами на нее / Д.В. Ильин // Российский криминологический взгляд. - 2010. - №3. - 0,2 п.л.

Просмотров работы: 536